ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ

Ашалян Гаянэ Амаяковне

Дата публикации: 22.04.2015

Опубликовано пользователем: Anna Balabanova

Рубрика ГРНТИ: 06.00.00 Экономика. Экономические науки

УДК: 33

Библиографическая ссылка:
Ашалян Г.А. Открытые и закрытые системы // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2015/04/2564 (дата обращения: 06.10.2017)

Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых частей, которые находятся в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Разделяют открытые и закрытые системы. Закрытая система-система, ограниченная от окружающего мира, взаимодействие протекает только между ее структурными компонентами, внутри самой системы. Открытая система противоположна закрытой, она функционирует благодаря взаимодействию с окружающей средой. При этом значение имеет динамичный обмен информацией и энергией с окружающей средой, представленной системами разного калибра.

В виде примера  открытой системы может служить организация, которая получает сырье и трудовые ресурсы из внешней среды, которая зависит от внешних заказчиков и клиентов  или банк, активным образом взаимодействующий с внешней  средой (открытие депозитов, их обращение в кредиты и инвестиции, использование  полученной  прибыли  для поддержания  развития, выплаты дивидендов и уплаты налогов). Данное разделение систем на открытые и закрытые не является жестким, так как открытая система может стать закрытой и наоборот.

Рост открытой системы связан с повышением уровня специализации ее элементов и усложнением структуры, также нередким расширением границ системы или созданием новой сверх системы. К примеру, если происходит рост делового предприятия, то можно наблюдать значительную дифференциацию и усложнение его структуры. Так создаются новые специализированные отделы, приобретаются новые виды сырья и материалов, расширение  ассортимента выпускаемой продукции, организация  новых сбытовых контор. Абсолютно все системы имеют вход, трансформационный процесс, выход. Одни из систем получают энергию, сырье, информацию, иные ресурсы и преобразуют их в товары, услуги, прибыль или отходы, но открытые системы, при всем этом, имеют свои особенные черты.

Одна из таких черт-признание взаимозависимости между внешней средой и системой. Изменения, происходящие во внешней среде, могут сказаться на изменении одного или нескольких элементах системы, и наоборот, изменение в самой системе может повлиять на окружение. Для рассмотрения, возьмем организацию как систему. Она должна отражать состояние внешней среды, в ее основе лежат предпосылки экономического, политического, научно-технического, социального или этического характера. Должен обеспечиваться вклад каждого ее элемента в общую работу, а также должна происходить эффективная помощь ее членам в процессе достижения поставленных целей. В этом случаи действенная организация не может быть статичной.

Она должна оперативно отслеживать все изменения во внешней среде, оценивать их и выбрать наилучшую ответную реакцию, которая будет способствовать достижению ее целей. Также она должна активно реагировать на влияние внешней среды. Немаловажное значение для функционирования организации имеет обратная связь. Открытые системы постоянно получают информацию из вне, это помогает приспособиться и принять правильные корректировочные действия для исправления отклоняющихся параметров системы. Необходимо учитывать и то, что организации укомплектовываются людьми, при группировке видов деятельности и распределении обязанностей внутри организационной системы нужно ставить в учет особенности ее членов. Поведение ее элементов может рассматриваться как ее внутренняя среда, в организации постоянно возникают ситуации способные повлиять на изменение ее положения. Для того, чтобы все элементы организации действовали ритмично и были правильно скоординированы, необходимо постоянное поступление ресурсов из внешней среды. Происходит изнашивание производственного аппарата, технологии устаревают, необходимо пополнение материалов, работники увольняются.

Поэтому для обеспечения жизни организации, эти ресурсы необходимо восполнять, заменять элементами равной производительности, не прерывая при этом самого производственного процесса. Собственно, внутренние проблемы могут возникнуть и из-за  недостаточного взаимодействия отдельных ее участков. Одной из причин того, что работники уходят, акционеры не желают делать вклады является неудовлетворенность этих сторон трудовыми условиями и вознаграждением за участие в организации. Это недовольство может приобрести широкий масштаб и послужить угрозой для дальнейшего функционирования организации. Для организации характерен циклический характер. Продукция на выходе обеспечивает средства для дальнейшего инвестирования, что позволяет повторять снова и снова производственный цикл.

Можно отметить, что организационные  системы расположены к распаду  на части. Поскольку закрытая система не получает ресурсы из внешней среды, она может со временем начать сокращаться. В отличие от нее, открытая система характеризуется негативной энтропией ( может реконструировать себя, поддерживать свою структуру, избежать уничтожения и даже вырасти, потому что приток ресурсов из вне повышает отток  их из системы). Несмотря на то, что  постоянно происходит приток  новых ресурсов и их постоянный отток из системы, существует определенная стабильность и сбалансированность. Когда открытая система активным образом перерабатывает ресурсы в выходной продукт, она тем не менее остается способной поддерживать себя в течение какого-то времени.

Исследования показывают, что большие и сложные организационные системы имеют тенденцию к росту и расширению в дальнейшем. Они получают достаточный прочности, выходящий за пределы только выживания. Большое количество подсистем в границах системы имеют возможность получать больше ресурсов, чем требуется для производства. Открытые системы добиваются двух, зачастую конфликтных стратегий. Действия, направленные на поддержание баланса системы обеспечивают взаимодействие с внешней средой, что, в свою очередь, отгораживает систему от резких изменений в ней, которые могут выбить ее из баланса. И напротив, действия по приспособляемости системы к разновидным изменениям позволяют адаптироваться к динамике внешнего и внутреннего спроса.

Например, одна стратегия может быть ориентирована на сбалансированность системы посредствам  покупки, ремонта оборудования, технического обслуживания, набора и обучения сотрудников. Другая же направленная на изменение системы путем планирования, развития производства новой продукции, изучения рынка и т.д. И то, и другое является необходимым  для жизнедеятельности организации. Стабильные, не способные адаптироваться к изменению условий, организации не смогут долго существовать. То же самое можно сказать об организациях, приспособляемых к изменениям, но не стабильных.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.