АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Марченко Геннадий Михайлович, Трофимов Евгений Геннадиевич

Дата публикации: 12.05.2014

Опубликовано пользователем: MaG

Рубрика ГРНТИ: 14.00.00 Народное образование. Педагогика, 20.00.00 Информатика

Раздел портала: Дистанционное образование

УДК: 374.1

Библиографическая ссылка:
Марченко Г.М., Трофимов Е.Г. Актуальность и проблемы дистанционного образования в современной России // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/05/1882 (дата обращения: 23.10.2017)

Марченко Г.М.

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. НОСОВА», г. Магнитогорск

Руководитель: Трофимов Е.Г.

Перед современным обществом стоит одна важнейшая проблема – создание успешной и удобной системы образования, которая сможет подготовить население к жизни в изменяющихся условиях современной действительности. Под влиянием информатизации общества происходят серьезные изменения во многих областях жизнедеятельности людей[4].

В наши дни в России наблюдается серьезный рост увеличения количества людей, которые хотят получить высшее образование. Но одновременно с этим возрастает и количество тех, кто в силу различных причин не могут в полной мере реализовать потребности в образовании по очной форме обучения с использованием традиционных системы образования. Передовой  технологией обучения в системе высшего образования, призванной решить проблемы, связанные со всевозможными ограничениями, а так же увеличить количество клиентов образовательных услуг, является технология дистанционного обучения (ДО). На сегодняшний день эксперты по вопросам образования называют дистанционную форму обучения образовательной системой XXI века, и в России на нее делается основной упор[3].

Дистанционное обучение – это процесс получения знаний, основанный на применении современных ИКТ. Оно представляет собой обучение на расстоянии, без личного контакта между учителем и обучающимся. Дистанционное образование может хорошо сочетать в себе всевозможные методы обучения, такие как самостоятельная работа, тренинги, практические работы. В России технологии дистанционного обучения стали внедряться взамен заочного обучения. Со временем дистанционное обучение выделилось как обособленная форма организации обучения. [1,10]

Ведущие ВУЗы страны разворачивают у себя системы дистанционного обучения, чтобы получить образование у них мог любой желающий[8]. По данным Росгосстата, в 2011 году более 50% возможных студентов предпочли заочную форму обучения. Прием студентов за последние 5 лет возрос на 8,1%, при этом количество обучающихся очно сократилось на 6.8%[2].

Раньше в России эта система сводилась к простому обмену информацией между преподавателем и обучающимся, и остро стоял вопрос обратной связи. Сейчас ДО основывается на использовании новых ИКТ, помогающих передавать образовательную информацию на безграничные расстояния и обеспечивающих интерактивный диалог при обмене информации. Так же предполагается двухсторонняя связь в самых различных формах (текст, графика, аудио, видео) [7]. Исследования по увеличивающейся популярности дистанционного образования выделяют несколько основных преимуществ:

  • для получения образования нет необходимости покидать свой город, семью, родственников, работу, и нести связанные с учебой затраты на дорогу и проживание. Ученик не притеснен в выборе образовательного учреждения;
  • эта форма учебы идеально подходит для удалённых от центра глубинок, где прочие возможности получения высшего образования практически отсутствуют. Данный фактор играет решающую роль для такой огромной страны, как Россия;
  • есть возможность использовать в процессе обучения информационные технологии, то есть одновременно получать знания, которые потом могут пригодиться в работе;
  • ДО характеризуется высокой мобильностью. Мировой опыт показывает, что дистанционное обучение наименее консервативно и более продвинуто в сфере современных технологий, чем очное обучение.

Однако при всем изобилии плюсов у ДО есть и свои пробелы, ключевые это[5, 6]:

  • недостаточное личное общение или отсутствие такового между обучающимся и преподавателем (происходит менее результативная передача знаний);
  • потребность к постоянному доступу к источникам информации;
  • обучающиеся не всегда удовлетворительно технически оснащены и не всегда имеют ПК и постоянный выход в сеть Интернет;
  • обычно учащиеся чувствуют нехватку практических работ;
  • нет постоянного контроля над обучающимися. Необходимо наличие у обучающегося собственной мотивации и навыки самостоятельного обучения;
  • обучающие программное обеспечение и курсы могут быть плохо разработаны из-за слабой квалификации педагога;

Одним из значимых недочетов ДО, является виртуальное общение. Живое общение проблематично заменить электронной техникой. Во время разговора с живым человеком предполагаются вербальные и невербальные элементы взаимодействия, и использование эмоциональных качеств восприятия. Обучение затруднительно без реального общения, но оно может быть результативнее, если разнообразить способы коммуникации и улучшить возможности доставки и обработки учебной информации. ИКТ приходит на помощь при оптимизации процесса обучения, избавляя педагогов от рутинных действий по созданию и обслуживанию учебных материалов, упрощая контроль и другие процессы, которые легко автоматизируются[9].

К дистанционному обучению лучше всего обращаться при получении второго высшего образования, прохождении дополнительных курсов повышения квалификации. Так же, введение в обучение некоторых технологий ДО может оказаться очень полезным. Действительно, их применение помогает разрешить большое количество таких задач как: своевременное использование новейших знаний; увеличение информационной обеспеченности образования; легкий доступ к взаимодействию с выдающимися учеными, деятелями и специалистами современности во всевозможных сферах наук и др.

В связи с активным внедрением в высшие учебные учреждения мультимедийного оборудования и использование автоматизации процессов изучения объектов появляется необходимость в разработке помимо теоретических курсов еще и создания симуляторов по работе с различными программными продуктами. Эти программные продукты позволят сократить время на инструктаж и увеличить долю практической работы. К сожалению, на сегодняшний день остро чувствуется дефицит квалифицированных специалистов, которые создавали бы качественные курсы для ДО, и умеющих грамотно выстроить учебный процесс.

Отсюда можно сделать вывод, что система дистанционного образования – это важный, актуальный и результативный инструмент в руках опытного преподавателя. Но этот метод обучения эффективнее применять как дополнительный, в частности на специальностях, которые требуют применения практических навыков работы. Огромную роль имеет использование данного метода обучения по естественно-научным предметам и ряду других, т.к. это может поднять не только заинтересованность к этим предметам, но и качество преподавания и изучения программы.

 

Список литературы

  1. Боброва И.И. Некоторые проблемы дистанционного образования россии. Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 27. № 4. С. 11-14
  2. Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю. Реализация принципа индивидуализации в условиях дистанционного обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Изд.: СГТУ, 2010. №6 с.41-47.
  3. Керова Т.М., Чуркина А.Ю. О начальном курсе английского языка через дистанционное обучение // Современные наукоемкие технологии №2, 2010. с. 27
  4. Кудрина Е.В. Современное общество и дистанционное обучение // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус Т.2 №16, 2010. с. 57-58
  5. Муромцева А.В. Мультимедийные средства в системе дистанционного обучения // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». №1, 2011. с.195 — 198
  6. Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Позитивные и негативные проявления дистанционного обучения // Международный журнал экспериментального образования №3, 2011. с.112-113
  7. Покушалова Л.В. Дистанционное обучение — образовательная система будущего. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2009. No 2 (4). C. 200-202.
  8. Рулиене Л.Н. Дистанционное обучение как новая образовательная практика // Вестник бурятского государственного университета №1, 2011. с. 67-70
  9. Тарасенко О.С. Использование дистанционных методик в обучении иностранному языку в техническом вузе // Известия ЮФУ. Технические науки №10, 2010. с. 137-141
  10. Федоров А.И. Дистанционное обучение в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту: состояние, проблемы, технологические решения // Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». // Вестник ЮурГУ №3 Вып. 7, Т. 2, 2006. с. 165-167

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.