ГОСПЛАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Горбатов Святослав Александрович

Дата публикации: 22.04.2015

Опубликовано пользователем: Anna Balabanova

Рубрика ГРНТИ: 06.00.00 Экономика. Экономические науки

УДК: 33

Библиографическая ссылка:
Горбатов С.А. Госплан в современной России: миф или реальность? // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2015/04/2557 (дата обращения: 25.09.2018)

«Либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также экономически. Либо погибнуть, либо на всех парах устремиться вперед. Так поставлен вопрос историей!» – кричал советский плакат, вдохновляя народные массы на непосильный труд, а красный поезд с яркой звездой, обгоняющий маленький зеленый паровозик Запада, красочно иллюстрировал этот призыв. Таков был план, установленный государством. Государственный План.

К началу 90-ых годов любая централизация вызывала у людей отторжение. Десятилетия полного подчинения государству сделали свое дело: люди хватались за любую свободу, как за соломинку хватается утопающий, не задумываясь о последствиях. Процесс перехода к рыночной экономике не стал исключением: были уничтожены почти все институты государственного планирования, включая и один из наиболее важных – планирование производственно-хозяйственной деятельности субъектов рынка. Не многие понимали, что без такого планирования может не функционировать и рыночная экономика в целом.

К началу ХХӀ века центральное место заняло микропланирование, то есть планирование на микроуровне (например, бизнес-планирование), однако и на сегодняшний день существует пропасть между планированием деятельности и непосредственным управлением хозяйствующими субъектами. Но важно другое. Микропланирование, лишившись своего «рулевого» – планирования на макроуровне, осталось без ориентиров и бороздит океан рыночной экономики вслепую. Поэтому, очень важной задачей для современного планирования является разработать такую интегрированную систему планирования, которая бы не только была стратегически направленной, но и охватывала все уровни народного хозяйства. Вот тут и возникает вопрос о необходимости создания специальной государственной организации, которая будет осуществлять руководство и контроль за стратегическим управлением в России.

Такую организацию в современных публикациях ученых принято называть Роспланом.

Государственное планирование в России – это не что-то противоестественное и пугающее, а ровно наоборот, закономерное и необходимое. Вспомним, что именно в нашей стране впервые стали использовать Государственный план для увеличения показателей в различных отраслях хозяйства. Уже первый Госплан ГОЭРЛО стал мощным проектом, который послужил толчком для развития не только электроэнергетики, но и других отраслей хозяйства и вывел Советский Союз на путь промышленного развития. А если взглянуть на цифры! Благодаря этому и другим Госпланам производство электроэнергии за 15 лет увеличилось в 56 раз, добыча угля – в 12 раз, а производство стали в 66 раз! Плакатные лозунги действительно вдохновляли людей!

Безусловно, кто-то объявит такие высокие показатели обычной советской пропагандой, скажет, что реальные цифры на много ниже и верить подобным данным – попусту обманывать себя. Можно сколько угодно списывать достижения СССР на работу пропагандистов и обман, но истина в том, что о грандиозном промышленном рывке благодаря использованию Государственных планов очень много говорили и писали заграницей, иностранные эксперты официально заявляли, что рост советской промышленности поражает воображение и, в конце концов, многие западные страны хотели перенять эту «волшебную» (как писали в то время в Европе) стратегию перспективного планирования.

Этот маленький исторический экскурс показывает, что наша страна очень тесно связана с Госпланом, теснее, чем другие страны.

Не стоит забывать и про самобытность России, уникальный путь ее развития. Г.Б. Клейнер, член-корреспондент РАН, в своем докладе «Проблемы стратегического государственного планирования и управления в современной России» отмечает, что в России сформировался «особый «средовой» тип цивилизации». Под этим он понимает, что наша страна, как огромный сосуд, содержит в себе самые разные объекты и явления, бережно храня их. Действительно, в этом «сосуде» можно найти и различные культуры, и крайне высокую дифференциацию доходов граждан, и различные пути развития отдельных территорий и отраслей хозяйства. Поэтому вполне закономерным является именно смешанная экономика, и вполне закономерным должно являться качественное многоуровневое планирование.

На сегодняшний день качественное планирование необходимо. Проведенные опросы показывают, что имеется реальный спрос на стратегическое управление на всех уровнях управления.

Таблица 1

Спрос на промышленную политику со стороны руководителей промышленных предприятий

Вопрос 2.3. Необходима ли разработка и реализация промышленной политики:

Доля ответов, %

Итого, %

да

нет

не знаю

нет данных

на федеральном уровне

91,89

1,80

4,50

1,80

100,00

на региональном уровне

88,29

4,50

5,41

1,80

100,00

на муниципальном уровне

72,07

16,22

9,91

1,80

100,00

Из таблицы 1 видно, что практически все опрошенные руководители промышленных предприятий уверены в том, что как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях должна проводится промышленная политика.

Тем не менее, такая политика не проводится. Все руководители, как показано в таблице 2, в один голос говорят, что ни на одном уровне нет должной промышленной политики.

Данная ситуация говорит о том, что существует реальная проблема, возникающая в сфере планирования, которую необходимо решать.

Таблица 2. Наличие промышленной политики у властей различных уровней, по мнению руководителей промышленных предприятий

Вопрос 2.2. Есть ли, по Вашему мнению, значимая промышленная политика:

Доля ответов, %

Итого, %

да

нет

не знаю

нет данных

на федеральном уровне

12,61

54,95

30,63

1,80

100,00

на региональном уровне

17,12

54,95

24,32

3,60

100,00

на муниципальном уровне

8,11

64,86

23,42

3,60

100,00

Из всего сказанного становится понятно, что России необходимо многоуровневое, многоцелевое и многоаспектное стратегическое управление, которое будет охватывать всю социально-экономическую сферу. В создании и осуществлении такого управления участвовать все уровни, все заинтересованные хозяйствующие субъекты и органы власти: федеральный, региональный и муниципальный уровень, ведомства и министерства, ассоциации и союзы  хозяйствующий субъектов, общественные организации и, в конечном счете, отдельные граждане.

Такая система стратегического планирования создается с целью разработки, согласования и координации плановых документов, концепций, целевых программ, бизнес-планов всех самостоятельных участников экономический отношений. Согласование должно проходить с привлечением информационных, переговорных и подобных методов.

В рамках такой системы необходимо создавать единый орган планирования в России, который и будет заниматься разработкой комплексной стратегии всей страны. Нужно понимать, что создание такого органа без предыдущей подготовки, без тщательной разработки, обсуждения и утверждения методологии и методики стратегического планирования, обречено на провал. Росплан – это орган, который является всего лишь стадией становления института стратегического планирования.

Госплан – это эффективный метод управления экономикой, который в полной мере может осуществляться только в рамках института стратегического планирования и никак вне его.

Система стратегического планирования потребует огромного количества совершенно новых институтов, связанных с обсуждением и принятием стратегических планов, контролем и проверкой принимаемых решений, мониторингом и корректировки стратегий, согласованием различного рода решений и так далее. Но стратегия страны и планирование на государственном уровне – это сильный толчок для развития экономики, важный импульс, наплавленный на достижение глобальных целей, способный в разы улучшить и модернизировать социально-экономическую сферу нашей страны.

В настоящее время можно говорить о том, что правительство обдумывает возвращение в госпланам. Полное возрождение государственных планов пока невозможно, да впринципе и не нужно. Особое внимание необходимо обратить на две отрасли, в которых внедрение госплана будет оправдано – оборона страны и экономика. Это продиктовано сложившейся обстановкой в мире: экономическими санкциями, войной на Украине, негативным отношением иностранных государств к нашей стране. Как никогда важно увеличивать показатели национальной экономики и обороноспособности страны.

Сегодня как никогда важно уйти от устоявшего стереотипа про то, что развитие экономической сферы возможно лишь при условии невмешательства государственных структур в финансовую сферу и отсутствии планирования. Теория о том, что экономические механизмы сами способны вывести экономику страны на новый уровень без вмешательства правительства, не оправдывает себя.

С этим согласен бывший председатель Госплана СССР Николай Байбаков. В одном из интервью он сказал, что «нужно правильно регулировать все хозяйство, и именно государство должно взять на себя эту функцию. И стесняться того, что новый Госплан будет вмешиваться в вопросы всех отраслей народного хозяйства, даже в условиях рынка не стоит. Российскому правительству сейчас просто необходимо заняться вопросом планирования экономики, ее развития с учетом рыночных технологий»

В заключении хочется сказать, что вопрос о необходимости Государственных планов остается очень спорным. Существует множество как почитателей таких планов, так и ярых противников любого планирования со стороны государства. По какому пути ни пошло бы наше государство, дискуссии и споры по этому вопросу вряд ли когда-нибудь утихнут.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.