ТРАНСФОРМАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА НОВГОРОДА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА В СВЯЗИ С РАСШИРЕНИЕМ ЕГО СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

Лисакова Анастасия

Дата публикации: 12.07.2014

Опубликовано пользователем: Гуреев Максим Вячеславович

Рубрика ГРНТИ: 04.00.00 Социология, 67.00.00 Строительство. Архитектура

УДК: 60.5

Ключевые слова: , ,

Библиографическая ссылка:
Лисакова А. Трансформация архитектурного облика Новгорода во второй половине XX века в связи с расширением его социальных функций // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/07/2170 (дата обращения: 24.09.2018)

Лисакова Анастасия
Ученица 10 И (Информационно-Лингвистический) класса МБУО «Лицей-интернат» Великого Новгорода.
Об Анастасии Лисаковой:
Неоднократный призёр различных научных и художественных конкурсов, олимпиад. Постоянная участница научных конференций (Городского Научного Общества Учащихся, ФГБОУ ВПО “Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого” и других организаций). Один из постоянных авторов журнала лицея-интерната “Недоросль”.

Аннотация
Данная статья нацелена на изучение диалектики культурно-исторического развития Новгорода, как одного из древнейших городов России, и его архитектурного облика. Первостепенное значение автор публикации придаёт динамическим изменениям социальных функций города во второй половине двадцатого столетия, которые в немалой степени предопределили интенсивность и характер территориальной застройки.


TRANSFORMATION OF THE ARCHITECTURAL APPEARANCE OF NOVGOROD IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY IN CONNECTION WITH THE EXPANSION OF ITS SOCIAL FUNCTIONS
Lisakova Anastasia
Student 10 “I (Information And Linguistic)” class, “Lyceum boarding school” in Veliky Novgorod.
Repeated prize winner of various scientific and artistic competitions, olympiads. Constant participant of scientific conferences (the City Scientific Society of Students, “Novgorod State University named after Yaroslav the Wise” and other organizations). One of the regular contributors of the journal of the Lyceum-boarding school “the Minor”.

Abstract
This article is devoted to the study of the dialectics of cultural-historical development of Novgorod, as one of the most ancient cities of Russia, and its architectural appearance. Paramount is the author of the publication adds dynamic changes of the social functions of the city in the second half of the twentieth century, which largely determined the intensity and character of territorial development.


© Лисакова Анастасия, содержание текста, 2014.

© Гуреев Максим Вячеславович, стилистическая правка, 2014.

Рецензенты:

Руководитель секции «Обществознание»
Городского Научного Общества Учащихся,
Кандидат философских наук:
Максим Вячеславович Гуреев.

Ведущий педагог-консультант МБУО «Лицей-интернат»:
Елена Александровна Степаненко.

1. Введение.

Общеизвестно, что на сегодняшний день Великий Новгород – это древнейший город в составе Российской Федерации. Однако, несмотря на то, что этот культурный центр нашей страны накопил достаточно богатый исторический опыт, он вплоть до настоящего времени продолжает интенсивно видоизменяться. Почти стёртый с лица земли во время второй мировой войны, город, тем не менее, усилиями граждан был восстановлен. Несмотря на целую систему патриотических инициатив, эти мероприятия оказались недостаточными для его полноценного развития в ближайшее после окончания масштабных баталий десятилетие.
В 50-е годы ХХ века администрация Новгорода приняла ряд постановлений, нацеленных на изменение облика и предназначения «Родины Русской Государственности». Было решено сделать из «города-музея» индустриальный центр, при этом максимально сохранив его культурное наследие. Данный план смогли воплотить в жизнь талантливые архитекторы, которые благодаря нестандартному стратегическому решению соединили древность и современность. На сегодняшний день можно с уверенностью заявлять о том, что смелые идеи этих новаторов были в значительной степени реализованы. Подобный вывод можно сделать на основании того, что, с одной стороны, в городе сохранилось много ценнейших памятников зодчества, а, с другой, – смогли появиться и включиться в эффективную работу крупные заводы и другие предприятия.
В связи с указанными обстоятельствами данное исследование направлено на расширение информационной базы знаний, в частности, для современной молодёжи, в области изменения социальных функций города после второй мировой войны и отображения таковых в его архитектурном облике. Под влиянием обозначенных государством острых витальных и экзистенциальных потребностей населения, в послевоенные десятилетия Новгород стал меняться, трансформироваться в культурно-индустриальный центр. Стали появляться заводы (поскольку в городе была обозначена настоятельная нужда в производстве товаров народного потребления), были организованы учебные учреждения (как минимум, в силу того, что необходимо было обеспечить предприятия и учреждения соответствующими кадрами), а также построены целые кварталы жилых домов. Таким образом, необходимо установить причинно-следственные связи между изменениями архитектурной среды города, возросшими потребностями его жителей и специфической ролевой миссией Новгорода в стране в целом.
Принципиальное значение на сегодняшний день имеет то, какие конкретные архитекторы занимались восстановлением нашего города после Великой Отечественной войны и насколько их инициативы востребованы в современном обществе. Проблематизация данной темы связана с уникальностью древней новгородской архитектуры, которая могла быть утрачена в ходе фашистской оккупации, а также с концепцией совмещения старого и нового в облике города. Соответственно, сегодня принципиально важно определить, кому принадлежит заслуга сохранения города, какие просматриваются перспективы его дальнейшего развития.
Наверняка не каждый может с лёгкостью сказать, кто и как восстановил наш город; в связи с чем результаты данной научной работы могут впоследствии использоваться в широких просветительских целях. Реализованные разными архитекторами в соответствии с версифицированными стилями городские постройки во многом отражают богатую историю Новгорода и динамику изменения его социальных функций с течением времени.
«Вечевая Республика» на протяжении многих веков своего существования неоднократно видоизменялась. Однако, сегодня актуально выяснить, какие архитекторы и в связи с какими обстоятельствами, достаточно вариативно трансформировали образ Новгорода, насколько эти изменения соотносятся с ключевыми принципами ЮНЕСКО, взявшей под охрану ценнейшие архитектурные объекты.
На наш взгляд, наиболее целесообразно в контексте данного исследования оттолкнуться от методологии культурно-исторического анализа. Кроме того, подразумевается использование общенаучных (наблюдение, описание, сравнение) и общефилософских (индукция, дедукция, анализ, синтез) методов. Фактографическая база нашей работы формируется, исходя из содержания тех изданий, которые отображают результаты исследований историков, археологов и других специалистов по архитектуре Новгорода; кроме того, одним из методов данного исследования является не только полноценное цитирование оригинальных источников и интерпретационной литературы, но и наше авторское осмысление содержания таковых.
В качестве запланированных результатов нашей работы мы подразумеваем совокупность выводов и пояснений по поводу диалектики социальных функций города и его архитектурного облика.
Объективности ради следует отметить, что литературы, посвящённой новгородской архитектуре второй половины XX века, не очень много. Главными источниками исследования стали:
а) генеральные планы развития нашего города 1945-1993 гг.;
б) труды, посвящённые творчеству А.В. Щусева (1873-1949);
в) анализ современного состояния и перспектив города, данный председателем комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Великого Новгорода Валентиной Захаркиной, а также
г) книги одного из главных архитекторов Новгорода – И.И. Кушнира (1921-1997).
Статья его жены, Изольды Михайловны Кушнир, повествует о жизни талантливого зодчего-градостроителя по приезде его в Новгород в 1947 году. Именно благодаря этому выдающемуся «профессионалу с большой буквы, гражданину и человеку»[1] интересные по стилю здания, с её точки зрения, до сих пор являются образцами архитектурного строительства города.
Книга И.И. Кушнира «Архитектура Новгорода», изданная в 1982 году немалым по сегодняшним меркам тиражом в 50 000 экземпляров[2], привлекает тем, что практически во всех деталях описывает планировочную структуру города, застройку его районов: торговой стороны, восточных, северных частей Новгорода середины XX века. В более позднем издании (1991) той же книги уже рассматриваются различные аспекты архитектурного развития города, такие как концептуальные и архитектурные решения, создание архитектурных доминант; анализируются вопросы формирования композиции города и перспективы его строительства в послевоенные годы [3].
При изучении и сопоставлении источников иногда выявляются противоположные точки зрения по оценке состояния архитектурной среды нашего города. Это связано с принадлежностью авторов к разным позициям относительно функциональных особенностей Новгорода, а также с некоторой конъюнктурностью их взглядов.
Принципиально важной исследовательской целью на сегодняшний день является выявление социальных функций, в связи с развитием которых менялся архитектурный облик города, а также оценка влияния таковых на динамику его развития. Исходя из этого, важнейшими задачами мыслятся: скрупулёзный анализ генеральных планов Новгорода; системная оценка деятельности главных архитекторов в послевоенное время; определение степени значимости социальных функций города для перспектив дальнейшего архитектурного развития такового.

2. Восстановление города по плану А.В. Щусева.

После ухода оккупантов в январе 1944 года из бывших в Новгороде двух с половиной тысяч домов осталось только сорок полуразрушенных.
«Вид Новгорода-пепелища потряс меня. Новгород как таковой не существует, стоят только обгорелые стены. Ряд ценных памятников архитектуры совершенно разрушен, но подавляющее большинство памятников уцелело. Они стоят с пробоинами, растрескавшиеся, без крыш. Их необходимо немедленно чинить и за это дело уже взялись энтузиасты-реставраторы»[4], – писал архитектор А.В.Щусев, посетив освобождённый город.
В таких условиях дальнейшие восстановительные работы по вполне понятным причинам не могли проводиться без генерального плана. Необходимо было определить направление развития города, его архитектурную структуру. Приказом Комитета по делам архитектуры при СНК СССР от 24 апреля 1944 года мастерской Комитета под руководством академика А.В. Щусева и Ленинградскому областному отделу по делам архитектуры было поручено составление проекта генерального плана города Новгорода [5]. 1 ноября 1945 года наш город был включен в число пятнадцати городов, подлежавших первоочередному восстановлению. Кроме того, было принято специальное постановление о реставрации находящихся в нём памятников архитектуры.
Алексей Викторович Щусев неслучайно взялся за разработку данного плана. Он с детства интересовался Новгородом, знал и любил этот город за богатую древнерусскую архитектуру, уникальные сооружения средневековых зодчих. В восстановлении «Родины Русской Государственности» он полагал необходимым сохранить более-менее аутентичный облик, но при этом придать ему модернизированные, идущие в ногу со временем черты. Заслуженный архитектор СССР и лауреат четырёх Сталинских премий вполне обоснованно полагал, что в данном контексте нельзя использовать, например, стиль барокко, который придёт в противоречие с органичной красотой средневековья. По этой логике, избыток украшений и вычурность будут нарушать единство и естественность строгой архитектуры.
В основу планировки Новгорода был положен принцип гармоничного сочетания новых сооружений с памятниками древнерусского зодчества. Архитектура жилых кварталов была «разработана особо тщательно с тем, чтобы составить с историческими памятниками нечто целостное и органически связанное. С этой целью использованы сохранившиеся фасады со скромными классическими мотивами (применялись в начале XIX века)» [6].
В Генплане А.В. Щусева сохранялась исторически сложившаяся планировка улиц: радиальная на Софийской стороне и прямоугольная – на Торговой. Все кварталы были спроектированы так, чтобы привлечь внимание реципиентов к памятникам зодчества. При этом было намечено укрупнение некоторых кварталов, особенно на Софийской стороне. В проекте учитывались особенности облика Новгорода: живописность древнего силуэта, специфика ландшафта, расположение памятников зодчества. Композиционными центрами города остались кремль и Вечевая площадь с Ярославовым дворищем и примыкающая к стенам кремля новая площадь.
Согласно генплану расчётная численность населения Новгорода не превышала 50-60 тысяч человек, строительство крупных промышленных предприятий не предусматривалось. Была ограничена этажность строительства: в центральной части 1-3-этажными зданиями, в остальных районах 1-2-этажными. Главной городской магистралью, как и в древности, оставался Волхов; город словно раскрывался к реке.
Однако, Генплан 1945 года по основным позициям не удовлетворял многих в новгородском административном руководстве. В преувеличении роли «древней архаической архитектуры для современного города», в ориентации на восстановление города-музея они видели угрозу возврата к провинциальному Новгороду с малочисленным рабочим классом, а не перспективу создания нового социалистического областного центра с развитой промышленностью. Были подвергнуты критике даже уже строящиеся малоэтажные дома.
Примечательна, например, следующая позиция первого секретаря обкома и горкома М.Н. Тупицына, обозначенная им в январе 1949 года: «Мы считаем неправильной идеей некоторых архитекторов, чтобы всё новое жилищное строительство делать по простейшей архитектуре новгородских зодчих конца XVIII и начала XIX веков. Это значит, что дома должны быть с простенькими фасадами, узкими окнами, низкими потолками, которые мало отвечают требованиям современных людей. Мы же должны создать все удобства для тружеников социалистического общества…» [7]. Неправильным был признан и лозунг «Превратим наш город в город-музей!», который использовался в Генплане 1945 года и которым руководствовался Алексей Викторович Щусев при восстановлении города. Его заменили лозунгом «Восстановим Новгород по-социалистически!».
В результате в 1951-1952 годах горжилуправление, трест «Новгородстрой» и другие организации начали застройку областного центра по проектам архитекторов И.И. Кушнира, Л.Я. Ашихминой, Р.Ф. Шифрановского и других авторов. Примечательно, что данные проекты также обвинялись некомпетентными чиновниками в недостаточно высоком уровне качества и большой сложности работ.

3. Проекты И.И. Кушнира.

В 1947 году, после окончания Ленинградского строительного института, Илья Иосифович Кушнир приехал в Новгород, где проработал впоследствии более 50 лет. Всего по его проектам было построено более 400 объектов: жилые дома, общественные здания, школы, больницы. Его талант зодчего-градостроителя проявился при работе над генеральным планом Новгорода и помог сохранить уникальную планировочную структуру древнего города, многие его выдающиеся памятники истории и культуры.
Пройдя по улицам нашего города, без особого труда можно мысленно выделить здания, построенные по проектам И.И. Кушнира. Они обращают на себя внимание яркой цветовой гаммой, архитектурными деталями в стиле классицизма: колоннами, пилястрами, портиками, медальонами.
Уроженец Новгородской области (родился в Сольцах), добросовестно прошедший путь от рядового до главного архитектора, занимался не только проектированием принципиально новых сооружений, но и придавал старым формам более современный вид. К примеру, баня, находящаяся на набережной Александра Невского, получила свой сегодняшний облик не сразу. Построена она была в довоенный период – в 1937 году. В пятидесятые годы к основному корпусу был пристроен двухэтажный объём с четырёхколонным портиком [8]. На здании располагается колоннада в духе коринфского ордера, что, несомненно, украшает его.
Софийская сторона города претерпела не меньше изменений, чем Торговая, в послевоенный период. На площади Победа-Софийская стоит монументальное здание в классическом стиле – музей изобразительного искусства. Оно было воздвигнуто в 1851 году по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера (1802-1865) как здание дворянского собрания Новгородской губернии и изначально выглядело совершенно по-другому. В первой половине ХХ века оно ещё было двухэтажным, в псевдорусском стиле, на манер допетровских московских палат. В 1955 году его реконструировали и приспособили для нужд областной партийной школы[9], что потребовало изменения в облике. Здание должно было выглядеть монументально, величественно, пафосно.
В связи с этим появился третий этаж, портик с мощной дорической колоннадой, поддерживающей архитрав, чуть выше которого располагается ряд медальонов. Окна арочного типа, находящиеся на уровне второго этажа, сглаживают острые черты здания. По обе стороны от главного входа, параллельно колоннам простирается ряд пилястр. Здание прекрасно вписывается в композицию площади, гармонично сочетается с Домом Советов. Позже, в 60-е годы ХХ века, когда городу стали нужны высшие учебные заведения, оно было отдано в ведомственную принадлежность политехнического института. В начале XXI столетия в связи с расширением музейной коллекции живописи, здесь открылся музей изобразительных искусств с потрясающей экспозицией картин знаменитых русских художников.
Улица Большая Санкт-Петербургская также была значительно изменена в 50-е годы ХХ века. Илья Иосифович создал ансамбль из нескольких жилых домов, украшением которого становится дом №3, где сейчас располагается организация «Новгородэнерго» (раньше – общежитие областных партийных курсов и политехнического института). Это четырёхэтажное здание стало одним из самых красивых в городе; на рустованном под дикий камень первом этаже возвышаются три последующих [10]. По всему фасаду располагаются пилястры; в центре его находятся четыре изысканных колонны коринфского ордера, между которыми есть необычная деталь – лоджия, что выделяет дом из ряда, казалось бы, одинаковых построек.
И.И. Кушнир проектировал и здания, предназначенные для культурного отдыха горожан. Таковым является, к примеру, Дом культуры на улице Большая Санкт-Петербургская, построенный в 1961 году; сейчас это – Дом Молодежи. Здание необычно тем, что центр его фасада, выполненный в форме полукруга, плавно соединяет два крыла сооружения. На закруглённой части дома находятся любимые архитектором пилястры коринфского ордера. В проёмах аркатуры, охватывающей первый и второй этаж, размещены двустворчатые окна на уровне первого этажа и двустворчатые арочные – на уровне второго. Данные приёмы создают яркое, праздничное настроение, что, несомненно, необходимо для полноценной организации досуга граждан.
Выдающийся архитектор создавал также планы учебных зданий; например, кооперативный техникум на проспекте Гагарина (ныне – улица Фёдоровский ручей) – также детище И.И. Кушнира. Свои двери данное учебное заведение открыло для абитуриентов и студентов города в 1958 году. Указанное здание состоит из четырёх этажей: первый этаж оформлен традиционно для архитектурного почерка Ильи Иосифовича рустовкой, а фасад, выходящий на проспект, более пластичен и имеет два выступающих ризалита. Они украшены колоннами, которые как будто прорезают стену, то появляясь, то исчезая. Два следующих этажа выделяются из ряда прочих белой колоннадой дорического ордера. Четвёртый этаж, надстроенный позднее, выполняет функцию декоративной стенки, возведённой над карнизом, что придаёт зданию больше эффекта рельефности. Архитектура техникума изначально соответствовало расположению на достаточно широком проспекте, так как это масштабное сооружение нуждается в свободном пространстве, а разнообразие элементов декора делают его достаточно заметным среди других построек.
Многие проекты Ильи Иосифовича Кушнира были успешны, в том числе и тех зданий, проспектов и скверов, без которых сегодня невозможно представить Великий Новгород. Использование ордерной системы, пилястр, медальонов придаёт его постройкам определённую привлекательность. Однако, не стоит отрицать того, что проекты данного талантливого архитектора не соответствуют идее А.В. Щусева, которая выражалась в том, чтобы сохранить Новгород в качестве крупнейшего памятника древнерусского зодчества. Следует констатировать как факт, что, несмотря на всю разноголосицу мнений экспертов и так называемых общественников, город неумолимо становится в 70-80-е годы ХХ века индустриальным центром, а отнюдь не городом-музеем. И.И. Кушнир создаёт проекты необходимых для функционирования и повседневной жизни населения зданий: институтов, бань, универмагов, общежитий жилых домов.
На Торговой стороне достаточно во многих местах видна рука этого мастера. Так, например, детская поликлиника №1 на улице Черемнова-Конюхова выделяется среди одноликих, однообразных построек вдоль реки Волхов. Строительство этого объекта завершилось в 1987 году [11]. Согласно замыслу И.И. Кушнира, на первом этаже была возведена аркада, которая перекликается с аркадой на Ярославовом Дворище.
Таким образом, данный автор, будучи главным архитектором Новгорода, пытался решить сразу несколько задач: создать массивный заводской и жилой комплекс нового социалистического города, украсить облик города архитектурными элементами в неоклассическом стиле, сохранить особенности древней архитектуры.

4. Анализ генеральных планов последних десятилетий XX века.

Для того, чтобы не нарушать сложившуюся планировочную систему, в 1963 году московским институтом проектирования городов «Гипрогор» был разработан «Проект планировки» для Новгорода, который предполагал активное развитие территорий промышленной и жилой застройки [12]. Для экономического подъёма города требовались заводы, поэтому в течение одиннадцати лет сооружаются: химкомбинат («Акрон», 1967), «50 лет октября» («Старт», 1967), завод железобетонных изделий (1975), «Спектр» (1978). Данный факт является подтверждением немаловажной индустриальной функции, активного развития промышленности Новгорода на общем фоне городов Северо-Запада. Параллельно с этим решается проблема удовлетворения социальных запросов населения: в жилых районах ведётся активное строительство школ, поликлиник, больниц, библиотек. Большое значение имело завершение в 1987 году сооружения нового здания Новгородского областного театра (ныне – Новгородский театр драмы имени Ф.М. Достоевского), которое предполагалось как объединяющая доминанта всего левого берега реки Волхов. Несмотря на определённую критику архитектурного облика театра (в частности, в связи с некими футуристическими излишествами и скандалами из-за «Колонны Макаревича»), это сооружение было исторически необходимо для удовлетворения потребности в духовно-эстетическом развитии населения города.
По генеральному плану 1988 года в жилых районах и микрорайонах размещаются учреждения повседневного и периодического пользования населения; при этом учитывается, что центры Софийского и Торгового жилых районов совмещены с общегородским центром, организуемым на обоих берегах реки Волхов. В соответствии с этим, были построены малый театр, гостиница «Береста» (ныне – «Park inn»), несколько школ в Западном микрорайоне и по улице Псковской, универмаг «Русь». Последнее сооружение, открывшееся в 1989 году, представляет собой масштабное, величественное здание, построенное с использованием современных технологий. Только створы узких окон, пронизывающих прямыми линиями все этажи, перекликаются с традиционными окнами-бойницами, характерными для древней храмовой архитектуры.
Здание Малого театра было построено в 1990 году, однако изначально оно предназначалось не для широкой эксплуатации, а для Октябрьского райкома КПСС. Данное четырёхэтажное кирпичное строение достаточно объёмно, однако театр в реальности занимает только первый этаж. Не имея никаких декоративных элементов, оно смотрится достаточно просто и невычурно, хорошо вписывается в пространство района. Это – одно из любимых многими новгородцами, прекрасное место для проведения досуга и культурного обогащения.
В 1993 году по заданию Госстроя РФ была разработана «Концепция генерального плана развития г. Новгорода» и выполнен первый этап корректировки общегородской градостроительной политики, предусматривающий три направления её развития.
Первое из них – сохранение образцов природной среды и культуры города, как за счёт охраны и рационального использования историко-культурного и природного наследия города, так и за счёт преемственного развития функциональной и пространственной структуры всех городских территорий, их планировки и застройки. Примерами таковых являются здание универмага (ныне – «Промсвязьбанк»), ДК им. Васильева, завод им. Ленинского комсомола (ныне – «Универмаг Диез» и торговый центр Гагаринский), дом политического просвещения (ныне – культурный центр «Диалог»).
Обратимся к истории функциональной трансформации одного из сооружений в центре нашего города. Завод имени Ленинского комсомола был открыт в 1958 году. Его внушительные объёмные корпуса, бесспорно, украсили проспект Гагарина. Удачно было решено декоративное оформление как главного входа, так и восточного крыла корпуса, примыкающего к проспекту Ленина. Здесь в десятую годовщину предприятия, было открыто большое мозаичное панно «Юность поколений». На площади в 50 квадратных метров изображены габаритные фигуры, символизирующие важнейшие этапы развития Советского государства: комсомолец периода гражданской войны, молодой рабочий первых пятилеток и космонавт [13]. Однако, к началу XXI века завод утратил своё значение, и теперь в его реконструированных корпусах располагаются сразу несколько учреждений: универмаг «Диез», отделение Сбербанка РФ, одно из отделений медицинского института НовГУ, торговый центр «Гагаринский» и другие.
Что касается другого любопытного для анализа объекта – Дома политического просвещения (теперь – культурный центр «Диалог») – то он был построен в 1968 году. Свиду это – трёхэтажная, ничем особенным не выделяющаяся постройка. Она имеет прямоугольно-округлую форму, что освежает, делает более пластичной перспективу улицы на этом участке.
Второе направление обновлённой общегородской градостроительной политики – это поддержание социальных гарантий качества окружающей среды, обеспеченность граждан жилой площадью, различными объектами обслуживания, транспортная доступность городских территорий и уровня их инженерного обеспечения, реконструкция физического состояния материального фонда города и природных компонентов городской среды.
Немаловажно, что в XXI веке Новгород продолжает всесторонне развиваться. В 2000 году открылся завод ООО «Амкор Ренч Новгород», в 2002 году – Новгородский металлургический комбинат, в 2007 году – гипермаркет ООО «Лента», в 2010 – Ледовый дворец, а в 2012 – «Феникс-сити».
Торговый центр «Феникс-сити» – это восьмиэтажное здание, являющееся единственным Торговым центром европейского уровня в Великом Новгороде [14]. Фасады низкоэтажной и высокоэтажной частей остеклены. Основная часть здания обшита «сэндвич-панелью». Перед главным входом находится декоративный купол, размещённый как будто на пьедестале. Ледовый дворец был построен в 2010 году. В состав данного комплекса входит центральная спортивная арена и бассейн, который открылся в 2013 году. Фасад здания выполнен из сэндвич-панели и застекленной части.
В современном плане градостроительной политики Великого Новгорода подчёркивается необходимость направленного развития наиболее перспективных районов города, обладающих неиспользованными градостроительными предпосылками своего положения или функционально-пространственной организации и поощрение поиска новых форм организации городской среды и опережающего развития инфраструктуры на относительно благополучных территориях города [15].
Были построены и продолжают развиваться Западный район (с 1971 г.); Белый город (псковское направление) – коттеджный поселок (с 2007 г.); Псковский микрорайон: ул. Озёрная (с 2007 г.), Речная (с 2009 г.); Псковская слобода (с 2007 г.); Старорусский бульвар (с 2008 г.); Завокзальный район (с 2008 г.), Деревяницкий жилой район (с 2008 г.); микрорайон Луговой (с 2010 г.); жилой комплекс «Стипенка» (с 2011 г.) и «Псковский квадрат» (с 2013 г.). Таким образом, выполняется жилищно-коммунальная функция: повышается уровень жизни людей, улучшаются условия их проживания и решаются социальные проблемы (предоставление социального жилья).
С появлением новых домов, заводов, театров, гостиниц, развлекательных центров, город начал совершенствоваться как экономически, так и эстетически.

5. Современное состояние и перспективы
архитектурного развития города.

История градостроительства Великого Новгорода насчитывает не одно десятилетие. Многие постройки исторической части города требуют реконструкции так, например, Никольская улица на Торговой стороне, рядом с Ярославовым дворищем, находится в аварийном состоянии. Глава комитета архитектуры и градостроительства Новгородской области Валентина Васильевна Захаркина поясняет эту ситуацию в своих официальных пресс-релизах: «Если мы говорим об исторической части Торговой стороны, то в городе была принята концепция, что эта территория – некий туристический объект. И дома там должны оставаться в том же масштабе. Например, район левобережных очистных сооружений на улице Славной. Есть решение сделать туристическую зону в этой части города. Какой красивый вид там открывается на Красное поле, на Рюриково городище! А сегодня это просто закрытая территория» [16].
Сохранение архитектурных традиций, копившихся на протяжении многовековой истории города, является приоритетным направлением в градостроительстве. Однако, современная архитектура накладывает свой отпечаток на облик города: появляются интересные постройки на основе новых технологий. В.В. Захаркина полагает: «Необычное здание может появиться в новых районах. Некоторые современные вещи являются брендами городов. У нас пока визитная карточка это только объекты истории – Ярославово дворище, Кремль. Но и то далеко не все узнают наши соборы, а Кремль путают с нижегородским. А узнаваемые вещи должны быть. Так что, думаю, и в современной архитектуре у нас что-то интересное появится. Как бы не спорили по поводу здания на въезде со стороны Москвы, я считаю, что это тоже может стать некоей современной визитной карточкой города. Архитектор хотел символически передать идею Новгорода. Одна часть этого объекта напоминает о наших белокаменных церквях, другая – дерево, связана с производством, следующая, стекло и металл – это современность. Хочется, чтобы эти решения были до конца доведены» [17].
На сегодняшний день состояние въезда в город со стороны Москвы можно оценить с эстетической точки зрения как достаточно привлекательное. На наш взгляд, подобного оформления требуют и другие въезды в город: «Со стороны Пскова въезд будет застроен, появятся интересные элементы. Но это не делается в одночасье. Это большие финансовые вложения, долгий и дорогостоящий процесс» [18].
Архитектурный облик и функциональность Великого Новгорода продолжают развиваться. Всё больший акцент в наше время делается на сферу туризма. На данный момент в городе шесть крупных гостиниц: «Интурист», «Садко», «Волхов», «Акрон», «Park Inn», «Россия». Возникновение таких объектов, как киноцентр «Россия» и кинотеатр «Новгород», помогает не только новгородцам, но и туристам разнообразить свой досуг. Хотя эти здания почти не поменяли свой внешний вид, однако теперь они оснащены новой техникой (появление трёхмерного изображения, более качественного, объёмного звука).
Благоприятно на состоянии архитектурного пространства и решении некоторых экологических проблем сказывается поддержание в хорошем состоянии парков и скверов. Дополнительную привлекательность местам отдыха придаёт всё чаще используемая малая городская скульптура. Новгородцы и гости нашего города с удовольствием прогуливаются и фотографируются рядом с юным бронзовым художником (с 2010 г.) или девушкой, присевшей отдохнуть на мосту набережной Александра Невского. Такие новые элементы украшения городской среды обозначают интересные перспективы развития на основе соединения творчества архитекторов, скульпторов и меценатов.
Впрочем, в нашем городе присутствуют и отрицательные моменты. Например, состояние дорог у нас всё ещё остаётся неблагоприятным. Каждый год происходит ремонт, однако, на следующий год снова приходится менять покрытие, а в некоторых районах они совсем не обновляются. Не менее важной проблемой является улучшение внешнего вида домов, что происходит только на юбилеи и другие крупные праздники Великого Новгорода, а также при публичном обнаружении их аварийного состояния.

6. Выводы.

После Великой Отечественной войны город был разрушен. Требовалась серьёзная работа для его восстановления. Архитектор А.В. Щусев составил проект генерального плана Новгорода, который был утверждён. Однако, его идея о сохранении данного города как города-музея не была одобрена, и последний стал превращаться в обычный индустриальный центр.
Численность населения постепенно увеличивалась, в связи с этим было необходимо строительство новых жилых кварталов, поскольку достойное место жительства – одна из первых потребностей человека. Постепенно появлялись новые промышленные предприятия, для которых необходимы были квалифицированные кадры, поэтому потребовалось открытие учебных заведений. Эти постройки удовлетворяли насущные культурные (искусство, наука, образование …) и производственные потребности жителей города.
Однако городу были необходимы места не только для работы, но и для полноценного отдыха жителей. В результате началось строительство различных домов культуры, театров, культурных центров, которые, помимо прочих, выполняют коммуникативную функцию, а также помогают людям обогатиться духовно и развить тягу к прекрасному (эстетическая потребность).
Появление магазинов, торговых домов и универмагов тоже играет важную роль для каждого человека в Великом Новгороде. С их помощью мы удовлетворяем свои физиологические потребности (пища, одежда), часть экзистенциальных. Кроме того, здоровая конкуренция различных торговых сетей и точек помогает обывателю умело лавировать в общем потоке многочисленных цен и акций. Некоторые горожане стремятся приобретать те или иные вещи не в минимальных количествах. Для того, чтобы выделиться и выглядеть престижно, они предпочитают брендовую одежду, следуют моде; и различные торговые объекты помогают реализовать соответствующие стереотипы.
При анализе генеральных планов Новгорода и деятельности главных архитекторов во второй половине XX века, удалось выявить значимые социальные функции, повлиявшие на облик города. Такими являются удовлетворение основных потребностей человека в образовании, саморазвитии, самореализации, эстетические, экзистенциальные и физиологические. Появившиеся в ходе застройки города здания, выполняющие данные требования, создали ту картину неповторимого облика Новгорода, который привлекает сегодня и жителей города, и туристов. Это в определённой степени является ориентиром для дальнейшего развития и подчёркивает функциональную значимость нашего города как туристического центра.

Сноски:

[1] Архитектор Илья Кушнир. Новгород Великий: Новгород послевоенный и современный. Графика конца 1940-х – начала 50-х годов и двух последних десятилетий. Памятники архитектуры [Текст] / англ. текст Д. Франклин ; худож. Б. Смирнов; ред.-сост. серии И. Майорова. – СПб. : Контакт, 1999. – 72 с. – (Памятники архитектуры). – С. 3.
[2] Кушнир, И. Архитектура Новгорода [Текст] / Илья Кушнир. – Л. : Лениздат, 1982. – 176 с.
[3] Кушнир, И. И. Архитектура Новгорода [Текст] / Илья Иосифович Кушнир. – Л. : Стройиздат, ленингр. отдел-е, 1991. – 240 с.
[4] Афанасьев, К. Н. А. В. Щусев [Текст] / К. Н. Афанасьев. – М. : Стройиздат, 1978. – 192 с. – С. 150.
[5] Трифонова, А. Н. Генеральный план Новгорода 1945 года [Текст] / А. Н. Трифонова // Новгородика-2008. Вечевая республика в истории России: материалы Международной научно-практич. конференции 21-23 сентября 2008 г. – Ч. 1. – Великий Новгород, 2009. – С. 350.
[6] Трифонова, А. Н. Генеральный план Новгорода 1945 года [Текст] / А. Н. Трифонова // Новгородика-2008. Вечевая республика в истории России: материалы Международной научно-практич. конференции 21-23 сентября 2008 г. – Ч. 1. – Великий Новгород, 2009. – С. 352.
[7] Трифонова, А. Н. Площадь Победы [Текст] / А. Н. Трифонова // Новгородский архивный вестник. – Выпуск 7 / под ред. С. Д. Трифонова. – Великий Новгород, 2008. – С. 251.
[8] Кушнир, И. И. Архитектура Новгорода [Текст] / Илья Иосифович Кушнир. – Л. : Стройиздат, ленингр. отдел-е, 1991. – 240 с. – С. 187.
[9] Кушнир, И. Архитектура Новгорода [Текст] / Илья Кушнир. – Л. : Лениздат, 1982. – 176 с. – С. 122.
[10] Там же. – С. 117.
[11] Кушнир, И. И. Архитектура Новгорода [Текст] / Илья Иосифович Кушнир. – Л. : Стройиздат, ленингр. отдел-е, 1991. – 240 с. – С. 188.
[12] Генеральный план Великого Новгорода 2009 года [Электронный ресурс] // Энциклопедия знаний. – Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/224/20820.php. – Дата обращения: 29.01.2014.
[13] Гормин, В. Путеводитель [Текст] / Владимир Гормин, Виктор Жуков, Илья Кушнир, Альвина Михеева, Инна Телегина ; сост. Владимир Гормин. – Л. : Лениздат, 1979. – 160 с. – С. 97.
[14] О торговом центре «Феникс-сити» [Электронный ресурс] // Официальный сайт торгового центра «Феникс-сити». – Режим доступа: http://fenixcity.ru/. – Дата обращения: 22.03.2014.
[15] Генеральный план Великого Новгорода 2009 года [Электронный ресурс] // Энциклопедия знаний. – Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/224/20820.php. – Дата обращения: 29.01.2014.
[16] Лаврова, О. Валентина Захаркина: «Женщина должна состояться в профессии» [Электронный ресурс] / О. Лаврова // Новгородская Интернет-газета «Ваши новости». – Режим доступа: http://vnnews.ru/intervie/34405-valentina-zaxarkina.html. – Дата обращения: 20.03.2014.
[17] Там же.
[18] Лаврова, О. Валентина Захаркина: «Женщина должна состояться в профессии» [Электронный ресурс] / О. Лаврова // Новгородская Интернет-газета «Ваши новости». – Режим доступа: http://vnnews.ru/intervie/34405-valentina-zaxarkina.html. – Дата обращения: 20.03.2014.

Библиографический список

  1. Архитектор Илья Кушнир. Новгород Великий: Новгород послевоенный и современный. Графика конца 1940-х – начала  50-х годов и двух последних десятилетий. Памятники архитектуры [Текст] / англ. текст Д. Франклин ; худож. Б. Смирнов; ред.-сост. серии И. Майорова. – СПб. : Контакт, 1999. – 72 с. – (Памятники архитектуры).
  2. Афанасьев, К. Н. А. В. Щусев [Текст] / К. Н. Афанасьев. – М. : Стройиздат, 1978. – 192 с.
  3. Генеральный план Великого Новгорода 2009 года [Электронный ресурс] // Энциклопедия знаний. – Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/224/20820.php. – Дата обращения: 29.01.2014.
  4. Гормин, В. Путеводитель [Текст] / Владимир Гормин, Виктор Жуков, Илья Кушнир, Альвина Михеева, Инна Телегина ; сост. Владимир Гормин. – Л. : Лениздат, 1979. – 160 с.
  5. Кушнир, И. Архитектура Новгорода [Текст] / Илья Кушнир. – Л. : Лениздат, 1982. – 176 с.
  6. Кушнир, И. И. Архитектура Новгорода [Текст] / Илья Иосифович Кушнир. – Л. : Стройиздат, ленингр. отдел-е, 1991. – 240 с.
  7. Лаврова, О. Валентина Захаркина: «Женщина должна состояться в профессии» [Электронный ресурс] / О. Лаврова // Новгородская Интернет-газета «Ваши новости». – Режим доступа: http://vnnews.ru/intervie/34405-valentina-zaxarkina.html. – Дата обращения: 20.03.2014.
  8. О торговом центре «Феникс-сити» [Электронный ресурс] // Официальный сайт торгового центра «Феникс-сити». – Режим доступа: http://fenixcity.ru/. – Дата обращения: 22.03.2014.
  9. Официальный сайт Комитета архитектуры и градостроительства Новгородской области. – Режим доступа: http://uag53.novreg.ru/. – Дата обращения: 5.07.2014.
  10. Трифонова, А. Н. Генеральный план Новгорода 1945 года [Текст] / А. Н. Трифонова // Новгородика-2008. Вечевая республика в истории России: материалы Международной научно-практич. конференции 21-23 сентября 2008 г. – Ч. 1. – Великий Новгород, 2009.
  11. Трифонова, А. Н. Площадь Победы [Текст] / А. Н. Трифонова // Новгородский архивный вестник. – Выпуск 7 / под ред. С. Д. Трифонова. – Великий Новгород, 2008.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.