ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ КАДРОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ 44-ФЗ СО СТОРОНЫ ПОСТАВЩИКОВ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ)

Теленкова Ольга Викторовна

Дата публикации: 18.06.2015

Опубликовано пользователем: Теленкова Ольга Викторовна

Рубрика ГРНТИ: 14.00.00 Народное образование. Педагогика

Раздел портала: Дистанционное образование

Ключевые слова: , , ,

Библиографическая ссылка:
Теленкова О.В. Теоретико-методологические основания обучения кадров использованию нормативных документов (на примере применения 44-ФЗ со стороны поставщиков товаров, работ и услуг) // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2015/06/2681 (дата обращения: 25.10.2017)

ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Теленкова О.В. ФМИТиТ, 2 курс, Научный руководитель: к.п.н., к.ф-м.н, профессор Поличка А.Е. 

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 44 который вносит ряд изменений в процесс осуществления государственных и муниципальных закупок в России. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся[7]:

  •  планирования закупок товаров, работ, услуг;
  •  определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  •  заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (далее – контракт);
  • особенностей исполнения контрактов;
  • мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
  • аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
  • контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контроль в сфере закупок).
  • в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными обеспечивает:
  • формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;
  • подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.[7]

Обмен электронными документами, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика, происходит в единой информационной системе, и подписываются усиленной электронной подписью.[7]

Существуют способы определения поставщика. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков  являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), электронные аукционы, запрос котировок, запрос предложений.[2]

Таким образом, в России создаётся контрактная система закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая в себя участников и осуществляемые ими действия.[2]

Целью данной работы является показать актуальность потребности подготовки кадров, осуществляющих работу с заказчиками товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и участвующих в электронных аукционах.

Более подробно рассмотрим электронный аукцион.

Электронный аукцион (аукцион в электронной форме) – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором торги проводятся на специальном сайте (электронной площадке), а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта.[6]

На данный момент существует 5 электронных торговых площадок:

  • ЭТП Сбербанк-АСТ (Электронная площадка Сберегательного банка Российской федерации);
  • ЭТП Единая Электронная Торговая Площадка (Росэлторг);
  • ЭТП «ММВБ – ИТ.»;
  • ЭТП РТС-Тендер;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям. [5]

Наиболее популярными Федеральными площадками являются: ЭТП Сбербанк-АСТ и ЭТП Росэлторг. По объемам проводимых торгов и по количеству эти площадки являются наиболее крупными из перечня федеральных ЭТП.

В связи с принятием Федерального Закона №44 контрактные управляющие, лица осуществляющие функции члена комиссии, и работники контрактных служб должны иметь не только профессиональное образование, но и пройти переподготовку или повышение квалификации в сфере государственных закупок. Это положение закона касается и поставщиков, так как участие в электронных торгах требует от специалиста определённых навыков, знаний и умений работать с 44-фз. Возникла потребность в подготовке специалиста в области поставок государственным и муниципальным учреждениям  товаров, работ, услуг, способного решать практические задачи подготовки документации об организации, соответствующей требованиям участника аукциона, умеющего работать с электронными ресурсами, а также с нормативными документами, обладающего знаниями проведения процедуры электронного аукциона на 5 федеральных торговых площадках и заключения контракта.[6]]

Помимо федеральных торговых площадок существуют коммерческие, эти площадки организованны крупными организациями, занимающимися поставками газа, нефти и т.д.  По данным проводимым исследования в городе Биробиджане и на территории Еврейской автономной области подавляющее количество поставщиков принимают участие в аукционах именно на федеральных торговых площадках. Поэтому курс будет направлен на обучение специалистов работе с этими площадками.

Проведя анализ поставщиков товаров, работ и услуг можно сделать вывод о том, какие организации в основном принимают участие в электронных аукционах и заключают контракты с государственными и муниципальными учреждениями. Такими организациями являются: строительные организации, управляющие компании, организации, занимающиеся охранной деятельность, организации, осуществляющие установку систем видеонаблюдения, а также установку и настройку локально-вычислительных систем и программного обеспечения, предприятия, занимающиеся ремонтами помещений зданий и сооружений, поставкой товаров для учреждений, офисов и т.д.

По данным самых распространённых федеральных торговых площадок ЭТП Единая Электронная Торговая Площадка (Росэлторг) и ЭТП Сбербанк-АСТ (Электронная площадка Сберегательного банка Российской федерации) количество аккредитованных поставщиков в Еврейской автономной области составила:  на Росэлторг – 116 участников;[5] на Сбербанк-АСТ 236 участников[4]. Если смотреть на общее количество коммерческих организаций в Еврейской автономной области, которое составляет 2148. Из них поставщиками товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд являются 848 организаций и индивидуальных предпринимателей.[3] Это чисто постоянно растёт в связи с увеличением цен на поставку и потребностями государственных и  муниципальных учреждений. С Увеличением числа участников электронных аукционов растёт потребность в кадровом обеспечении организаций города и области, а так же индивидуальных предпринимателей. Создаются новые штатные единицы: Специалисты по закупкам и по заказам. Нужно отметить, что в организациях часто закупками занимается бухгалтер, экономист, юрист или системный администратор. На рынке образовательных услуг появилось множество курсов повышения квалификации специалистов, которые в будущем будут заниматься закупками и проводить процедуры участия в электронных торгах, тендерах. Но не все отвечают требованиям, которые предъявляют организаторы площадок и заказчики, а так же не соответствуют 44-фз. [1]

Так, например, в своей работе Кустов Владимир Николаевич, генеральный директор удостоверяющего центра по выдаче электронно-цифровых подписей, Доктор технических наук рассказывает о создании большого количества курсов обучения специалистов по данному вопросу, которые только освещают часть теории, либо освещают информацию, являющуюся недостоверной.[2]

Курсы повышения квалификации также проводят специалисты федеральных торговых площадок, являющиеся сотрудниками научных центров, Тендерных компаний и преподавателями вузов. Являясь Генеральным партнером ОАО «ЕЭТП Иванов Александр Владимирович» преподает курсы по обучению работе с электронными площадками.[5]

Ещё один партнёр ЕЭТП Храпов Игорь Викторович начальник сектора разработки программных средств и поддержки сетевых ресурсов кафедры Автоматизированные системы и приборы Тамбовского Государственного технического университета проводит исследования в данной области и преподаёт курсы «Организация и проведение торгов (конкурсов) для государственных нужд». [5]

Рассмотрев программы нескольких курсов, которые предлагают организаторы торговых площадок можно заметить, что практически все курсы ориентированы на специалистов, уже достаточно знающих о проведении торгов, что свойственно крупным городам, в которых объёмы поставок товаров, работ и услуг, а также государственных учреждений количественно преобладает над тем, что есть у нас в области.[1] Во время работы с поставщиками города Биробиджана и по результатам их опроса потребность создания курса, где будут освещены все этапы процедуры участия в электронных торгах есть, и руководители таких организаций готовы отправить на обучение своих специалистов.

В данной работе была описана актуальность участия поставщиков товаров, работ и услуг в электронных аукционах, выявлена потребность в создании курса повышения квалификации специалистов занимающихся в данной области. Приведены статистические данные количества коммерческих организаций, являющихся поставщиками и тех, кто уже активно начал принимать участие в торгах.

В перспективе исследования данной проблемы предполагается создание курса обучения специалистов, в котором будут рассмотрены этапы подготовки к участию в электронном аукционе, такие как:

  • установка программного обеспечения и настройка браузера Internet Explorer, а также установка электронной цифровой подписи;  
  • прохождение аккредитации для организаций и индивидуальных предпринимателей с подготовкой соответствующей документации;
  • работа с конкурсной документацией, которую присылает заказчик и  заполнение заявки на участие в электронном аукционе;
  • Участие в электронном аукционе.

Курс повышения квалификации, направлен на специалистов, которые занимаются процедурами участия в электронных аукционах, но не прошедшие обучение, молодых специалистов, студентов последних курсов юридических, экономических специальностей и учащихся на специальности прикладная информатика в экономике и информационные системы и технологии. Так же планируется задействовать индивидуальных предпринимателей, которые занимаются поставками товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных организаций.

Библиографический список 

  1. Заболонкова О.К. Проведение закупок путем электронного аукциона и запроса котировок // «Бухгалтерский учет и налогообложение», N 9, 2014г.
  2. Кустов В.Н. Инструкция участника электронных торгов. //Сайт удостоверяющего центра Газинформсервис. http://ca.gisca.ru/instrukciya.html
  3. Сайт федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru/
  4. Сайт федеральной торговой площадки Сбербанка http://sberbank-ast.ru/
  5. Сайт единой электронной торговой площадки https://www.roseltorg.ru/
  6. Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок. Электронный аукцион. // Справочно-правовая система Консультант плюс. 2015 г.
  7. 44-фз от 05.04.2013 года. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.