КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Шевченко Мария Алексеевна, Якуц Евгения Игоревна

Дата публикации: 15.07.2015

Опубликовано пользователем: Евгения Якуц

Рубрика ГРНТИ: 15.00.00 Психология

УДК: 159.9

Ключевые слова: , , , , , , , , , , , , ,

Библиографическая ссылка:
Шевченко М.А., Якуц Е.И. Конфликты в организациях и пути их разрешения // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2015/07/2760 (дата обращения: 23.09.2018)

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

бакалавры,4 курс

На сегодняшний день для руководителя важным аспектом в работе с персоналом является поддержание социально-психологического климата в коллективе, благоприятно влияющего на эффективность работы и на достижение поставленных целей перед компанией в целом. Условие квалифицированной деятельности руководителя представляет собой некую социально-психологическую компетентность, которая включает в себя:

- понимание сущности конфликтов между работниками;

- умение взаимодействовать с подчиненными в трудных ситуациях;

- обладание навыками управления конфликтными явлениями;

- умение правильно оценивать и разъяснять возникающие проблемные случаи;

- умение конструктивно урегулировать противоречия;

- наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.

В чем же заключается суть конфликта? Конфликт – это отсутствие согласия между сторонами взаимодействия, столкновение мнений, расхождение в понимании дела. Роль конфликта заключается в правильном преодолении противоречий. Чтобы научиться управлять конфликтом, следует знать причины возникновения, вид (тип) конфликта, и потенциальные последствия противоречия для применения наиболее подходящего метода его разрешения.

Типичными причинами возникновения конфликтов могут выступать четыре фактора:

1)   объективный фактор конфликтного взаимодействия выглядит как столкновение мыслей, ценностей и интересов работников;

2)      организационно-управленческий фактор характеризуется распределением обязанностей, согласованностью структур управления, адекватностью работы конкретного подразделения. В случае если все эти составляющие будут носить отрицательный характер, то конфликт неизбежен. В условиях совместного выполнения работ всегда существует возможность конфликта через взаимозависимость деятельности, недостаточную согласованность прав, функций, ответственности, неадекватное понимание качества труда и другие ошибки в управлении.

3)   социально-психологический фактор выглядит как психологическая несовместимость, несбалансированное взаимодействие людей. Одной из наиболее типичных причин конфликтов, относящихся к этой группе, является внутригрупповой фаворитизм, т.е. предоставление преимущества членам своей группы перед представителями других социальных групп.

4)   личностный фактор конфликтов обусловлен особенностями психики человека (степени ее возбудимости, эгоцентризма, устойчивости к стрессам, уровнем настойчивости, самооценки и т. п.).

Однако нельзя не учитывать тот факт, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель и его действия, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много «мелочей» и позволяет себе личные выпады, а также он является злопамятным и недоверчивым, всегда публично демонстрирует свои симпатии и антипатии.

Если рассматривать конфликты с точки зрения повышения производительности и эффективности организации, то их подразделяют на:

- дисфункциональные или деструктивные. Они склонны приводить к снижению эффективности деятельности предприятия;

- функциональные или конструктивные. Данный вид конфликтов относится к переломному моменту и отражает преодоление устарелых принципов и методов, а также активный поиск новых идей для достижения наилучших результатов.

Рассматривая конфликты, опираясь на их распространение по организационным уровням, можно выделить следующие:

- внутриличностный конфликт – относится только к одному человеку и возникает при предъявлении противоречивых требований по результатам его работы, сотрудник в этом случае не удовлетворен своей работой, не доволен своим положением в компании, и следствием этого, у работника возникает стресс.

- межличностный конфликт – самый распространенный. Он проявляется по-разному: каждый человек придерживается своих убеждений, ценностей и принципов – может произойти столкновение мнений или это может выглядеть как соперничество руководства за ограниченные ресурсы в компании.

- внутригрупповой конфликт – он возникает  при отторжении целей группы отдельной личностью. Или же наоборот, идеи отдельной личности не совпадают с идеями всей группы.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время большинство менеджеров считает, что конфликты возникают даже при эффективном управлении персоналом, и это носит, по их мнению, не отрицательный, а положительный характер. У компании есть возможность выявить контрасты взглядов, альтернативы и проблемы, получить дополнительную информацию и сформировать новое видение. А зная классификацию конфликтов, можно разработать определенную стратегию их разрешения и с успехом не только разрешать конфликты в организации, но и предотвращать их.

Библиографический список

  1. Ратников, В. П. Конфликтология:учебник.-М: Юнити-Дана.2012.545 с.
  2. Щербаков, И.Д. Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru (дата обращения: 29.06.2015).

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.