К ВОПРОСУ ОБ ЭТИМОЛОГИИ НАИМЕНОВАНИЯ КАЗАХСКИХ РОДОВ, ВХОДЯЩИХ В РОДО-ПЛЕМЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «КАРАКЕСЕК»

Калбаев Нураден Елемесович

Дата публикации: 12.05.2015

Опубликовано пользователем: Калбаев Нураден Елемесович

Рубрика ГРНТИ: 03.00.00 История. Исторические науки

Библиографическая ссылка:
Калбаев Н.Е. К вопросу об этимологии наименования казахских родов, входящих в родо-племенное объединение «Каракесек» // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2015/05/2591 (дата обращения: 07.06.2018)

Слово «Кара» в названии казахских родов имеет более широкий, возможно сакральный смысл, чем простое обозначение черного цвета. Мы знаем, что «кара» у нас, у казахов ассоциируется с понятием «кара шанырак»- родительский дом, малая родина. В частности это может служить объяснением при использовании этого слова для разделения на две части одного рода, племени, к примеру: ак кете, кара кете или ак борiк, кара борiк, где обладатели цвета «кара»  считаются хранителями (наследниками) родительского очага. Однако, в наименовании целого рода, родо-племенного объединения: каракесек, карасакал, торткара  это слово  имеет отличный от первого варианта смысл.

На мой взгляд, эти названия имеют более древнюю историю происхождения, но непосредственно относятся к названию государства Караханидов, которое также содержит корень «кара», а те в свою очередь являются «исходным материалом» к самоназванию «карлуки». «Карлуки» это форма произношения слова «каралык-дар(тар-вар)» – «черные» либо имеется другая смысловая нагрузка.

В тюркском обществе слово «кара» имело значение  «высокий», «стойкий», «заслуженный». Так, «каралуками» возможно, называли  правящую верхушку общества,   имеющую высокий статус, особые привилегии в племенном объединении. Допустимо, каким статусом обладали потомки Чингисхана, так называемые – торе, но возможно, что  это  наименование стало использоваться племенами для обозначения  религиозных предводителей племен, носящих черное одеяние по типу армянских каталикосов.

Некоторые исследователи связывают происхождение названий родов с корнем «кара» с их пребыванием в составе государства тюргешей или кара тюргешей. [1]

Конечно, можно было удовлетвориться таким разъяснением. Однако, на мой взгляд, имеются и другие версии, которые исходят из недостаточной обоснованности вышеизложенных вариантов.

Во  первых: Почему именно слово «кара» явилось синонимом понятий «высокий», «великий» и т.д.

Во вторых: Почему  эти символы не названы своими именами или же по примеру других народов не обозначены как шахиншах, каган, ябгу, император, князь и т.д..

В книге «История рода Кете. Мифы и реальность», мною приведены исторические обоснования образования младшего жуза казахов из племен, в доисторические времена ушедших из Приаралья, и основавших государства Элам, Шумер, Хетты на территории Малой Азии. Их названия мало чем изменились за несколько тысячелетий, которые они отсутствовали на родине предков. По возвращению в Приаралье  они были известны как Алим-Саки и Массагеты. Сак – на языке наших предков означает дозорный воин, стражник. Казахи и сегодня говорят: сак бол – будь осторожен! В районе Аральского моря, в ареале обитания алим-саков расположен поселок с древним названием Аван.  Аван на сакском языке это – передовой, крайний. Это слово общее для всех тюрков и гуннов, поэтому потомки гуннов в Госкони (Косгун), Бургундии (Боригун) называют передовые отряды аван-гардом, а стоянки воинов аван-пост. [2]

К Массагетам – (Да Ю ети – Великие Геты (Хеты) китайских источников) относятся нынешний казахский род Кете, титульное племя каракалпаков – Бешене, более известные в истории как Печенеги и туркменский род Теке, так и не нашедший общего языка с другими туркменскими племенами и переправившиеся через Каспий, в основной массе в Волгоградскую область России в середине 17 века .

В составе казахского народа потомки Саков и Массагетов  известны нам сегодня как роды Алим, Шомен, Кете – входящие в родо-племенное объединение Каракесек.  У скептиков нет  контраргументов, кроме  ссылки на  шежире и перечисления мусульманских (арабских) имен «псевдопредков» Кыдыркожа, Надыркожа, Токкожа и т.д. т.п.[3]

Отсутствие научных исследований привело к тому, что даже массагетскую царицу Томирис стали называть сакской царицей.   В нынешней казахской историографии умышленно игнорируется факт того, что массагеты представлены в составе казахской нации  крупным племенем Кете. Желание «не отдавать» царицу выходцам из «огузской» ветви тюрков, которые по официальной, ошибочной версии, не   входят в «кипчакскую» ветвь, из которой якобы ведут свое начало все казахские племена, приводят к попыткам игнорировать   исторические письменные сведения греков и персов,  и   Томирис все чаще называют «сакской царицей».[4]

Эти попытки тщетны на фоне исторических сведений о том, что  борьба массагетов Томирис с персидским войском происходила после поражения собственно сакских племен в войне с персами. Историческая справедливость в конечном итоге возобладает над псевдонаучными подходами к истории!

В анналах истории Древнего Египта, зафиксировано, что в эпоху Нового царства, в войнах против Египетских фараонов, особенно отличились Хетты и их союзники,  народы Двуречья – Шумеры и Эламиты.

Эта информация получает  совершенно другое  восприятие, с учетом  истории казахов. Так, русский ученый 18 века А.И. Левшин сообщает: «некоторые киргиз-кайсаки утверждают, что их предки жили около Евфрата и имели там своих особых владельцев, из которых последний Езид хан, вознамерился овладеть престолом турецким (тюркским), а потом вместе с подданными своими был выгнан турками из прежних жилищ…».   Левшин не поверил им, написав: «не почитаем оное  верным». Как можно поверить  в рассказ полудикого скотовода  о стране, лежащей за десятки тысяч километров от его юрты. Однако, кочевники-казахи младшего жуза действительно пересказывали русскому ученому сведения из истории своего народа и река Евфрат им была знакома.[5]

Примечательны выводы А.Бахти, изложенные в его трудах: «между тюркским и шумерским языками существует родственная связь. Шумерский язык был распространен в Двуречье Евфрата и Тигра. И подтверждение тому – шумеры, скифы, хетты, эламиты и другие народы, говорящие на тюркском языке, которые не исчезли с лица земли, существовали и существуют, изменив только свои исторические названия». Совершенно поддерживая выводы уважаемого ученого, как и указывал выше, считаю, что перечисленные им народы ныне представлены в младшем жузе казахов, фактически под теми же историческими названиями.

На сегодняшний день ученые историки не отрицают указанные факты, хотя в этом направлении исследований не проводится, несмотря на наличие достаточного количества письменных материалов, и возможностей генных исследований.

Общепризнан тот факт, что в  истории древнего  Египта сыграл свою выдающуюся роль народ называемый Хетты. За две тысячи лет до нашей эры Хетты проживали на территории нынешней Анатолии, в Турции. Они соседствовали с Египтом, Палестиной, Шумерами и Эламом. Сотни лет они вели войны  с фараонами Египта, вели с ними торговлю, создавали брачные союзы. Первый в мире текст мирного договора составлен между хеттским царем и фараоном Египта и высечен на стене  храма в Карнаке. Копия этого текста выставлена в головном офисе ООН.

Все эти факты свидетельствуют о том, что в течение длительного исторического периода эти народы интенсивно общались, перенимая традиции, культуру и религиозные постулаты друг у друга. Стоит лишь отметить, что в 25 километрах от города Туркестан расположен поселок Карнак, в котором издавна  жили мастера металлурги и большой Тайказан был вылит ими по приказу эмира Тимура. В египетском Карнаке, по историческим сведениям, жили пленные мастера по железу, которые были тайно доставлены туда после одной из войн с хеттами.

В подроде Ак-кете, рода Кете существует отделение Койман-Карнак, которое считалось хранителем сакральных религиозных познаний. Слово «Карнак» в данном наименовании идентично названию египетского храма, также с корнем «кара», а «нак» возможно сходно с нашим -лык. Что касается первой части имени – Койман, в нашем языке оно означает «кой» = баран и «ман» = человек. В  египетском храме в Карнаке,  в честь бога солнца Амона выстроены  статуи-колонны, изображающие его в виде человека с головой барана.    То есть в обоих случаях идет речь о  боге солнца Амоне  из храма в Карнаке. Культ   солнца соответствует постулатам   степного тенгрианства, не так ли?

Исходя из данной информации и фактов, предполагается, что   хеттский социум и египтяне, за длительный период времени вобрали в себя общие культурные, религиозные традиции. Египтяне кроме  того  получили в свое распоряжение лошадей и навыки выплавки железа и изготовления из него оружия.

Но, для нашей темы важно,  то, что многие фараоны имели вторые, так называемые «тронные» имена с коронным словом «кара». К примеру: Аменхотеп-Dieser kara, Тутмос – Aakheper kara, Рамзес-Х – Nefer kara, а царица Хатшепсут носила тронное имя Maat kara.[6]

Что это может быть? Простое совпадение или общие взгляды на верховную власть, на богоподобность правителя, на вопросы о вечности бытия?

Древние египтяне трепетно относились к скарабеям, навозным жукам черного цвета (кара каз.). Ведь  они появлялись из трупа, но никто не мог объяснить, как  это происходит. И набожные люди предполагали, что в них содержатся души умерших. Само слово «скарабей» созвучно тюркскому «кара бей» – черный господин. Случайно ли  применение казахами слова «кара» как синоним слову «душа»? «Касымда жанашыр кара болар»- «будет рядом хоть одна родная душа» говорят казахи, не так ли?

Примечательно, что изучение  этимологии слова «кара» тем или иным образом касается истории Древнего Египта. Автор «Родословной тюрок», правитель Хорезма Абулгази хан (1603-1665), вынужденный  в ходе борьбы за власть бежать в Персию,  длительное время находился в городе Исфахан, в крепости Табарек. Там он познакомился с рабом по имени Ибрагим, который был продан в рабство египтянами за расхищение гробниц фараонов, с которым впоследствии бежал к туркменам, и продал им своего «коллегу» за два «харвара» (ослиная ноша) зерна. По воле судьбы этот Ибрагим стал во главе туркменских племен против Хорезмского хана Абулгази и остался в истории под именем «Кара Сердар» – Черный военачальник. Овладев в молодости арабской грамотой, при разграблении гробниц фараонов, этот Ибрагим пририсовывал на стенах «картуш», округлую рамку для символа, куда  вписывал свое имя арабской вязью. В период правления он объединил туркменские племена, а на местах стоянок туркмен рисовал на скалах картуши с надписями. Так вот, если приглядеться к туркменским узорам, в том числе и тем, которые изображены на их государственном флаге, то нетрудно заметить, что каждый его элемент находится внутри «картуша» – овала, напоминая древнеегипетскую письменность. Это случайность? [8]

Таким образом, из изложенного явствует, что этимология наименований казахских родов с корнем «кара» ждет своих исследователей! Вопрос этот весьма существенен, и я надеюсь, что появится у нас новое поколение историков, египтологов, востоковедов, которые займутся объективным исследованием истории своего народа!

Прискорбно, но надо отметить, что исследования историко-исследовательского центра «Алаш» и выпускаемые им книги, в частности «Каракесек…» не отличаются глубиной исследований, ограничены рамками шежире, технически не вычитаны, с множеством орфографических и технических ошибок.

А ведь  должен был быть фундаментальный труд, на века!

 

Список использованной литературы:

1.       Историко-исследовательский центр «Алаш». 2010 г., 1-я книга «Каракесек бiрлестiгi» стр.211-242;

2.       Калбаев Н.Е. «История рода Кете. Мифы и реальность». Тип. «Актау-Лада» г. Актау 2009 г. Стр.16-35;

3.       Т.С. Жумагамбетов «К проблеме суверенитетных и гражданских прав в древнетюркских каганатах». Журнал «Зан жэне заман» №1 за 2003 г.;

4.       М.Даутбаев «Казак шежиресi». Тип. ЖК «Байтасов Б.С.» г.Шымкент, 2012 г.;

5.       А.И.Левшин «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсаких орд и степей» г.Алматы, Тип. «Санат», 1996 г.;

6.       Википедия: Хронология Древнего Египта, О.Е.Акимов «О подлинности портретов Нефертити»;

7.       А.Н.Бадак и др. «История Древнего Мира – Древний Восток». Минск, 2000 г.

8.       И.М.Забелин «Кара Сердар». Москва, 1961 г.

 


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.