ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Мельников Сергей Сергеевич

Дата публикации: 25.12.2014

Опубликовано пользователем: Сергей Мельников

Рубрика ГРНТИ: 04.00.00 Социология, 20.00.00 Информатика

Библиографическая ссылка:
Мельников С.С. Цифровое поколение // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/12/2303 (дата обращения: 04.10.2017)

Мельников Сергей Сергеевич
Руководитель: к.п.н., доцент Боброва И.И.
Магнитогорский технический университет им. Носова
Институт истории филологии и иностранных языков

Цифровое пространства обладает особым свойством, оно влияет на нас, а мы на него. Часто мы воспринимаем цифровые технологии как благо, но нельзя недооценивать тех проблем которые они несут вместе с благами. Люди несут ответственность за формирование виртуальной среды: создание программ, сервисов, а также ответственность лежит на журналистах, блогерах, политиках, юристах и вообще всех граждан земли которые  вносят свою лепту в сетевое пространство, оно должно быть безопасным для следующих поколений.

Первое цифровое поколение уже вырастает на наших глазах, и вскоре они изменят окружающий мир в соответствии со своими представлениями. “Цифровое поколение” обладает особенными чертами, такими как всеобъемлющая креативность и инновационность, а также отказ от традиционных ценностей и постулирование прагматизма практически во всем сферах человеческих взаимоотношений, информированность, которая вытекает из постоянного пребывания в информационной среде, многозадачность, это возможность решать несколько задач одновременно. На ряду с новыми положительными возможностями “цифрового поколения” появились и отрицательные: информационная перегруженность, которая возникает из-за большого количества информации, в которую не возможно вникнуть глубоко, существует только её поверхностное изучение и понимание, т.е. качество понимания информации переходит в количество, это сказывается на формировании у людей целостной картины мира, логической связанности и упорядоченности знаний. Также появилось такое явление как интернет зависимость и доступ к опасной информации ( призыв к насилию или террору, детская порнография, насилие…).  Кроме этих проблем,  появилась психологическая и патологическая “тревога неподключенности” , которая может доводить до паники. Современный человек не может сегодня находиться длительное время не в сети, так как он начинает чувствовать себя изолированным и отчуждённым от этого мира, ведь практически все его друзья и знакомые находятся там.

Одна из причин массового потребления гаджетов среди подростков и детей  возникла по причине заботливых родителей, сделать так чтобы их дети всегда были на связи.  Затем дети быстро осваивают новые устройства и понимают, что их можно использовать не только как средства общения с родителями, но и со сверстниками и при помощи огромного количества инструментов, что делает это процесс более увлекательным, также они узнают о возможностях интернета, после чего им уже трудно отказаться от этих гаджетов.

Виртуальная реальность позволяет подросткам прожить увлекательный и завораживающий период взросления, виртуальный мир позволяет проживать подросткам множество ролей, что может помочь им проще определиться с будущим местом в обществе. Но нужно не забывать, ограничивать свои часы времяпрепровождения в интернете, так как это может деформировать нормальное мировосприятия подростка и создать большие сложности при его коммуникации с другими людьми в реальности.

Чем же отличается “цифровое поколение” от предыдущего? В первую очередь нужно отметить, что формируется новая культурная среда и общество в целом. Всегда существовал зазор между поколениями, но в XI веке, этот зазор оказывается больше чем когда либо. Предыдущее поколение сегодня оказывается технически неграмотным, в то время как дети быстрыми темпами осваивают эти технологии и ещё будучи не осознав всех тонкостей реального мира, они уже легко начинают владеть цифровыми технологиями. Появляется дополнительный зазор между родителями и детьми, у детей появилась новая реальность, где они не в поле досягаемости родителей, там они чувствуют себя свободными. Также это сказывается и на образовании детей, теперь им не нужно сохранять большие объёмы информации в голове, так как они стали находиться в шаговой доступности их память начала превращаться в “оперативную” она очень быстро может сориентироваться о чём идёт речь и понять откуда нужно извлекать информацию, но самой информацией в полной мере не владеть, тогда как их родители основной объём информации держат в голове, но им намного сложнее быстро улавливать информацию и также быстро реагировать на неё. Таким образом, “цифровое поколение” с лёгкостью отвечает на вопрос “как?” но всё меньше задумывается над вопросом” зачем? “.

Также появилась проблема связанная с эмоциями, некоторые эксперты её определяют как “эмоциональная холодность”. Часто эмоции у детей возникают от виртуальных переписок, но в виртуальном общении эти эмоции невозможно передать, со временем дети начинают переживать эмоции но всё реже их показывают в жизни. Когда человек общается но не испытывает физического контакта, он теряет большое количество невербального общения, из-за этого ряд традиционных барьеров исчезает: возраст, пол, социальный статус, привлекательность человека, коммуникативная компетентность человека, а также мимика и жесты. Не смотря на то, что сейчас существуют минимальные данные о увлечениях, статусе человека и фото, этого недостаточно для адекватного восприятия человека. И кроме того, информация может быть ложной. Интернет предоставил всем пользователям интернета анонимность, мало кто решается её лишиться, поэтому в таком статусе снимаются психологические и социальные риски в сетевом общении, в следствии чего пользователи становятся более раскрепощёнными и менее ответственными. Интернет особенно важен для тех людей, чья жизнь так или иначе обделена и они компенсируют её в виртуальной жизни.  Сетевое общение создаёт иллюзию дружеских отношений без требования дружбы. При ослаблении реальных связей с друзьями или товарищами, может возникнуть интернет-зависимость.  Интернет зависимые получают в интернете внимания, которого им недоставало в реальной жизни.

Новое поколение отличается даже тем, что для обмена информацией они чаще  используют смс нежели звонки, что позволяет избежать эмоциональных переживаний, хотя оно довольно маленькое по сравнению с живым общением, но даже его они стараются избегать. Дружба между людьми требует от человека глубоких эмоциональных переживаний, искренности, интимности. Этого и старается избежать новое поколение.  Источником информации для  них служит текст с экранов монитора, и всё реже информация передаваемая из уст в уста. Хотя именно непосредственное общение с людьми формирует гуманное отношение к самим людям, которое формируется через близкое общение. Сегодня мы видим дегуманизацию нового поколения.

Существует проблема  границы личного пространства, новое поколение считает виртуальную реальность частью своей жизни и граница реального и виртуального стирается, их личная жизнь становится достоянием общественности, любой кто имеет доступ к интернету может узнать личную информацию других пользователей.

Интернет становится творческой лабораторией, в которой молодые пользователи пробуют и учатся искусству презентации себя внешнему миру, в пространстве, которое кажется более безопасным, чем оно есть на самом деле. То что виртуальный образ так легко создать и сделать общедоступным, заключает в себе риск – из-за возможности манипуляций и фальсификаций. Одной из важнейших задач на сегодня является технологическое обеспечение достаточной меры безопасности, контроля доступа к личной информации юных пользователей, формирование норм и установок в общественном сознании, которые бы поддерживали эти идеи.

 

 

 

 

Литература:

1)                 Жичкина C . Социально-психологические аспекты общения в Интернете // Флогистон: Психология их первых рук //

2)                 Войскунский А.Е. Вместо предисловия: «за» и «против» интернет-зависимости // Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития: сб. М., 2009.

3)                 Солдатова Г.В., Гостимская О.С., Кропалева Е.Ю. Пойманные одной сетью. Типы подростков интернет-пользователей. Межрегиональное исследование «Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков России 2009»

4)                 Шевякова Л.П. Основные формы общения в Интернете и их особенности. Образование. Коммуникация. Ценности. (Проблемы, дискуссии, перспективы. По материалам круглого стола «Коммуникативные практики в образовании». 19 ноября 2004 г.

5)                 Sherry Turkle. Life on the screen: Identity in the age of Internet. First Touchstone edition. N.Y. , 1997.

6)                 http://www.mediascope.ru/node/838

Текст файла « »:
Зависимость от цифровых технологий Реальность современного мира изменяется на наших глазах постоянно. Совсем недавно ИТ цифровые технологии были роскошью для основного числа жителей развитых стран, но на сегодняшний день их доступность увеличилась в разы, что привело к их массовому распространению. Также использование ИТ применяется не только дома, но и за его приделами смартфонами и коммуникаторами, которые превосходят по своей мощности компьютеры 90-х г. Значительно увеличилась и сфера использования ИТ. Так, если двадцать лет назад по ним рассчитывали устойчивость мостовых конструкций при проектировании, то сегодняшние компьютеры могут рассчитать все параметра пуска ракеты, а также без них сегодня не обходятся самые элементарные расчёты, такие как математические, физические расчёты или расчёт статистических данных. Самым востребованным устройством является ПК. Это устройство позволяет как создавать, так и прибывать в виртуальном мире, решать огромное количество задач с помощью разных инструментов и предоставляет широкий выбор развлечений для пользователя. На нём можно играть, как одному так и с друзьями, общаться с друзьями, редактировать фото и видео, создавать сайты, смотреть кино, слушать музыку, общаться на форумах решая какую либо проблему, легко находить практически любую информацию. Такие возможности в шаговой доступности для человека, так или иначе, должны сказаться на нём, на обществе и на социальном взаимодействии. Сегодня учёные утверждают, что компьютер может ввести человека в транс. Это может показаться неправдой, но стоит обратить внимание на определения психологическая концентрация или «транс». Человечество знакомо с ним уже несколько тысячелетий. Они бывают физическими (сновидения, экстаз) и искусственными (медитация и гипноз). Эволюционное предназначения - мобилизация внутренних сил организма, повышения управляемости небольшими группами, действующих в экстремальных ситуациях, проникновения в бессознательное и воздействие на психику человека.http://www.m-pravda.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=348&Itemid=31

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.