АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ ДЛЯ ПРОАКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМАМИ ИС

Рябова Т.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З.

Дата публикации: 19.11.2013

Опубликовано пользователем: Рябова Татьяна

Рубрика ГРНТИ: 20.00.00 Информатика, 50.00.00 Автоматика. Вычислительная техника

Раздел портала: Управление информационной инфраструктурой

УДК: 007.2

Ключевые слова: , , , ,

Библиографическая ссылка:
Рябова Т.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. Анализ информационной и технической инфраструктуры Центра занятости для проактивного управления проблемами ИС // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2013/11/1282 (дата обращения: 10.02.2019)

Большое значение для любой организации, вне зависимости от формы управления и вида деятельности, имеет проведение своевременного анализа информационной и технической инфраструктуры. Это обусловлено, прежде всего, тем, что информация, как наиболее важный ресурс, может послужить причиной серьезных сбоев и проблем в работе организации. Процесс “Управления проблемами” позволяет скоординировать ресурсы для устранения возникших проблем, а также спрогнозировать возможные проблемы. И первым этапом этого процесса неизменно является, прежде всего, анализ информационной системы организации.

Регулярный анализ информационной и технической инфраструктуры помогает выявить уязвимые места информационной системы и оценить стоимость содержания информационно-технической инфраструктуры. Своевременное обнаружение и устранение уязвимостей позволяет повысить общую производительность и эффективность работы организации.

Для государственных учреждений большое значение при анализе информационной структуры имеет «бюджетность» используемых средств, а также качество их работы. Они должны качественно и в полной мере выполнять поставленные перед ними задачи, сохраняя при этом в безопасности все используемые сведения (например, персональные данные, с которыми зачастую очень плотно работают такие учреждения). Поэтому, не удивительно, что в государственных учреждениях используются программные средства (а именно они напрямую работают с информацией, обрабатывая и преобразовывая ее), которые регламентированы вышестоящими учреждениями или органами.

Однако, как и в любой другой организации, в государственном учреждении все же остаются задачи, выполнение которых может быть оптимизировано под деятельность конкретного учреждения. В этом случае руководитель совместно с сотрудниками ИТ-отдела самостоятельно выбирает используемые программно-технические средства, не нарушающие общий порядок работы с информацией.

В рамках этой темы мы провели анализ информационно-технической структуры Центра занятости.

Центр занятости является объектом социальной сферы и обеспечивает реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции [1].

Предметом и целями деятельности Центра занятости являются обеспечение государственных гарантий в области занятости населения, а также оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции [1].

Центр занятости оказывает следующие государственные услуги:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
  • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства безработных граждан;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие занятости безработным гражданам;
  • выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;
  • содействие гражданам в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства [1].

К клиентам учреждения можно отнести:  безработных граждан, работодателей, заключившие договор о сотрудничестве с ЦЗН.

Вышестоящая организация: Права учредителя Центра занятости осуществляет Главное управление по  труду и занятости населения региона [1].

Рисунок 1 - Информационная и техническая инфраструктура ИС Центра занятости

Рисунок 1 – Информационная и техническая инфраструктура ИС Центра занятости

На рисунке 1 представлена информационная и техническая инфраструктура ИС Центра занятости, где обозначены отделы учреждения: юридический, финансовый, трудоустройства, АСУ и информации, профобучения и профориентации, рынка труда и специальных программ, а также директор и заместитель директора учреждения.

Технические характеристики представлены достаточно условно, на один отдел может приходиться несколько кабинетов, в каждом из которых может быть несколько сотрудников.

Для начала рассмотрим технические составляющие ИТ-инфраструктуры.

Сервер БД СОИ и бухгалтерских систем:

Для хранения базы данных учреждения обычно используется сервер БД, например, Depo Storm 2250Q1.

На настоящий момент времени в продаже можно найти уже более совершенные устройства за те же деньги, например, сервер Depo Storm 2350Q1, который имеет стоимость от 56 910 рублей (сайт производителя, без учета ОС, лицензий и дополнительного оборудования).

Наиболее распространенная операционная среда: Windows Server 2008.

СУБД:

Используемая в Центре занятости система управления базами данных имеет файл-серверную архитектуру, так как БД учреждения хранится исключительно на сервере, а доступ к ней осуществляется с персональных компьютеров сотрудников учреждения посредством локальной сети.

Данная архитектура позволяет централизовано управлять хранимой информацией, реализуя принцип разграничения доступа для сотрудников. Единственный недостаток файл-серверной архитектуры в высокой загрузке локальной сети запросами о предоставлении необходимой информации.

Персональные компьютеры:

Таблица 1. Средние характеристики одного компьютера

Оборудование Наименование
Объем жесткого диска 100 GB
Процессор 2,3 GHz
Оперативная память 2048 RAM
Сетевая карта 100 Мбитсек

Указанные выше (таблица 1) характеристики ПК являются минимально допустимыми и вполне достаточными для работы в Центре занятости. На настоящий момент времени ПК с данными (похожими) характеристиками используются повсеместно. Однако сейчас невозможно найти в продаже устройств, характеристики которых совпадали бы или были бы ниже представленных (даже при покупке отдельных комплектующих). Ниже приведена средняя стоимость системного блока базовой конфигурации более менее схожей с данной, равна 9 190 рублей.

Таблица 2. Пример современного устройства

Оборудование DNS Office [0164674]
Объем жесткого диска 500 GB
Процессор Intel Celeron G1610 (2,6 GHz)
Оперативная память 2048 RAM
Сетевая карта 100 Мбитсек
Итого: 9 190 руб

Таблица 3. Пример затрат при сборке компьютера «с нуля»

Оборудование Наименование Минимальная стоимость (dns.ru)
Жесткий диск (Гб) 250

1650 руб

Процессор (Ггц) 2,5

1600 руб

Оперативная память (Гб) 2

1000 руб

Сетевая карта 100 Мбитсек

250 руб

Материнская плата  

1600 руб

CD-ROM DVD-RW

1000 руб

Видеокарта (Гб) 512

1090

Звуковая карта  

400 руб

Блок питания До 350 Вт

1000 руб

Корпус  

1500 руб

Итого:

11090 руб

Конечно же, сборка компьютера всегда дороже покупки готового устройства, что видно из представленной выше таблицы (таблица 3). Однако данная таблица позволяет оценить распределение долей затрат на те или иные составляющие ПК.

Подключение к сети Интернет (рис. 2):

Рисунок 2 - Технология подключения к сети Интернет

Рисунок 2 – Технология подключения к сети Интернет

Подключение к сети Интернет осуществляется через сервер интернет-провайдера. Вся информация, поступающая извне, проходит через Межсетевой экран, которым отсеивается вредоносная информация, приложения и прочие сетевые атаки. Межсетевой экран реализован посредством обычного ПК с соответствующим для данной задачи программным обеспечением.

Далее следует коммутатор, к которому согласно логической топологии сети «звезда» подключаются все остальные устройства локальной сети учреждения.

Физически  локальная сеть Центра занятости представлена совокупностью нескольких коммутаторов (например, D-Link DGS-1100-16), к которым при помощи кабелей (U/UTP категория 5e) подключаются персональные компьютеры, сервер и прочие сетевые устройства.

АРМ:

Практически каждый из сотрудников учреждения имеет свое автоматизированное рабочее место, исключение составляет лишь обслуживающий персонал. Наиболее часто решаемые с помощью АРМов задачи:

  • Работа в АИС (1С: Предприятие, ЕПТК СОИи пр.). Составление и учет в электронном виде текущей документации, обмен ею с другими отделами или организациями, совместная работа над документами;
  • Составление электронных документов не строгой отчетности в MS Word и Excel;
  • Распечатка документов;
  • Доступ в сеть интернет для осуществления операций по обмену документацией, отправлению денежных средств и пр.

На каждом ПК установлены (некоторые средства могут отсутствовать в зависимости от отдела):

  • пакет программ Microsoft Office;
  • Kaspersky Small Office Security;
  • «1С: Предприятие»;
  • налоговая отчетность через Интернет;
  • ЕПТК СОИ (Единый программно-технический комплекс систем обработки информации Службы занятости населения).

Аппаратные составляющие АРМов:

  • ПК;
  • Принтер, копир/МФУ;
  • Телефон;
  • Факс (не во всех отделах).

Количество оргтехники не соответствует числу АРМов, некоторые устройства используются сразу несколькими сотрудниками (в пределах кабинета), например факс. Данная конфигурация автоматизированных рабочих мест абсолютно оправдана и не приносит каких-либо неудобств в работу отделов и учреждения в целом.

Далее рассмотрим некоторые регулярно возникающие проблемы в работе Центра занятости, а именно выход из строя оборудования или ПО, а также умение персонала с ними работать.

Аппаратная часть выходит из строя чаще всего из-за:

  • перепадов и скачков электроэнергии (1-2 раза в неделю);
  • плохого или отсутствующего заземления розеток (1 в месяц);
  • статического электричества, пыли (1 раз в год).

Как следствие выходы из строя блоков питания, вентиляторов охлаждения и прочего оборудования.

Выходы из строя жестких дисков (1 раз в полгода) — ввиду наработки большого количества часов.

Сбои в программном обеспечении — в виду:

  • ошибок разработчиков;
  • конфликтов с другим ПО;
  • человеческий фактор;
  • и других факторов.

Каждая из этих проблем решается достаточно просто – своевременная профилактика программно-аппаратных средств и наличие запасного оборудования или элементов оборудования.

Уровень пользователей учреждения различен. Есть пользователи, очень хорошо разбирающиеся в используемых программных средствах, а есть и такие, которые благодаря недостаточности своих знаний, касательно использования конкретного средства, усложняют себе работу, увеличивая время ее исполнения, количество прикладываемых к ней усилий и процент вероятных ошибок в процессе ее выполнения (так как действие выполняется «вручную»).

При оценке уровня пользователя каждого конкретного сотрудника Центра занятости, ему может присваиваться одна из следующих категорий:

  • начинающий пользователь (1 балл);
  • пользователь (2 балла);
  • опытный пользователь (4 балла);
  • пользователь-специалист (5 баллов).

Проанализировав результаты этой оценки можно вычислить средний балл и определить средний уровень владения ПК в организации.

В среднем уровень пользователя обычно равен 3,5 баллов, что соответствует уровню простого пользователя, однако при повышении квалификации хотя бы нескольких сотрудников учреждения общий уровень может вырасти до 4 баллов, то есть до уровня опытного пользователя.

Наиболее частые причины обращения в виду недостаточных знаний:

  • печать документа (печать документов с нестандартными параметрами);
  • обновлять или нет те или иные программные средства;
  • работа в офисных программах;
  • всплывающие окна (что с ними делать, что нажимать).

По аппаратной части наиболее часто причиной обращения является:

  • отсутствие связи с сервером (перебитый провод,  либо провод просто выдернула техничка, либо сам пользователь случайно);
  • нерабочее оборудование (не включено питание, не подключен соединительный кабель);
  • по поводу застрявшей бумаги (требуется профилактика принтера, чистка роликов и прочее);
  • не запуск компьютера из-за забытого в нем флэш-накопителя, либо компакт диска.

Для решения этой проблемы логичным будет предложить руководству учреждения провести обучающие курсы для персонала по работе с необходимыми им средствами. Однако, в целом, эта проблема не вызывает больших осложнений в работе организации, так как в случае возникновения неполадок сразу же вызывают сотрудника отдела АСУ и информации, который успешно решает все неполадки.

Разумеется, все представленное информационно-техническое обеспечение Центра занятости не досталось ему бесплатно, на это выделялись средства. Средства выделяются ежегодно, ежемесячно, так как постоянно возникают какие-либо вопросы, которые необходимо решить: это может быть и вышедший из строя принтер, и сгоревший жесткий диск, и покупка программного обеспечения или комплектующих, плата за Интернет и прочее. Такие затраты на ИТ-структуру называются «прямыми», так как напрямую отражаются на финансовом состоянии учреждения (на них выделяют средства). Рассмотрим примерные годовые затраты Центра занятости на ИТ-структуру:

Оборудование и программное обеспечение:

  • Покупка оборудования (140 000 руб в год):
  • ПК (3 штуки в год),
  • сервер,
  • периферийные устройства (мониторы, МФУ – 2 штуки в год и пр.),
  • устройства хранения информации,
  • источники бесперебойного питания,
  • карты расширения всех видов,
  • сетевое коммуникационное оборудование (хабы, коммутаторы и т. д.),
  • кабельная система
  • Приобретение программного обеспечения (включая  лицензии, подписку на обновления для ПО и сопровождение) (437 000 рублей);
  • Обслуживание оборудования (20 000 руб в год).
  • Затраты на комплектующие (72 000 рублей в год).

Затраты на IT-персонал:

Зарплаты всех сотрудников, занятых в сфере информационных технологий (720 000 рублей в год или 60 000 в месяц).

Затраты на каналы связи, сервисы сети Интернет и электронного обмена данными  (105 600 рублей в год).

Таким образом затраты составляют около 1 494 600 рублей.

Проанализированная типовая информационно-техническая структура Центра занятости является рациональной. Однако следует учитывать, что многие, возникающие в системе проблемы, часто индивидуальны, и, рассматривая типовую структуру, сложно выявить какие-либо недостатки, поэтому в конкретном учреждении естественно могут возникать какие-либо уязвимости. Возможны специфические для конкретного Центра занятости ошибки сотрудников, проблемы в работе аппаратно-программного обеспечения, зависящие от квалификации сотрудников отдела АСУ и от финансирования учреждения.

Библиографический список

  1. Устав Областного казенного учреждения Центр занятости населения города Миасса // п. 1.1, 1.3, 2.1, 3.2.
  2. Алексей Смирнов, руководитель департамента ИТ-консалтинга BENEFFY Consulting. Оптимизация расходов на IT // Журнал «Управленческий учет и бюджетирование», № 3 за 2008 год. URL: http://www.cfin.ru/itm/tco.shtml (обновлено: 14.04.2013).
  3. Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.Н., Титовский И.Н.    Информационные технологии и управление предприятием. М., 2004.

Единый программно-технический комплекс систем обработки информации Службы занятости населения


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.