РЕГУЛИРОВКА ГОЛОВНЫХ ФАР АВТОМОБИЛЯ УРАЛ-4320-31

Гумелёв Василий Юрьевич

Дата публикации: 07.10.2013

Опубликовано пользователем: Гумелёв Василий Юрьевич

Рубрика ГРНТИ: 73.00.00 Транспорт

УДК: 629.113

Ключевые слова: , , , , ,

Библиографическая ссылка:
Гумелёв В.Ю. Регулировка головных фар автомобиля УРАЛ-4320-31 // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2013/10/1055 (дата обращения: 23.10.2017)

Гумелёв Василий Юрьевич

Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, кандидат технических наук

Аннотация

В статье рассмотрена методика проверки головных и противотуманных фар основного армейского автомобиля Урал-4320-31 и порядок их регулировки Правильное выполнение данных операций при эксплуатации автомобилей позволит повысить безопасности дорожного движения.


ADJUSTING THE HEADLIGHTS OF A CAR URAL-4320-31

Gumelev Vasiliy Yuryevich

Ryazan higher airborne command school (military Institute) named after General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences

Abstract

In the article is considered the methods of verification of the head and front fog light of the main army vehicle Ural-4320-31 and procedure of their control. The correct execution of these operations at car operation will allow to increase the safety of road traffic.

 

В настоящее время при постоянно и неуклонно увеличивающемся количестве автомобилей на дорогах страны вопросы безопасности дорожного движения становятся одной из главных проблем общегосударственного значения. Проводятся многочисленные исследования, цель которых повысить безопасность на дорогах, в том числе и при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Один из основных вопросов, который настоятельно требует своего немедленного решения – это организация технически грамотной эксплуатации автомобилей, в том числе, а скорее всего – в первую очередь, приборов и устройств систем освещения и световой сигнализации.

Автомобиль Урал-4320-31 является одним из основных армейских автомобилей. К сожалению, в некоторых достаточно солидных и широко доступных изданиях, в том числе и размещенных в Интернете, регулировка фар этого автомобиля изложена крайне, мягко выражаясь, путанно (например, простая опечатка не может занимать полторы страницы). Целью данной статьи является обобщить и напомнить тем лицам, кто изучает, а также практически эксплуатирует автомобили Урал-4320-31 в народном хозяйстве или в войсках простые, но очень важные вопросы, связанные с проверкой и регулировкой фар этого автомобиля.

Проверка и регулировка при необходимости головных фар освещения производится при ТО-2 (выполняется через каждые 16000 км пробега), после замены лампы или оптического элемента фары, а также при повреждении оперения автомобиля в местах крепления фар.

Правильно отрегулированные головные фары должны обеспечивать на дальнем свете хорошую видимость дороги и обочин на расстоянии не менее 100 м, а при переключении на ближний свет – возможность разъезда и хорошую видимость на расстоянии не менее 30 м.

Это требование выполняется в том случае, когда оптические оси фар автомобиля, исходящие из центров рассеивателей их оптических элементов, направлены параллельно и будут пересекаться с полотном ровного участка дороги на расстоянии 75 м от машины [1].

В статье будут рассмотрены простые и легко доступные способы проверки и регулировки фар по экрану со специально нанесенной на нем разметкой, без использования каких-либо приборов и устройств. В полевых условиях в качестве экрана для регулировки фар, если в этом возникает необходимость, используют стену здания, бетонный забор из плит или какие-либо другие сооружения, перед которыми имеется ровная площадка. Разметку экрана наносят мелом или краской.

Проверка и регулировка при необходимости головных фар освещения 401.3711 (ФГ122ВВ1) с оптическими элементами с европейским светораспределением (штатными оптическими элементами) производится следующим образом.

Автомобиль без груза следует установить на ровной горизонтальной площадке (высота неровностей до 5 мм) с отклонением от плоскости не более 5 мм на 1 м. Регулировка должна производиться в темноте. Температура окружающего воздуха во время работы должна быть от плюс 10 до плюс 30 °С.

Перед автомобилем должен быть установлен переносной или стационарный вертикальный экран (рисунок 1) с плоской, матовой поверхностью шириной не менее 2,5 м. Экран должен быть перпендикулярен плоскости площадки (отклонение от перпендикулярности не более 5 мм на 1 м длины экрана).

Линия ББ (рисунок 1) наносится на высоте Н центров оптических элементов фар, а линия АА наносится на высоте центров световых пятен фар. Вертикальные линии ММ и NN наносятся на экран так, чтобы они лежали в продольной плоскости симметрии оптических элементов левой и правой фар, соответственно. Центры световых пятен фар ОЛЕВ и ОПР лежат на пересечении линий АА с линиями ММ и NN. Средняя линия экрана ОО является проекцией продольной плоскости симметрии автомобиля. L – расстояние от продольной плоскости автомобиля до центров оптических элементов фар. Средняя линяя ОО экрана должна совпадать с осевой линей пола помещения (площадки) ОП. Горизонтальная линия ОП является продолжением вертикальной линии ОО и перпендикулярна плоскости переносного или стационарного экрана (стены).

Разметка стационарного экрана может наноситься на внутренней или наружной стене здания.

Регулировка фар производится только на полностью заправленном и оснащенном всеми принадлежностями и инструментом (снаряженном) автомобиле.

Н – высота от уровня пола до центра оптических элементов фар; L – расстояние от оси автомобиля до центра оптического элемента фары; h – величина смещения светового пятна на экране: h=230 мм (для автомобилей Урал-4320-10, Урал-4320-31) и h=190мм (для автомобилей Урал-43202-10, Урал-43202-31); ММ, NN – вертикальные оси симметрии оптических элементов фар; ОО – проекция продольной плоскости симметрии автомобиля на экран; ОЛЕВ и ОПР – центры световых пятен фар

Рисунок 1 – Разметка экрана для регулировки света головных фар освещения 401.3711 (ФГ122ВВ1) с оптическими элементами

с европейским светораспределением

Колеса машины должны быть накачаны до давления, соответствующего полной нагрузке в соответствии с таблицей 1.

Фары 401.3711 (ФГ122ВВ1) с европейской системой светораспределения (оптический элемент ФГ140) регулируются только в режиме ближнего света. Они должны давать на контрольном экране светлую зону в нижней части и темную – в верхней в соответствии с рисунком 1 [2, 3, 4].

Регулировка головных фар освещения проводится в следующем порядке. Необходимо установить автомобиль перед вертикальным экраном на расстоянии L=7,5±0,3 м до центра рассеивателей фар. Продольная плоскость симметрии автомобиля должна быть перпендикулярна плоскости экрана, а линия пересечения с плоскостью экрана должна совпадать со средней вертикальной линией на экране ОО.

Т а б л и ц а 1 – Номинальное давление воздуха в шинах автомобиля
Урал-4320-31

Шины Номинальное давление воздуха в шинах, кгс/см2
передняя тележка задняя
тележка
14.00-20, 146G, 147G (НС14/PR14) модели ОИ-25 3,2 4,3
390/95R20, 147J (HC10/PR10) КАМА-УРАЛ 2,9 3,2
390R20, 149J (HC14/PR14) модели О-65 3,5 3,9

Включить ближний свет фар. Снять декоративные ободки обеих фар и закрыть одну фару светонепроницаемым чехлом. Можно не пользоваться чехлом, а просто поочередно извлечь соответствующую плавкую вставку (предохранитель) из нижнего блока предохранителей в соответствии с рисунком 2. Но эти же самые предохранители могут быть установлены у некоторых автомобилей на верхнем блоке.

а б

а – блок предохранителей без предохранителя ближнего света правой фары;
б – блок предохранителей без предохранителя ближнего света левой фары;
1 – нижний блок предохранителей; 2 – верхний блок предохранителей; 3 – контакты для вставки плавкого предохранителя ближнего света правой фары; 4 – контакты для вставки плавкого предохранителя ближнего света левой фары

Рисунок 2 – Установка предохранителей ближнего света фар

Фары следует регулировать поочередно. Сначала регулируют левую фару. С помощью вращения верхнего и бокового регулировочных винтов (рисунок 3), вертикальных и горизонтальных регулировок, соответственно устанавливают оптический элемент так, чтобы горизонтальная линия светотеневой границы совпала с линией АА, а наклонная под углом 15° линия светотеневой границы исходила из точки пересечения линии АА с вертикальной линией ММ или NN для соответствующей фары (точки ОЛЕВ и ОПР). После достижения требуемого расположения светового пучка лучей левой фары производят такие же операции по регулировке правой фары. По окончании регулировки надеть декоративные ободки и закрепить их, не смещая светового пятна на экране.

а                                                                                              б

а – установка вертикального наклона фары; б – установка горизонтального направления светового пучка фары

Рисунок 3 – Регулировка фары

Существует достаточно простой способ проверки правильности регулировки фар. Для этого нужно включить дальний свет фар. Световые пятна фар на экране при этом должны представлять одинаковые круги, их центры должны находиться на одном уровне, но сместиться влево и вверх по отношению центров световых пятен ближнего света.

Проверка и регулировка фар 401.3711 (ФГ122ВВ1) с оптическими элементами с американской системой светораспределения. На обе головные фары 401.3711 (ФГ122ВВ1) могут быть установлены вместо штатных оптических элементов ФГ140 с европейской системой светораспределения оптические элементы с американской системой светораспределения, например, ФГ122 или ФГ105.

Установка на автомобиль фар с разными системами светораспределения не допускается.

Проверка и регулировка при необходимости головных фар освещения с оптическими элементами с американской системой светораспределения проводится на дальнем свете. Подготовка автомобиля к проверке регулировки фар, требования к площадке для его установки перед экраном аналогичны требованиям для проверки фар с европейским светораспределением.

Вертикальный экран для регулировки фар с американским светораспределением имеет другую, отличную от раннее рассмотренной, разметку. Его разметка представлена в соответствии с рисунком 4.

Рисунок 4 – Разметка экрана для регулировки фар с американским светораспределением

Линия ОО находится в продольной плоскости симметрии проверяемого автомобиля и проводится под прямым углом к линии ОA. Линии ЛЛ и ПП параллельны линии ОО. Расстояние а равно половине размера между центрами рассеивателей фар (765 мм). На высоте h от площадки наносится горизонтальная линия ДД. Высота h определяется по формуле:

h = H∙(1 – 0,014∙L)

где Н – высота центров рассеивателей фар над площадкой, мм;

L – расстояние от центров рассеивателей фар до плоскости экрана, м.

Вследствие различных величин деформации деталей подвески размер Н следует определять непосредственным измерением, так как он может колебаться в довольно широких пределах у автомобилей одной модификации [3]. Расстояние L выбирается в пределах от 5 до 10 метров (при таком расстоянии на экране световое пятно фар имеет четкие не размытые границы).

Оптимальное расстояние – 7,5 м [5]. Тогда h = 0,9∙H, мм. Центры световых пятен фар должны лежать на пересечении линий ЛЛ и ДД – для левой фары и линий ПП и ДД – для правой фары. Если это требование не выполняется, то фары требуется отрегулировать. Регулировка выполняется в том же порядке, что и регулировка фар с европейским светораспределением, но, в отличие от них, как было отмечено раннее, на дальнем свете.

Проверить правильность регулировки фар можно достаточно просто. Если после регулировки фар включить ближний свет, то световые пятна фар на экране должны представлять одинаковые круги со значительно большей освещенностью нижних полукружий. Их центры должны находиться на одном уровне, но сместиться вниз на 300–320 мм от горизонтальной линии ДД и вправо по отношению к центрам световых пятен дальнего света фар [1].

Библиографический список:

  1. Светомаскировка автомобильной техники. Руководство по эксплуатации [Текст]: – Министерство Обороны СССР. Главное автомобильное управление. – М.: Военное издательство, 1989. – 76 с.
  2. Руководство по эксплуатации автомобилей семейства «Мотовоз-1» [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление, 2006. – 284 с.
  3. Автомобили Урал-4320-10, Урал-4320-31 и их модификации. Руководство по эксплуатации 4320-3902035 РЭ [Текст]: – Миасс : ОАО «УралАЗ». 2003. – 219 с.
  4. Тимофеев, Ю. Л. Электрооборудование автомобилей: устранение и предупреждение неисправностей [Текст] / Ю. Л. Тимофеев, Г. Л. Тимофеев, Н. М. Ильин. – М. : Транспорт, 1994. – 301 с.
  5. Данов, Б. А. Электрооборудование военной автомобильной техники [Текст] / Б. А. Данов, В. Д. Рогачёв, Н. П. Шевченко – Рязань : Военный автомобильный институт, 2005. – 598 с.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.