ЗАКОНЫ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА

Анисимова Полина Михайловна

Дата публикации: 22.04.2015

Опубликовано пользователем: Anna Balabanova

Рубрика ГРНТИ: 06.00.00 Экономика. Экономические науки

УДК: 33

Библиографическая ссылка:
Анисимова П.М. Законы объективного мира // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2015/04/2560 (дата обращения: 24.10.2017)

Главной задачей познания является исследование общества и природы как закономерного процесса развития и движения, заметить что-то общее и существенное, что характерно только для менее или более обширной группы явлений или для всех видов движения материи. Это необходимое, существенное и общее находит свое выражение в разных законах. Научные законы в некоторой степени отображают законы общества, мышления и природы.

Научная деятельность или просто наука, которая затрагивает любую часть материальной действительности, представляет собой определенные категории наиболее общих понятий, вырабатывающиеся в ряде развития каждой научной деятельности и являются основой, а не только представляют собой систему законов. Если взять, например, механику в ней такого рода категориями будут являться понятия, силы, энергии и мысы, а в политической экономике это уже будут деньги, стоимости и товары и т.д. Если обобщить все достижения практической деятельности людей и науки, то философия для этого свою систему категорий.

Разберемся с понятием – философия категорий,  она подразумевает под собой такие понятия, отражающие в себе общие черты связи, свойства и стороны действительности.  Так же философия категорий включает в себя такие категории как движение, противоречие, качество, количество, материя и сознание, отрицание, скачек, общее и отдельное, явление и сущность, форма и содержание, следствие и причина, случайность и необходимость, действительность и возможность. Именно все эти категории при более глубоком изучении дополняют нашу картину о всеобщих связях материального мира, его развития, и законах диалектики.

Начиная с первых этапов своего развития, философия давала человеку свои условные вопросы: такие как, идет ли развитие мира, и если мир развивается, то как именно идет процесс развития? Какие источники развития, его механизм основная направленность? Все ли изменяется в мире неповторимо или все же некоторые его части повторяются? На все эти и другие вопросы нам дает ответ диалектика. В нее входят учения о бытие и мышлении, о связях явлений и их развитии, о переходе количественных изменений в качественные, отрицании отрицания, скачках, перерывах постепенности и многое другое.

1-Закон единства и борьбы противоположностей.

Изучая явления и предметы в их изменении, становлении и развитии, можно задаться вопросом, каковы механизмы развития и его причины, какова направленность развития? И снова ответами на эти вопросы нам поможет диалектика.

Рассматривая закон единства и борьбы противоположностей, мы увидим, что он подразумевает под собой повседневные жизненные наблюдения, опытные факты которые получены в различных науках, в общественно-исторических фактах и практиках, это в свою очередь показало, что всем этим явлениям присущ полярный характер, это означает, что в каждом из них можно найти противоположности. Например в математике есть плюсы и минусы, извлечение корня и возведение в степень, интегрирование и дифференцирование; в механике увидим отталкивание и притяжение, действие и противодействие; положительные и отрицательные заряды в физике, а в химии – синтез и анализ химических веществ; биология – изменчивость и наследственность , болезнь и здоровье, смерть и жизнь. Таковым является беглый перечень различных противоположностей которые открывает нам наука. Для формирования материалистического миропонимания и диалектики в целом имело не маловажное значение, открытие взаимоисключающих, противоположных, противоречивых тенденций во всевозможных процессах и явлениях.

Противоположными являются такие особенности предметов (процессов) которые занимают (предельные) крайние места. Примером таких противоположностей являются – низ-верх, мокрое-сухое, левое-правое, холодное-горячее и тому подобное.

Явления и предметы разделяются на противоположности, представляя собой единство противоположностей.

Противоположности находятся в неком состояние постоянной борьбы и противоречия между собой. Это борьба является внутренним содержанием, источником развития действительности. В этом суть диалектического закона борьбы и единства противоположностей.

Диалектические противоположности это такие тенденции и стороны того или иного целостного, изменяющегося явления(процесса, предмета), которые в о одно и тоже время взаимопредполагают и взаимоисключают друг друга, в этом проявляется различие и их тождество.

Диалектические противоположности едины и взаимосвязанны, взаимодополняемы, так же они взаимопроникают и взаимодействуют друг с другом. Диалектические противоположности способны меняться местами, переходить одна в другую.

2-Закон перехода количественных изменений в качественные.

Еще философы древней Греции обратили свое внимание, что даже самые незаметные изменение в окружающей середе, со временем накапливаются и приводят к изменениям довольно заметным. Например убавление числа песчинок ведет к тому, что куча песка исчезает, а охлаждение и нагревание предметов и веществ ведет к изменению их агрегатного состояния. Во всех этих не значительных изменениях, именно Гегель увидел не просто изменения и любопытные случаи, он увидел в этом всеобщую закономерность, которая получила название закона перехода качественных изменений из количественных.

Разберем понятие скачка и меры в развитии, а так же качества и количества. Любой предмет имеет не одну особенность свойства, целый ряд различных свойств, в связи с этим обладает множество различных характеристик. Различают два вида свойств, несущественные и существенные. Вещества и предметы которые утратили существенные свойства, они не просто переходят от одного состояния в другое, они полностью меняются и становятся другими предметами. Примером может по служить упавший самолет, который уже не является техникой, а превратился в металлолом.

Так же различают еще два вида свойств, неспецифические и специфические. Некое значение атомного веса специфично для химических элементов, а вес в свою очередь вообще – общая характеристика для любых материальных предметов, находящихся в поле притяжения. Специфические свойства присущие явлению, характерны ему и зачастую называются признаки или симптомы. Некоторые свойства предметов имеют особенность видоизменяться, из можно утрачивать или приобретать. Но так же у предметов имеются неотъемлемые свойства. Философия называет их атрибутами. Это можно пояснить тем, что предметы просто не могут быть без характеристик пространства, движения и времени. Для человека такими атрибутами будет являться память.

Очень распространёнными явлениями закона перехода количества в качество являются множественные переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое (из жидкого в твердое, из газообразного в жидкое и наоборот) Например нагревание воды более 100 градусов ведет к превращению из жидкого состояния в газообразное.

В объективной действительности кроме обычного перехода из количества в качества имеет место быть возрастание количества под влиянием качества. Например можно постепенно наращивать объем ядерного горючего, но в определенный момент когда его будет слишком много, произойдет цепная ядерная реакция, в следствии взрыв. Такой пример является скачком с резко выраженной границей, но бывают и скачки другого типа, когда переход происходит постепенно, постепенное появление элементов нового качества и отмирание элементов старого, такие скачки называются длительными(постепенными)

3-Понятие отрицания в диалектике и метафизике Основные черты закона отрицания.

Разберем понятие отрицания в метафизике и диалектике. В философии Гегеля, согласно принципам мышления и тождествам бытия, ритм разрешения диалектических противоречий мыслей и связанных с этим диалектических отрицаний был перенесен и на бытие. Отрицание как реальный аналог мысленного, логического отрицания было истолковано как непременный момент, многократного повторяющийся в любых процессах, в которых имеет место смена фаз, периодов, этапов изменения того или иного объекта.

В отличие от метафизического толкования ,,отрицания,, которое подчеркивает противоположность черт последующих и предыдущих этапов изменений, а так же подчеркивающего разрыв, диалектическое ,,отрицание,, предполагает связь, переход от одного этапа в другое. Отрицание диалектическое включает в себя процесс их трех частей, первое это деструкция (изживания, разрушения, преодоления) прежнего, его части сохранения, преемственности, конструкции и трансляции(формирование, созидание нового)

Настоящим примером ,,отрицания отрицания,,  как в обществе так и в природе служат ,,спиралевидные,, процессы. Они сочетают в себе цикличность, некоторую повторяемость и поступательность. В диалектике отношение противоположностей толкуется не просто как чередование восстановлений и нарушений, но так же как и асимметрия приводящая к направленному поступательному изменению и развитию.

Метафизика и диалектика по разному понимают существование отрицания, диалектика понимает отрицание исходя из того, что новое не может уничтожить старое начисто, а сохраняет все его лучшие качества и стороны, что у него были. Но и не только сохраняет, а так же преобразует их, дополняет и делает лучше.  Так к примеру организмы высшего порядка, отрицая низшие, от которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный характер и многое другое. Метафизика в свою очередь искажает процесс развития материальной действительности и понимает отрицание как полное уничтожение старого.

Таким образом в результате отрицания разрешается то или иное противоречие. Уничтожается все старое и становиться новым, а с возникновением нового развитие все равно не останавливается.  Все новое не может быть вечно новым. Со временем оно развивается и готовит предпосылки для еще более нового, и как только эти предпосылки созревают, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, т.е. отрицание того, что раньше само преодолело старое, заменив новое еще более новейшим. В результате, это второе отрицание снова отрицается, преодолевается и так до бесконечности.  И в конце можно сказать, что развитие осуществляется за счет отрицания старого новым, низшего высшим.

Все выше рассмотренные законы диалектики связанны между собой. Изучая основные законы диалектики, мы видим, что они представляют собой в частности связь категорий. По этому без знания категорий невозможно уяснить и законы. Но с другой стороны познание законов поможет познать сущность категорий. Категории диалектики являются итогами, обобщением вековых опытов людей, их познания и трудовой деятельсноти.

Рассмотренные в данной работе законы являются основами, так как они выражают в себе наиболее существенные стороны развития: взаимоотношение между формами развития и его ведущую направленность, его источники. Количество категорий так же как и количество законов диалектики не может быть ограничено. Развивается мир, начинают действовать новые законы которые изучает наука, отражая их менее или более точно по мере роста возможностей человеческого познания.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.