МОЖЕТ ЛИ ПЛАТФОРМА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Дудинов Алексей Николаевич

Дата публикации: 05.12.2013

Опубликовано пользователем: orgdesign

Рубрика ГРНТИ: 06.00.00 Экономика. Экономические науки

УДК: 001

Библиографическая ссылка:
Дудинов А.Н. Может ли платформа инновационных проектов решить проблемы российского образования? // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2013/12/1458 (дата обращения: 07.06.2017)

Дудинов Алексей Николаевич
Общественная организация “Объединение Коучей”
К.т.н., бизнес-тренер, автор инновационных проектов и собственных образовательных программ

Аннотация
Давайте будем честными, российское образование как система оставляет желать лучшего. Успехи, которые делают наши разработки, и талантливые молодые ученые, которые абсолютно точно в России есть, это заслуга отдельных личностей и выдающихся коллективов. Мы сейчас говорим именно об инженерном образовании, поскольку гуманитарное образование – это гораздо более темная область и не имеет прямого отношения к развитию инноваций. Но существуют они не благодаря, а скорее вопреки системе. Попробуем выявить несколько корневых проблем высшей инженерной школы, которую мы имеем сейчас.


CAN THE PLATFORM OF INNOVATIVE PROJECTS SOLVE PROBLEMS OF EDUCATION IN RUSSIA?
Doodinov Alex
International Coah Union
Ph.D, author of innovation projects, coach

Abstract
The Russian educational system is outdated. The successes that make our developments and gifted young scientists who exactly in Russia is, it is an achievement distinguished individuals and collectives. Now we are talking about engineering education as a liberal arts education – is much darker area and has no direct relationship to the development of innovation. But there they are not because of, but rather in spite of the system. Try to identify some of the root problems of higher engineering schools, which we have now.


Министерством образования и науки России запущена платформа для представления инновационных проектов «Пространство инноваций». Но дело не в том, что Минобр поддался моде на инновации. Развитие инновационных проектов среди студентов и аспирантов поможет решить фундаментальные проблемы российского образования: слабую связь с практикой и отсутствие «молодой крови».

Давайте будем честными, российское образование как система оставляет желать лучшего. Успехи, которые делают наши разработки, и талантливые молодые ученые, которые абсолютно точно в России есть, это заслуга отдельных личностей и выдающихся коллективов. Мы сейчас говорим именно об инженерном образовании, поскольку гуманитарное образование – это гораздо более темная область и не имеет прямого отношения к развитию инноваций. Но существуют они не благодаря, а скорее вопреки системе. Попробуем выявить несколько корневых проблем высшей инженерной школы, которую мы имеем сейчас.

Небольшой поиск по интернету дает следующие причины, которые чаще всего называются экспертами:

1) Кризис старой системы образования

Это одна большая проблема, которая, к счастью или к сожалению, касается не только российского образования, но всего образования в мире в целом. Система обучения, которую мы сейчас имеем была создана в индустриальную эпоху и построена для поставки инженеров и рабочих на фабрики конца 19-го и начала-середины 20-го века. Отсюда и сроки обучения, и жестко выстроенная иерархическая структура получаемых знаний. Но дело в том, что мы живем в постиндустриальную эпоху и для нее существующая система не очень-то подходит. Знания, которые получают студенты устаревают уже к моменту их выпуска. А если вспомнить, что обучение часто проходит по учебникам двадцатилетней давности, то становится совсем грустно. Эта проблема глобальна и все пытаются решить ее по-разному, но пока что большинство из решений — это просто заплатки на расползающейся по швам шинели.

2) Низкая практическая направленность

Вы наверняка учились в ВУЗе, вспомните пожалуйста сколько из ваших однокурсников после обучения сумели найти работу по специальности? И с какого курса начали работать те, кто сумел.

Большая часть знаний, которые получают сейчас в ВУЗах направлена на подготовку ученого теоретика, но никак не специалиста, который будет работать на производстве и уж тем более разрабатывать инновационные методы модернизации. В результате мы получаем на выходе очень умных и эрудированных (в идеале) специалистов, которые не могут решить ни одной производственной задачи. Некоторые студенты-инженеры до четвертого-пятого курса даже не представляют себе, какие задачи на практике должен решать работник их профессии.

3) Низкий уровень финансирования

Ученый не может работать без необходимого ему оборудования. О каком развитии науки в университетах может идти речь, если лаборатории многих физических факультетов похожи больше на лавку старьевщика? Из-за невозможности получать нормальные деньги за работу из ВУЗов уходят молодые и амбициозные преподаватели. И в итоге студенты на кафедрах видят либо старых профессоров, которые великолепные теоретики, но бесконечно отстали от жизни, либо молодых аспирантов, которые оказались либо недостаточно способными, либо недостаточно амбициозными для того, чтобы найти работу получше. Разумеется, есть исключения, но они, как водится, подтверждают правило. О каком желании учиться и работать с этой сфере может идти речь, если молодой человек видит перед собой такую безнадежность?

4) Низкий уровень престижности обучения на инженерных специальностях

Информационные технологии и прочее программирование в расчет не берем. Но что касается других инженерных областей, то в практически любом крупном университете мы можем видеть, что физические, химические, машиностроительные факультеты всегда в два-три раза меньше по количеству студентов чем юридические, экономические или филологические.

Отчасти это связано с другими вышеперечисленными причинами, отчасти с тем, что образование в принципе многими воспринимается не более как пять лет приятного времяпровождения.

Но вернемся к «Пространству инноваций». Каким же образом подобный проект может помочь решению всех этих проблем? Первую проблему оставим в стороне, она слишком фундаментальна, к тому же еще никто в мире не смог эффективно ее решить. Что же касается остальных трех, то, если как следует подумать, то развитие инновационных проектов — это как раз то, что может помочь в их решении.

Во-первых, отсутствие связи с практикой. Оно ведь тоже имеет свои причины, компаниям отрасли зачастую просто неинтересно взаимодействовать с ВУЗами, потому что тем нечего им предложить. Но, в случае если на базе университета или отраслевого института будут развиваться перспективные проекты, то это уже совсем другая история. Возможная проблема в том, что студенты и аспиранты не смогут самостоятельно разработать достаточно интересный проект без связи со специалистами производства. Или не смогут найти достаточно заинтересованную компанию в своем регионе. Но тут на помощь как раз должно прийти «Пространство инноваций», с помощью которого они смогут получить комментарии от опытных коллег и рекомендации, кому можно предложить протестировать разработку.

Эта же модель сразу решает вопрос престижа обучения на инженера. Ведь кто сейчас занял место рок-звезд в кино и литературных биографиях? Предприниматели! Причем в основном именно предприниматели-инноваторы. Этот тренд только набирает обороты и когда он будет на пике, то фраза «Я – ученый» будет вызывать не меньше восторга чем сейчас «Я – депутат». Но все дело опять же в количестве успешных проектов, а это невозможно без системной поддержки со стороны государства. Об этом стыдливо умалчивается, но еще тридцать-сорок лет назад Правительство США вкачивало в Кремниевую Долину не меньшие деньги чем сейчас тратит наше. И поддержка инноваций в ВУЗах, помощь в продвижении своих разработок студентам и аспирантам, это сейчас одна из немногих областей где делается поразительно мало.

Поэтому такой проект как «Пространство инноваций» был нужен уже давно. Сейчас дело за самими участниками проекта, студентами и аспирантами. Если они поверят в проект, будут его использовать и помогать дорабатывать, то все получится.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.