ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Тимиржева Яна Максимовна

Дата публикации: 01.01.2015

Опубликовано пользователем: Яна Тимиржева

Рубрика ГРНТИ: 04.00.00 Социология, 20.00.00 Информатика

Раздел портала: Магнитогорский государственный технический университет

Библиографическая ссылка:
Тимиржева Я.М. Виртуальная реальность и информационное общество // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2015/01/2319 (дата обращения: 23.09.2018)

Тимиржева Яна Максимовна

Руководитель: к.п.н., доцент Боброва И.И.

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

Институт истории, филологии и иностранных языков

В конце ХХ в., выражения “виртуальная реальность” стало практически обыденным. Слово “виртуальность” является одним из ключевых для современных аналитиков – от философов и социологов до политологов и корреспондентов. Это слово отражает возрастание информационных технологий в обыденной жизни. В виртуальное пространство перешло большое число социальных взаимодействий, таких как научные дискуссии, обучения, рынок, сплетни, развлечения.  Интересна и метафизическа “виртуальной реальности” и его тотальное расширение. С его появлением изменяются таки сферы общественных отношений, как экономика, политика, культура, хотя они и не связаны на прямую с компьютеризацией, но они являются частью человеческого сознания, которое с появлением “виртуальной реальности” трансформировалось.  Эта трансформация человеческого сознания проявляется в логическом принципе осмысления реальности, люди слабо разделяют  реальность от виртуальности, в связи с этим люди замещают свои реальные действия на образы – симуляции. Такое замещение происходит на всех уровнях человеческих реалий, это даёт почву для переоценки и осмысления социокультурных изменений рубежа XX-XXI вв.

Компьютеризация является впечатляющим феноменом ХХ в. В наиболее развитых странах она вошла в жизнь практически  каждого гражданина. Больше всего поражает функциональность информационных технологий (ИТ), она может служить как профессиональный инструмент учёного, инженера, юриста, врача, предоставляет возможность общения, обучения, развлечения. Популярный тезис ХХI в. гласит, что распространения ПК и интернета – это шаг на пути к информационному обществу.

Этот тезис на первый взгляд оправдывает себя, но обратим внимание на этимологию этого понятия “виртуальное общество” и соотнесём тенденции современного общества, тогда окажется, что ” информационные технологии” скорее удаляют, от тех идеалов “информационного общества” о которых писали Д. Белл, А. Турен, Э. Тоффлер, П. Дракер, 3. Бжезински, Й. Масуда.

Кратко изложим основные теоретические идеи и смыслы которые они вкладывали в понятие “виртуальное общество”

1) Научное знание является основным фактором общественной жизни. Научное знание  вытесняет труд. Социальные и экономические функции переходят к капиталу. Основным социальным институтом становится университет. Корпорации отходят на задний план.

2) Знания становятся критерием в социальной дифференциации людей, не имеющий информации оказывается на периферии общества.

3)Информация, есть единица социальных отношений. Социальная среда и информационная образуют симбиоз.

Как мы видим философам, социологам и футурологам не удалось предугадать реальное развития общество, хотя невозможно отрицать наличие информационной и технической составляющей в обществе. В странах с “информационным обществом” преобладает отрасль услуг, массовая компьютеризация и т.д. Университет не стал базовым институтом в место корпораций.

“Информационное общество” больше сегодня походит на поля споров и дискуссий на тему благ, закодированные под социальные образы. Причина по которой теоретики ХХ в. не разгадали дальнейшее развитие социальных процессов, это отождествление знания и информации. Конечно в “информационно обществе” преобладает информация, она пронизывает всё поле деятельности общество но это не значит, что знания обладают силой. Чтобы  разобраться в этом, нужно правильно дать определения основным терминам.

Сообщением называется продукт человеческого интеллекта. Интерпретация – это толкование, наделяет сообщения смыслом, а коммуникация – это трансляция информации. В современном обществе именно коммуникация является важной составляющей.

В ХХI в. объём производимых знаний не превосходит интеллектуальную продукцию производимую предыдущими эпохами. Интеллектуальная работа каждой эпохи оценивается по числу моделей и парадигм которые они осмыслили по её окончанию. Сегодня интеллектуальная составляющая нацелена на физику, а не на философию, мы сегодня осознаем  сложность квантовой физики и проделали в понимании её большой путь, но мы совершили очень маленькую работу в философии, тогда как 500 лет назад всё было наоборот, принципиальной разницы между освоенными парадигмами нашей эпохи и эпохи прошлого тысячелетия, нет. Причина данному явлению в том, что у нас не увеличилась интеллектуальная работа  сознания или обмен сообщениями ( в первичном значении этого слова) , а увеличилось числу коммуникаций, т.е. дублирование информации. Тиражирование, не является созданием нового интеллектуального продукта, оно всего лишь дублирует её по средствам СМИ, лекций и семинаров, интернета – это и есть отличительная черта “информационного общества”. Информация в этом случае не знание, а коммуникация.

Анализируй современных политических деятелей, брокеров и корреспондентов,  можно теперь сказать, что преобладает и  лидирует из них не тот, кто владеет огромным количеством информации, а тот кто принимает участие большем количестве коммуникаций. Информация обладает такой востребованностью именно потому, что она не содержит интеллектуальной единицы (знания). Информация представляется в некотором роде оправданием для действий индивида, групп, общества, институтов, государств. Это рождает большую необходимость в информации, каждое действие должно быть оправданным, чтобы оно не казалось необоснованным и нерациональным, для этого нужно обрабатывать большое количество информации. Информация стала идолом. Люди совершают действия используя информацию, как мотив, стимул деятельности, а коммуникации в свою очередь не поглощаются как энергетический ресурс, по предсказаниям футурологов, так как у них нет содержания, это всего лишь симулякры (копии – копий), они наоборот приумножатся с течением времени.

Подведём итоги, информацией является коммуникация, которая является трансляцией символов, стимулирующих к действию. В “виртуальной реальности” не создаётся никакого нового знания, там осуществляются приумножение коммуникаций и создание симулякров. Информация вторична по отношению к материальным фактам.

Литература:

1) Bell D. The coming of post-industrial society. N. Y., 1973

2) Touraine A. La societe postindustrielle. Paris, 1969

3) Brzezinski Z. Between two ages: America’s role in the technetronic era. N. Y., 1970

4) Toffler A. The third wave. N. Y., 1980

5) Drucker P. Post-capitalist society. N. Y., 1993

6) Masuda Y. Information society as post-industrial society. N. Y” 1982.

7) Touraine A. The waning sociological image of social life // International journal of comparative sociology. 1984. Vol. 25. N 1.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.