ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА МОЛОДЁЖЬ

Терякова Анна Сергеевна, Боброва Инна Игоревна

Дата публикации: 05.12.2014

Опубликовано пользователем: Анна Терякова

Рубрика ГРНТИ: 04.00.00 Социология, 20.00.00 Информатика

Раздел портала: Магнитогорский государственный технический университет

УДК: 30.308, 30.304, 004.5

Ключевые слова: , , , ,

Библиографическая ссылка:
Терякова А.С., Боброва И.И. Влияние социальных сетей на молодёжь // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/12/2243 (дата обращения: 04.10.2017)

Терякова Анна Сергеевна

Руководитель: к.п.н., доцент Боброва И.И.

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

Институт истории, филологии и иностранных языков

Мы живём во время, когда ценность высоких технологий очень велика. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он захватил абсолютно все сферы жизнедеятельности. В настоящее время нельзя представить любое мобильное устройство или компьютер без Интернета. Порой задумываешься, как же люди жили без него всего несколько лет назад и как за такой короткий срок успели привыкнуть к нему.

Актуальность темы данной статьи состоит в том, что социальных сетей становится всё больше. На сегодняшний день они заняли всё свободное время молодежи и детей. По статистике, примерно 50% всех россиян зарегистрированы в одной из социальных сетей. Согласно мнению отечественных ученых, 96% подростков общаются через Интернет.

Мониторинговое агентство «News Effector» провело исследование с целью выяснить степень зависимости россиян от Интернета [4]. Из  7800 опрошенных в возрасте от 18 до 55 лет по всей России – 61% людей утверждают, что количество времени, которое они проводят в Интернете постоянно увеличивается; 30% опрошенных признались, что сидят в Интернете для того чтобы убить время, т.е. не имея определенной цели. Около 78% россиян относятся к Интернету положительно. В то же время, как 5% настроены крайне негативно.

Именно поэтому некоторые учёные серьёзно занимаются проблемой интернет-зависимость и в частности зависимостью от социальных сетей. Эту «болезнь» изучают такие учёные как К. Янг, М.А. Шаталина, Джеймс Барсонс и другие. Интернет-зависимость вызывает научный интерес у широкого круга учёных, но, несмотря на это, вопросы, касающиеся данной области, недостаточно изучены и описаны в учебниках и другой научной литературе.

Наиболее популярными социальными сетями в России является «Facebook», «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Мой мир». На сегодняшний день число зарегистрировавшихся пользователей в России превышает 25 миллионов человек.

Ежедневно миллионы людей проводят свободное время в Интернете: ищут работу, знакомятся с новыми людьми, общаются с друзьями, коллегами, ищут нужную информацию, делятся своими знаниями с другими и получают новые. Сейчас редко увидишь молодёжь, которая читает газеты, смотрит новости. Большинство людей привыкло, что любую нужную информацию можно найти в Интернете и не нужно прилагать для этого огромных усилий. К примеру, не нужно идти в библиотеку и сидеть там, перебирая литературу. Можно сидеть дома за компьютером с чашкой чая, написать в поисковую строку то, что тебе нужно и Интернет выдаст тебе тысячу результатов.

О факте интернет- зависимости говорит и то, что более половине молодёжи необходимо войти на веб-сайт по крайней мере один раз в день, и почти четверть подростков говорят, что они заходят в социальные сети несколько раз в день (из доклада, который опубликован на сайте [1]).

Основная функция Интернета для молодёжи – это общение. Самым постоянным посетителем социальных сетей является современная молодёжь. Виртуальный мир притягивает молодое поколение всё больше и больше. Он даёт нам возможность поделиться своими переживаниями, поведать о своих чувствах, рассказать о том, что на душе. Некоторым людям сложно говорить об этом с другими наедине или в компании, поэтому социальные сети привлекают всё больше человек. Также интерес поддерживается тем, что можно посмотреть личную информацию других людей, с которыми ты знаком или же видишь впервые в жизни.

Человек бежит от своих проблем и попадает прямиком в социальные сети, где он может об этом забыть и придумать себе новую жизнь, новое имя, «избавиться» от каких-либо своих комплексов. Свой «идеальный мир» человек начинает воспринимать как часть реальности и не видит между ними границ. Человек создаёт новый образ себя самого, приписывая себе качества, которых у него в жизни может вовсе и не быть. Например, скромный, замкнутый человек в социальной сети может себя позиционировать как общительного, коммуникабельного человека. В виртуальном мире человек может позиционировать себя как самодостаточного, ни в чем не нуждающегося человека, он также может встретить, как ему кажется, свою вторую половинку, которая может находиться очень далеко от него. Зачастую этот «виртуальный образ» не имеет ничего общего с самим человеком, который ищет в социальных сетях то, что ему не хватает в реальной жизни, поэтому эта «идеальная жизнь» становится для него более ценной, чем настоящая.

Многие молодые люди не могут обойтись без виртуального общения, совершенно забывая про общение в реально жизни. Очень часто можно наблюдать такую картину, когда люди, не отрываясь, сидят в своём телефоне, например, в общественном транспорте, на улице, даже когда встречаются с друзьями. Со временем вырабатывается определённый рефлекс, человек начинает постоянно проверять свою почту в надежде, что кто-то напишет ему или посетит его страницу. Человек начинает от этого зависеть. Для него становится важным не только показать, как он живёт, но и посмотреть, как живут другие. Теперь молодёжь начала фотографироваться не для памятного альбома, в котором можно сохранить важные для себя моменты жизни, а для того чтобы выложить это все в социальную сеть, затем смотреть кому понравились твои фотографии и читать комментарии от друзей и знакомых. Знакомые или друзья выкладывают фотографии со свадьбы, с выпускного вечера, с поездок, начинает одолевать любопытство, никому не хочется упустить интересные новости, узнать что-нибудь новое из жизни друзей. Просматривая одну фотографию за другой, одну страничку, вторую, третью, человек забывает о времени.

На сегодняшний день существуют такие «преданные» пользователи, которые сидят в социальных сетях круглыми сутками. Утром на работе или учебе они первым делом заходят проверить почту, порой уделяя этому больше времени, чем основному делу. По дороге домой или на работу, в очереди, за приёмом пищи для выхода в социальные сети используют телефон или, например, планшет. Вечером, приходя домой, вновь садятся за компьютер и утром всё начинается заново. Стоит отметить, что такие люди очень любят освещать всю свою жизнь в социальных сетях, а именно при помощи статусов. Статусы меняются не только от рода деятельности, например «ем», «сплю», «еду на работу», но также это зависит и от душевных переживаний этого человека. Вышеописанное состояние человека отчасти напоминает зависимость от алкоголя или, например, наркотиков, исходя из этого, можно говорить, что зависимость от социальных сетей – это болезнь молодёжи.

В статье К.Янга «Диагноз – интернет-зависимость» приводится статистика по данным опроса. Она свидетельствует о том, что около 54% зависимых от интернета не собираются уменьшать своё времяпровождение в сети, при этом зная, что это наносит вред их здоровью и психике. Часть из них думают, что уже не смогут избавиться от этой вредной привычки. Остальные 46% пытались избавиться от зависимости, но безуспешно. Сначала они пробовали ограничить время, которое можно было проводить в интернете, но контролировать самих себя они были не в состоянии, затем выбрасывали модемы, резали провода, но через некоторое время снова оказывались в сети, осознавая, что без Интернета они не могут.

Постоянное нахождение в социальных сетях – не лучшее занятие для нашего мозга. Это нельзя назвать какой-нибудь полноценной умственной работой. Человек просто бесцельно занимает своё свободное время, вместо этого можно было бы, например, почитать книгу или погулять с друзьями.  Просматривая ленту новостей друзей или их фотографии, человек делает это быстро и особо не задумывается над поступающим потоком информации.

Также, выкладывая на всеобщее обозрение информацию о себе, например, номер мобильного телефона, свой возраст, адрес, личные фотографии, человек может попасться в ловушку мошенников. Злоумышленники могут взломать аккаунт и получить нужную им информацию из ваших переписок с родителями, друзьями или знакомыми.

И всё-таки, возможно ли пользоваться социальными сетями, не нанося вред себе? Есть ли плюсы в таком общении?

Несмотря на все негативные стороны нахождения в социальных сетях, есть и положительные стороны. Но прежде всего, нужно знать меру и пользоваться этим с умом. Нет ничего плохого в том, чтобы знакомиться и общаться с новыми людьми в социальных сетях, можно найти единомышленников и пообщаться на общие темы, найти своих родственников, слушать музыку или смотреть фильмы. Общение в интернете способно повысить самооценку человека и его значимость. Главное не забывать, что это только второстепенное общение, а главное – это общение в реальной жизни.

Студенты активно используют социальные сети для обмена учебной информацией и домашним заданием. Преподаватели имеют возможность доводить до студентов какую-либо информацию, либо скидывать методические пособия.

В заключении необходимо отметить, что социальные сети занимают всё больше времени молодёжи, они заменяют реальное общение и хобби. Несмотря на то, что положительные моменты присутствуют, следует отметить, что социальные сети чаще всего плохо влияют на учебу и сам процесс обучения, но бывают и исключения. Поэтому следует контролировать количество времени, которое тратится на Интернет, важно знать границу и не переходить её, иначе это обернется против тебя.

 

 

Список источников:

  1. 1.      Нестерова Г.В. Влияние сети интернет и социальных сетей на молодёжь (на примере студентов ЕГУ им. И.А. Бунина). [Электронный ресурс] - Режим доступа – URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/6604-2013-02-24-17-11-21
  2. Сидоров А.И., Мухарлямова А.Ю. Социальные сети и их влияние на молодежь. [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=10001473
  3. В паутине социальных сетей. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.inetomaniya.ru/psixologiya-problemy/v-pautine-socialnyx-setej/
  4. 4.      Интернет-издание «Towae». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:   http://www.towave.ru/news/issledovanie-53-rossiyan-priznayut-sebya-zavisimymi-ot-interneta.html
  5. Войскунский А.Е., Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. — 2004. — № 1.
  6. Шумакова Е.В. Воспитательное пространство социальных сетей интернета // Профессиональное образование. Столица. — 2011. — № 6.

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.