МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА»

Марковская Елизавета Игоревна, Рагимова Наталья Сергеевна

Дата публикации: 05.09.2013

Опубликовано пользователем: Elizaveta Markovskaya

Рубрика ГРНТИ: 06.00.00 Экономика. Экономические науки

Ключевые слова: , ,

Библиографическая ссылка:
Марковская Е.И., Рагимова Н.С. Методические указания по изучению курса «Взаимодействие бизнеса и государства» // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2013/09/963 (дата обращения: 10.06.2018)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

 

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА»

 

для студентов, обучающихся по направлению

«Экономика» (бакалавриат), а также по специальности «Экономическая теория» (специалитет)

 

Рекомендовано научно-методическим советом университета

 

Автор-составитель канд. экон. наук, доцент Е.И. Марковская, канд. экон. Наук, асс. Рагимова Н.С.

Рецензент канд. экон. наук, доцент А.В. Луссе

  

© Е.И. Марковская, Н.С. Рагимова 2013


Содержание 

1. Общие положения

2.Программа курса

3. Методические указания по подготовке к занятиям:

общие рекомендации

4. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

5. Методические указания по выполнению самостоятельных

работ

6. Рекомендуемая литература

7. Вопросы для подготовки к зачету

8. Оценка работы студента по балльно-рейтинговой системе

9. Словарь терминов

Приложения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Методические указания разработаны на кафедре экономической теории и мировой экономики Санкт-Петербургского государственного экономического университета и предназначены для преподавателей и студентов, обучающихся по направлению «Экономика» (бакалавриат), а также по специальности «Экономическая теория» (специалитет).

Изучение курса «Взаимодействие бизнеса и государства» планируется в течение одного семестра.

Методические указания состоят из следующих разделов:

1.      Общие положения.

2.      Программа курса

3.      Методические указания по подготовке к занятиям: общие рекомендации.

4.      Методические указания по подготовке к семинарским занятиям.

5.      Методические указания по выполнению самостоятельных работ.

6.      Рекомендуемая литература.

7.      Вопросы для подготовки к зачету.

8.      Оценка работы студента по бально-рейтинговой системе

9.      Словарь терминов

10.  Приложения.

 

 


1.1. Цели и задачи дисциплины

 

Основная цель курса «Взаимодействие бизнеса и государства» – познакомить студентов с базовыми принципами и моделями взаимодействия бизнеса и государства, основными проблемами, возникающими в процессе такого взаимодействия.

Задачами курса являются:

- усвоение основных понятий и категорий дисциплины;

- понимание закономерностей развития экономических отношений между бизнесом и государством;

- умение разбираться в проблемах взаимодействия бизнеса и государства.

 

 

1.2. Структура курса, виды занятий и методика обучения

 

Курс «Взаимодействие бизнеса и государства» предполагает проведение лекционных, практических занятий и самостоятельную работу студентов. Курс «Взаимодействие бизнеса и государства» предполагает использование активных форм обучения, таких как деловые игры, круглые столы, решение ситуационных задач.

 

 

1.3. Формы контроля знаний

 

Осуществляется текущий контроль знаний на семинарах в виде проведения промежуточных устных опросов, оценки выполнения самостоятельной работы в форме эссе.

По окончании курса проводится зачет. Методические указания содержат ориентировочный перечень вопросов к зачету.


 

2. ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Теоретические основы взаимодействия государства и бизнеса

Предмет, основные задачи и понятия курса «Взаимодействие государства и бизнеса», связь с другими экономическими дисциплинами. Основные подходы к государственному регулированию экономики: Д.Кейнс, М.Фридмен, Ф.Хайек. Методы государственного регулирования экономики. Типы государственного регулирования: полный государственный монополизм в управлении хозяйством (СССР). Различные модели сочетания рыночных и государственных регуляторов (японская, шведская модели, ФРГ, Австрия, Китай). Либеральная экономика – неограниченное частное предпринимательство.

Тема 2. Эволюция взаимоотношений государства и бизнеса

Этапы развития взаимоотношений государства и бизнеса, их существенные характеристики. Модели взаимоотношений государства и бизнеса. Базовые стратегии поведения бизнес структур: от дистанцирования от государства до тесного взаимодействия с ним. Основные факторы, определяющие взаимодействие государства и бизнеса. Принципы и инструменты взаимоотношений государства и бизнеса. Актуальные проблемы взаимодействия государства и крупного бизнеса.

Тема 3. Правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Правовые и экономические последствия вступления России в ВТО для российского бизнеса. Конституционные нормы о предпринимательской деятельности. Гражданский кодекс Российской Федерации о предпринимательстве. Специальные законы. Малое, среднее и крупное предпринимательство. Осуществление контрольных функций со стороны государства. Основные положения Федерального закона от 28.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Основные достоинства и недостатки закона. Международные документы, регулирующие отношения между властью и бизнесом.

Тема 4. Особенности взаимодействия власти и бизнеса с помощью механизма государственно-частного партнерства

Модели и формы партнерства государства и частного сектора. Контракты, аренда, концессия, соглашение о разделе продукции, совместные предприятия. Мировой опыт реализации механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Мера участия государства и частного бизнеса и условия их сочетания. Уровень интеграции капитала при реализации партнерских отношений. Основные черты ГЧП, отличающие его проекты от других форм отношений государства и частного бизнеса. Значение и основные особенности проектов ГЧП на уровне местного самоуправления. Проблемы реализации механизма совместных инвестиций в развитие инфраструктуры. Особенности реализации суверенных функций государства в проектах ГЧП на основе обобщения теоретического и практического международного опыта. Основные направления организации государством регулирующей деятельности в сфере партнерства с частным бизнесом.

Тема 5. Взаимоотношения власти, бизнеса и общества как фактор социально-экономического развития 

Государство, бизнес и общество как основные элементы системы социального партнерства. Взаимосвязь источников формирования предпринимательской активности и условий развития науки. Сравнительный анализ взаимного влияния науки и бизнеса в мировой практике и в России. Организационные формы симбиоза предпринимательства с наукой: научные парки, технополисы, бизнес-инкубаторы. Перспективы воплощения научного знания в новых видах продукции, работ, услуг. Магистральный путь взаимовыгодного соединения науки и бизнеса. Уровень социальной ответственности бизнеса. Социальные последствий воздействия деловой активности предприятия на собственный персонал, потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность. Основы благотворительных пожертвований со стороны бизнес-структур. Проблема необходимости повышения социальной ответственности бизнеса.

Тема 6. Анализ практики применения антимонопольного регулирования в Российской Федерации

Особенности проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках, определение долей хозяйствующих субъектов на рынках определенных товаров, работ, услуг. Понятие доминирующего хозяйствующего субъекта. Критерии квалификации действий хозяйствующих субъектов на предмет наличия недобросовестной конкуренции. Примеры злоупотреблений хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынках энергетических ресурсов. Основы контроля процедуры организации и проведения торгов со стороны субъектов естественных монополий и заключения договоров по результатам таких торгов (конкурсов и аукционов). Типичные нарушения государственных заказчиков при проведении закупочных процедур для государственных и муниципальных нужд. Примеры оценки действий комиссий государственных заказчиков на предмет обоснованности отклонений поступивших заявок участников.

Тема 7. Принципы налогообложения бизнеса

Правовые основы налогообложения. Виды систем налогообложения. Особенности налогообложения малого, среднего и крупного бизнеса. Налоговая политика государства в отношении бизнеса в современных условиях. Международные налоговые отношения. Льготные условия для бизнес-структур по уплате налогов. Специфика ведения налогового учета и составления отчетности. Изучение основ документооборота предприятия, получение информации о налоговых рисках, устранение обнаруженных ошибок. Основы оптимизации налогообложения предприятий. Новая модель уплаты налогов и пересмотр налоговой политики компании.

Тема 8. Адаптационные механизмы поведения государства и бизнеса в условиях циклического развития

Сущность, основные причины и фазы циклического развития рыночной экономики. Современные особенности экономических колебаний. Основные формы кризисов. Современные теоретические концепции экономического цикла. Особенности экономических циклов в России. Понятие и виды адаптационных механизмов. Устойчивость как критерий оценки адаптационных механизмов фирмы. Проблемы устойчивости функционирования российских предприятий в условиях циклического развития. Принципы реализации адаптационного механизма в Российской Федерации.

 

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ

К ЗАНЯТИЯМ: ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Основными формами обучения по дисциплине являются:

1.    Лекции

2.    Семинарские занятия

3.    Самостоятельная работа

 

Формы контроля:

1.    Текущий контроль на семинарах

2.    Промежуточный контроль (эссе, подготовка презентации )

3.    Итоговый контроль (зачет)

Порядок обучения:

 

1.    Лекции.

На лекциях преподаватель знакомит с основными направлениями рассматриваемой тематики, ведущими представителями основных научных школ, учит анализировать экономические процессы,  ставит проблемные вопросы, решить которые необходимо на предстоящих семинарских занятиях. На лекциях студент получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Но одно лишь посещение лекций является недостаточным для подготовки к семинарским занятиям. Требуется также изучение основной и дополнительной литературы. Списки рекомендуемой для изучения литературы приводятся в данных методических указаниях.

2.    Семинарские занятия

Семинарские занятия являются важной частью учебного процесса. Для подготовки к семинарским занятиям требуется самостоятельно тщательно изучать лекционный материал по соответствующей тематике, а также читать рекомендуемую по данной тематике литературу.

3.    Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по дисциплине предполагает изучение рекомендуемой литературы, а также подготовку одного из видов работ.

              Работа с основной и дополнительной учебной литературой

В методических указаниях приводится список основной и дополнительной литературы. Основная литература является обязательной для изучения.

3.2.Самостоятельный поиск литературы, использование других источников

Студентам необходимо вести поиск литературы самостоятельно, ориентируясь не только на рекомендуемый список литературы.

Студентам рекомендуется обращаться к специализированным интернет-ресурсам, которые содержат аналитическую информацию, которая может быть использована при подготовке рефератов, эссе, докладов и других видов самостоятельных работ.

 

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Как правило, преподаватель сам определяет тематику предстоящего семинарского занятия и дает студентам задание для подготовки к нему. Для подготовки к семинарским занятиям студенты должны ориентироваться на список основных и дискуссионных вопросов, которые обозначаются преподавателем. Также студентам следует выполнить задание, определяемое преподавателем. Семинарские занятия могут проводиться в форме круглых столов, решения ситуационных задач, деловых игр. Для подготовки к семинарским занятиям предусмотрены некоторые виды самостоятельных работ, список которых приведен ниже в данных методических указаниях.

 

 

4.1. Методические указания  для подготовки докладов

 

Доклад готовится по определенной теме, согласованной с преподавателем. Перечень предлагаемых тем для докладов приводится ниже. Доклад готовится с использованием как основной, так и дополнительной, подобранной самостоятельно студентом литературы. Как правило, время, отведенное на чтение доклада на семинарском занятии, составляет 5-7 минут. После чтения доклада студентам предлагается обсудить затронутые в докладе проблемные вопросы. Студент при чтении доклада должен изложить переработанный материал в доступной и понятной форме. Как правило, студент не читает с листа, а излагает доклад своими словами, опираясь на предварительно составленный план доклада.

 

 

4.2.Ориентировочные темы докладов

 

Для формулирования тем докладов студенты могут опираться на рекомендуемые для написания эссе, а также на вопросы для подготовки к зачету, которые приведены ниже.

Выбранную тему необходимо согласовать с преподавателем.


5.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

В качестве самостоятельной работы студентам предлагается подготовить эссе.

5.1. Общая характеристика эссе

      Слово «эссе» происходит от французского “essai”, англ. “essay”, “assay” – попытка, проба, очерк; от латинского “exagium” – взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень (“Опыты”, 1580 г.). Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией; жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем – либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

      Эссе представляет из себя самостоятельную письменную работу на тему сформулированную студентом (и согласованную с преподавателем) или предложенную преподавателем.

      Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

      Эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

      Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

      Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление.

5.2.Структура эссе.

1.                  Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);

2.                  Введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

3.                  Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации. Именно в этой части необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли. Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков – не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4.                  Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Заключение подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

5.3.Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе

Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация – это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь. Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения.

Тезис— это положение (суждение), которое требуется доказать.

Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Аргументы обычно делятся на следующие группы:

1.                  Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании – законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

2.                  Определения – в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.

3.                  Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

5.4.Рекомендации по работе над эссе

1.                  В работе необходимо ссылать на те источники литературы, которые прочитал автор эссе.

2.       Использованные автором эмпирические данные из разных источников литературы должны служить подтверждением выдвинутых автором предположения.

3.       Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

-          исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

-          качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

-          аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

4.       Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.


 

5.5. Критерии, по которым оцениваются  эссе

 

Критерий

Требования к студенту

Знание и понимание теоретического материала.

-                     определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

-                     используемые понятия строго соответствуют теме;

-                     самостоятельность выполнения работы.

Анализ и оценка информации

-                    грамотно применяет категории анализа;

-                     умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

-                    способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

-                    диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);

-                    обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;

-                     дает личную оценку проблеме.

Построение суждений

-               ясность и четкость изложения;

-                                     логика структурирования доказательств;

-                                    выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;

-                                    приводятся различные точки зрения и их личная оценка;

-                                    общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

Оформление работы

- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.

 

5.6. Требования к оформлению эссе

Объем эссе должен составлять до 7 страниц машинописного текста, шрифт TimesNewRoman, шрифт – 14, интервал – 1,5. Поля: сверху и снизу – 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см. Текст пишется с одной стороны листа. Страницы должны быть пронумерованы и сброшюрованы. Титульный лист не нумеруется. Каждый раздел работы начинается с новой страницы.

Оформление цитат. На каждый цитируемый или упоминаемый в работе источник делается сноска, которой присваивается номер. Допускается построчная или сквозная нумерация сносок. Если приводится дословное цитирование, то в сноске указывается источник.

Оформление таблиц. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами. Нумерация может быть 2-х видов: 1) сквозная; 2) нумерация таблиц в пределах главы. В последнем случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.  Название таблицы следует помещать над таблицей слева без абзацного отступа  одну строку. Если таблица заимствована из других источников, необходимо указать ссылку на источник информации.

Оформление рисунков, схем, графиков.

Все рисунки, схемы, графики, приводимые в работе, должны иметь нумерацию. Нумерация ведется сплошная, арабскими цифрами. Нумерация и название помещаются под рисунком, схемой, графиком и, вне зависимости от разновидности изображаемого, носят название – рисунок. Например «Рис. 1. Рыночное равновесие». Каждый рисунок, если он заимствован из другого источника, должен иметь ссылку на источник информации.

Ссылки на источники из Интернет-ресурсов

Студенты могут при написании работы использовать материал, размещенный на сайтах Интернет-ресурсов. При этом следует указать название материала, а затем указать ссылку на сайт. Рекомендации по оформлению таких ссылок приведены в Приложении 2.

 

5.7. Ориентировочные темы эссе

 

1. Государственное регулирование экономики: проблемы и перспективы.

2. Плюсы и минусы вступления Росси в ВТО с позиции российского бизнеса.

3. Роль и значение конкуренции для современного бизнеса.

4. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Европейском Союзе.

5.Регулирование деятельности малого бизнеса в США. Программы Администрации малого бизнеса США.

6. Либеральная экономика – неограниченное частное предпринимательство: достоинства и недостатки.

7. Требования гражданского и налогового законодательства к форме и содержанию договора (договоров) для создания ЧГП.

8. Правовой и экономический статус транснациональных корпораций (на примере конкретной компании).

9. Ценовая политика Российского государства: правовое регулирование и экономическое содержание.

10. Антимонопольное законодательство США.

11. Техническое регулирование по законодательству России.

12. Экологические ограничения и практика российского бизнеса.

13. Лицензирование отдельных видов деятельности по российскому законодательству.

14. Ограничения и запреты для корпораций, установленные правовыми актами ЕС.

15. Шведская модель государственного регулирования рыночных отношений.

16. Экономические отношения, рыночные отношения, бизнес отношения – сходства и различия.

17. Экономическая сущность социальной политики Российского государства в сфере трудовых отношений.

18. Спорные проблемы в сфере минимизации налогообложения: законодательство и судебная практика.

19. Законодательство о малом и среднем бизнесе России: основные проблемы.

20. Оффшорный бизнес как экономически обоснованный выбор при отсутствии конкуренции юрисдикций (плюсы и минусы).

21. Конституционные нормы о предпринимательской деятельности и их истолкование Конституционным Судом РФ.

22. Японская модель государственного регулирования рыночных отношений

6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения. М., 2003.

2.      Беляков В.Г. Правовое регулирование предпринимательской деятельности/ Учебное пособие. 3-е издание, исправленное и доп. – СПб., Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос.ун-та, 2008.

3.      Борисов А.Н Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок: Практические рекомендации .М, Юстицинформ”, 2009.

4.      Борисов С.Р., Васильев В.Н. Основы предпринимательства и организации производства. – М., 2000.

5.      Варнавский В.Г. Государство и бизнес: институциональные аспекты. – М.: ИМЭМО РАН, 2011.

6.      Варнавский В.Г. Концептуальные экономические и правовые основы концессионной деятельности (www.irex.ru/press/pub/polemika).

7.      Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. – М.: Наука, 2010.

8.      Гусева Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности.М., 2006.

9.      Крылова Д.В., Сорк Д.М. Законодательство о защите прав предпринимателей: новые возможности и как ими пользоваться. – М., 2001.

10.  Лукаш Ю. А. Оптимальные налоговые решения для малых предприятий. – М.: ГроссМедиа, 2008

11.  Мазур И.И. Эффективный менеджмент. – М.: Высш. шк., 2003.

12.  Медведев А.И. Хозяйственные договоры и сделки: Бухгалтерский и налоговый учет. М., 2000.

13.  Медведев А.Н. Нюансы практического налогообложения. НДС. Налог на прибыль. М., 2003.

14.  Молчанов С.С. Налоги: расчет и оптимизация. М., 2007.

15.  Налоги, налогообложение и налоговое законодательство. Учебное пособие для вузов под ред. Евстигнеева А.С. СПб, 2001.

16.  Николаева С.А. Амортизация по основным фондам и по нематериальным активам. М.:ПРИОР,2002.

17.  Портер Майкл Э. Конкуренция. – М.: Изд.дом «Вильямс», 2006

18.  Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора)./под ред. Н.М. Конина/-М.:«Научная книга», 2009.

19.  Рубинштейн А.Я. Экономика общественных преференций. Структура и эволюция социального интереса. – СПб.: Алетейя, 2009.

20.  Сосна С. Л. О концепции общественного достояния // Государство и право. 2009. № 2; Государство и бизнес: институциональные аспекты. – С. 66.

21.  Сосна С.А. Концессионное соглашение – новый вид договора в российском праве // Журнал российского права – www.concession.ru.

22.  Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб, Лениздат. 1996.

23.  Фуроботн Э., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории. – СПб, 2005.

24.  Харламов А.В. Государственно-частное партнерство и перспективы его развития в Санкт-Петербурге // Проблемы становления хозяйственной системы России инновационного типа в условиях экономического кризиса. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2008 года. – Март-апрель 2009 года. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. – С. 35-38.

25.  Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. – М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2010.

26.  Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. 2008. № 2. – С. 13.

27.  Эклунд К. Эффективная экономика: шведская модель. М.:Экономика.1991.

28.  Gerrard M. B. What Are Public-Private Partnerships, and How Do They Differ from Privatizations? // Finance & Development. 2001. Vol. 38, № 3.

29.  Public Private Partnership: Ein Leitfaden fur offentliche Verwaltung uud Unternehmer (Dokumentation) // Bundesministerium fur Wirtschaft und Arbeit. 2009.

30.  Public-Private Partnerships: Financing a Common Wealth. Wash., 1985.

 

Рекомендуемые Интернет-ресурсы –

источники аналитической информации:

 

www.rbc.ruинтернет-сайт информационно-аналитического агентства «Росбизнесконсалтинг»

www.cbr.ruинтернет-сайт Центрального банка

www.iet.ru– интернет-сайт Института экономики переходного периода

www.oecd.org – интернет сайт Организации экономического сотрудничества и развития

www.wto.org – интернет-сайт Всемирной торговой организации

www.wto.ru  – Интернет-сайт Всемирной торговой организации

  

7. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

 

1.      Государство и экономика .Государственное регулирование экономики.

2.      Законодательство и право. Экономическое законодательство.

3.      Государство – центральный институт политической системы.

4.       Государство и рынок.

5.      Провалы рынка.

6.      Подходы к государственному регулированию: Д. Кейнс, М.Фридмен, Ф.Хайек. Методы государственного регулирования.

7.      Типы государственного регулирования: полный государственный монополизм в управлении хозяйством (СССР).Различные модели сочетания рыночных и государственных регуляторов (японская, шведская модели, ФРГ, Австрия , Китай). Либеральная экономика – неограниченное частное предпринимательство.

8.      Транснациональные корпорации. Международное сообщество.

9.      Конкуренция юрисдикций.

10.  Ограничения для бизнеса со стороны государства.

11.  Осуществление государственного контроля и надзора. Ценовая политика.

12.  Социальная политика государства. Регулирование трудовых отношений.

13.  Конституционные нормы о предпринимательской деятельности

14.  ГК о предпринимательстве. Специальные законы. Малое и среднее предпринимательство.

15.  Осуществление контрольных функций со стороны государства.

16.  Субъекты малого и среднего предпринимательства. Риски малого предпринимательства . Основные достоинства и недостатки ФЗ.

17.  Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

18.  Международный опыт поддержки малого и среднего бизнеса.

19.  Регулирование деятельности малого бизнеса в США. Программы Администрации малого бизнеса США.

20.  Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Европейском Союзе .

21.  Законодательство о защите конкуренции. Основные понятия, используемые в антимонопольном законодательстве.

22.  Доминирующее положение. Монопольно высокая (низкая) цена. Запрет на злоупотреблением доминирующим положением.

23.   Ограничение конкуренции. Признаки ограничения конкуренции.

24.  Роль и значение конкуренции для современного бизнеса.

25.  Налоги в экономической системе. Понятие налога. Понятие сбора. Сущность и функции налогов. Налоги и бюджетная система. Законодательство о налогах и сборах.

26.  Общая система налогообложения. Основные налоги(краткая характеристика). НДС, налог на прибыль, ЕСН.

27.  Специальные налоговые режимы. Некоторые проблемы и пути совершенствования условий налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности .Основные положения об упрощенной системе.

28.  Правовые и экономические последствия вступления России в ВТО для российского бизнеса. Обсуждение и дискуссия по основным документам (Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994г., Соглашение по сельскому хозяйству и т.д.)

29.  Какие органы (институты) осуществляют «надгосударственное» регулирование бизнеса?

30.  Экономико-правовые параметры ЧГП (часто-государственное партнерство)

31.  Выбор договора при оформлении ЧГП.

32.  Требования гражданского и налогового законодательства к форме и содержанию договора.

33.  Обсуждение проблемных вопросов создания и функционирования ЧГП.


8. Оценка работы студентов по балльно-рейтинговой системе

 

Балльно-рейтинговая система оценки работы студентов соответствует [1] Положению о балльно-рейтинговой системе  оценки знаний студентов бакалавриата.  

Номер

контрольной точки

Форма

контроля

Зачетный

минимум

Зачетный

максимум

1

2

3

4

I

Эссе

25

40

II

Презентация

25

40

2) Текущий контроль

5

20

Итого за семестр

50

100

3) Дифференцированный зачет

55

100

В течение семестра работа на семинарских занятиях (текущий контроль), сдача контрольных точек (рубежный контроль) оцениваются преподавателем, ведущим семинарские занятия, и баллы заносятся в электронную ведомость, доступную для просмотра по адресу: rating.finec.ru.

Максимальное количество баллов – 100.

По каждой контрольной точек студент должен набрать количество баллов не менее зачетного минимума (всего 55).

На дифференцированном зачете итоговая оценка по курсу определяется суммой баллов, набранных студентом в течение семестра. Шкала итоговой оценки:

0 – 54 балла – «неудовлетворительно»;

55 – 70 баллов – «удовлетворительно»;

71 – 85 баллов – «хорошо»;

86 – 100 баллов – «отлично».

Пример расчета: за эссе получено 30 баллов, за презентацию – 30 баллов, за текущий контроль – 20 баллов. Тогда получаем сумму, равную 80  баллам (т.е. «хорошо»).

9. Словарь терминов и персоналий

 

Государственно-частное партнерство (ГЧП) (Public-Private Partnership (PPP) – совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Контракты – административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности (контракты на выполнение работ, оказание общественных услуг, управление, поставку продукции для государственных нужд, оказание технической помощи и т.д.).

Аренда – передача лицу на определенных договором условиях во временное пользование и за определенную плату государственное, муниципальное и иное имущество. Традиционные договоры аренды предполагают возвратность предмета арендных отношений, причем правомочие по распоряжению имуществом сохраняется за собственником и не передается частному партнеру.

Лизинг – это долгосрочная аренда имущества с последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми преференциями.

Концессия (концессионное соглашение) – специфическая форма отношений между государством и частным партнером, при которой государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении. Право же собственности на выработанную по концессии продукцию передается концессионеру.

Технополис (от греч. téchnē – искусство и polis – город) – одна из форм свободных экономических зон, создаваемых для активизации, ускорения инновационных процессов, способствования быстрому и эффектному применению технико-технологических новшеств.

Бизнес-инкубатор – это организация, решающая задачи поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей, в том числе путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.

Научный парк – объединение малых научно-технических предприятий с целью стимулирования инновационной деятельности.

Доминирующее положение – положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Недобросовестная конкуренция включает в себя:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

6) приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ЭССЕ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра экономической теории и мировой экономики

 

ЭССЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА»

 

на тему:

 

Ценовая политика Российского государства: правовое регулирование и экономическое содержание

 

Выполнил:              Иванов И.В.,

                                группа ЛВ 101

 

 

Научный руководитель:     звание, должность, Ф.И.О.

 

 

Санкт-Петербург

2013


Приложение 2

 

ОБРАЗЕЦ СОСТАВЛЕНИЯ

СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Описание книги одного автора

Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2006. – 199 с.

2. Описание книги двух соавторов

Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 416 с.

 3. Описание книги трех соавторов

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005. – 704 с.

4. Описание книги под редакцией

Структурная трансформация экономики: соотношение плановых и рыночных механизмов реализации / Под ред. Д.Ю. Миропольского, А.В. Харламова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 336 с.

5. Описание методических указаний, рабочих программ и т.п.

Методические рекомендации по изучению курса общей экономической теории. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. – 26 с.

6. Описание составной части издания

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. З. – С. 3-9.

7. Описание статьи из сборника, книги

Плотников В.А. Современное понимание потребительского поведения // Предпринимательство и реформы в России: Сб. науч. тр. – СПб.: ОЦЭиМ, 2002. – С. 101-102.

8. Описание статьи из журнала

Харламов А.В. Россия и глобализация мирового хозяйства // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2002. – № 4. – С. 60-70.

9. Описание статьи из газеты

Рост затрат съедает рост производства // КоммерсантЪ. – 2007. – 26 февраля. – С. 9.

10. Описание материала из Интернета.

Россия в 2009 году: цели и приоритеты развития. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации // www.undp.ru


[1] http://www.finec.ru/files/doc/University/official_documents/polozhenie_o_brs0409.pdf


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.