ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «МОТИВАЦИЯ» АСПИРАНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Козубцов Игорь Николаевич

Дата публикации: 01.09.2015

Опубликовано пользователем: Козубцов Игорь Николаевич

Рубрика ГРНТИ: 14.00.00 Народное образование. Педагогика

УДК: [001.8/.816/.817] + 001.92 + [371.315.5/.315.6/.335] +655.52

Ключевые слова: , , , , , ,

Библиографическая ссылка:
Козубцов И.Н. Проектирование содержания педагогической технологии «мотивация» аспирантов к профессиональному развития личности // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2015/09/8942 (дата обращения: 05.10.2017)

Козубцов Игорь Николаевич

Научный центр связи и информатизации Военного института телекоммуникаций и информатизации

Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела проблем внедрения инновационных технологий

кандидат технических наук, старший научный сотрудник (профессор РАЕ)

В научной статье автором раскрыто содержание педагогической технологии по мотивированию человека творческому развитию на этапе подготовки в аспирантуре (докторантуре). В основу технологии заложен подход влияния на личностный интерес, осознанное общественной важности. Технология имеет формализованную структуру описания основных характеристик, что делает ее возможной к массовому воссозданию педагогами. Технология является массовой и продвинутой.

 

Постановка проблемы и связь ее с важными научными заданиями. Частной задачей диссертационного исследования определено необходимость создать психолого-педагогические условий (мотивации) к развитию методологической компетентности в контексте профессиональной подготовки [1].

Введем ограничения и допущения. А именно, систему психолого-педагогические условий предполагаем представить в виде некоторой самостоятельной педагогической технологии «мотивация» аспирантов. Которая способствует аспирантам на этапе обучения в аспирантуре к овладению педагогической технологией (Птх) научно-технической деятельности в процессе их творческой поисковой деятельности.

Цель статьи.  Обосновать содержание педагогической технологии «мотивация» аспиранта к профессиональному творческому развития личности на этапе обучения в аспирантуре.

Квинтэссенция анализа исследований и публикаций за направлением. Над решениям ряда проблем связанных с повышением мотивации деятельности человека занимались: Б.Г. Ананьєв, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Ю.П. Поваренков, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, М.Г. Ярошевский, J. Atkinson, D. Birch, А.Э. Цымбалюк, Е.В. Кряжева, Л.В. Данилова и др.

Вопрос мотивации аспирантов к будущей деятельности является актуальным и не решенным по сей день.

В тоже время существуют частные фрагменты и подходы к мотивации аспирантов, например М.В. Корняков [2]. Нами предложено решения этой проблемы путем синтезу частных фрагментов в единою педагогическою технологию. В процессе решения будем использовать отдельные фрагменты и идеи А.А. Вербицкого [3], М.А. Дроздовой [4], Л.Ф. Мараховського [5], М. Розова [6], Г.К. Селевко [7], Л.С. Таршиловой [8, 9], А.Э. Цымбалюка [10], В.Д. Шадрикова [11].

Результат исследования. Достоверно известно, что эффективность в обеспечении передачи человеческого опыта можно достичь за счет использования ПТх. Исходя из этого, нами предложено педагогическую технологию «мотивация» личности аспиранта к профессиональному развитию. Птх представляет собой педагогическую систему, которая является составляющей педагогической системы большего порядка – методики профессионального развития аспиранта (рис. 1) [12].

Описание Птх предусматривает раскрытие всех основных характеристик, что делает возможным ее воссоздание. Учитывая ошибки Д.М. Назарова в описании Птх [13], нами предложено изложение технологии по структуре Г.К. Селевко [7, с. 30], что позволяет ее воссоздание. Согласно его классификации [7, с. 26] технология является массовой и продвинутой.

1. Идентификация педагогической технологии соответственно принятому условному сокращению – ПТхП(1.2).

2. Название технологии. Педагогическая технология «мотивация» научно-технической деятельности в процессе творческой поисковой деятельности.

Рисунок 1

Рисунок 1 Место ПТх «мотивация» в составе методики профессионального развития аспиранта

3. Концептуальная часть.

Общепризнанно, что релевантной деятельностью учения есть учебные (познавательные) мотивы, тогда как практическая деятельность мотивируется профессиональными.

Остается открытой в теории и образовательной практике проблема «естественного» перехода от учебной деятельности аспиранта к профессиональной деятельности специалиста, что превратилась в проблему трансформации учебных мотивов в профессиональные.

В процессе освоения профессии происходит развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности. За идеей В.Д. Шадрикова [11] развитие протекает по двум направлениям:

происходит трансформация ведущих мотивов лица в мотивы трудовой деятельности;

наблюдается динамика мотивов профессиональной деятельности.

Динамика мотивов профессиональной деятельности выражается в следующем:

в появлении новых и инволюции ряда старых мотивов;

в изменении абсолютной и относительной значимости отдельных мотивов;

в изменении структуры мотивов.

В ходе профессионализации потребности аспиранты находят свой предмет исследование, в результате чего происходит формирование структуры профессиональных мотивов. Среди них условно выделяют следующие группы:

1) мотивы собственного труда, которые отображают ориентацию субъекта на общую занятость, на сам процесс, на результативную деятельность без учета специфики профессии;

2) мотивы социальной значимости труда. Аспиранты с преобладанием профессиональных мотивов этого типу нацеленные на постоянное освоение новых умений, высоко оценивают общую пользу и значимость труда;

3) мотивы самоутверждения, полное самовыражение, а также качество та высокий уровень достижений в труде;

4) мотивы профессионального мастерства, в плане стремления быть общепризнанно лучшим в профессиональной деятельности, как для самого себя, так и для тех, которые окружают.

Фактором влияющим на профессиональное освоения научно-технической деятельности в процессе развития методологической компетентности у аспирантов является успешное освоение проектной технологии, которая осуществляется путем трансформации мотивов. Именно мотив является констатирующим признаком той или другой деятельности (А.Н. Леонтьев).

Мотивационные механизмы в психическом развитии человека, по мнению Б.Г. Ананьева, обеспечивают селективность и выборочность в работе познавательных процессов и связанны со спецификой подготовки специалиста определенного профиля.

Важным условием развития методологической компетентности является наличие у аспиранта позитивной мотивации, то есть совокупность мотивов, которые определяют его деятельность. К внутренним мотивам относят интерес к знаниям, любознательности, а также потребность получения новой информации, самоутверждению и самовыражению, развитие своей индивидуальности. Общественно ценным достижениям есть стремление повысить культурный уровень, а также добиться успеха.

Рассмотрим мотивы заложенные в ПТх в учебной деятельности аспиранта. Мотивация содержанием учебного материала припускает введение в рассказ научного руководителя элементов любопытства, анализа проблемных ситуаций, которые встречаются в повседневной жизни ученых, изучения исторических сведений из опыта становления ученых, их приход в большую науку. А также в процессе учебной деятельности необходимо научному руководителю внедрять технологии непринужденного убеждение аспирантов в личной значимости материала, который изучается, показ научной новизны данных вопросов путем выведения неочевидных последствий, установления связей с другими областями знаний, демонстрация общекультурного или глобального значения изучаемого вопроса.

Мотивация процессом означает выбор педагогом такой формы проведения занятия, при котором аспиранту интересно заниматься изучением определенной проблемой. Педагогу (научному руководителю) необходимо создать проблемную ситуацию, проводить самостоятельные работы, организовывать учебные исследования, конференции, семинары, и тому подобное.

В таком случае, аспирант получит возможность самовыразиться и самоутвердиться за счет своих знаний и интеллектуальных способностей.

Самоутверждение – одна из ведущих потребностей аспиранта. Для повышения результативности обучения необходимо сделать так, чтобы аспирант осознавал свою потребность в самоутверждении и пути ее удовольствия в результате получения новых результатов в ходе диссертационного исследования.

Психологи также выделяют потребность в самоактуализации. Это стремления человека добиться успеха, «быть тем, кем он может стать», выбор из многих возможностей «возможности роста».

Как известно, на мотивы поведения влияют идеалы и убеждения аспиранта. Под «идеалом» понимается некоторый образец поведения, который существует в сознании человека и к которому он стремится. Рассказывая на занятиях о деятельности ученых, о больших открытиях, о личных качествах выдающихся исследователей, научный руководитель формирует в сознании аспирантов некоторый идеал ученого-исследователя, содействующего научному прогрессу. При этом важно подчеркнуть, что все эти деятели науки были такими же людьми со своими проблемами и ошибками. Им пришлось преодолевать множество препятствий, учиться, работать, выполнять какие-то эксперименты, выдвигать гипотезы, опровергать авторитеты, бороться за признание своих теорий и так далее.

Развитие аспирантов сильно зависит от убеждений, взглядов, устремлений, которые обусловливают мотивационную направленность человека.

Познавательный интерес – важный стимул к познанию новому, такому, что приводит к активизации восприятия, внимания, памяти, воображения, умственной деятельности. Основными источниками развития интереса к учебе является содержание дисциплины, которая изучается, а также методы ведения занятия. Существенное значение имеет как форма организации учебно-познавательной деятельности аспирантов, так и содержание материала, который изучается. Другим фактором, который влияет на интерес аспирантов к проблеме, которая изучается, является степень ее соответствия интересам и целям индивида.

Перечислим основные стимулы развития интереса к содержанию предмета:

1) новизна знаний, которые приобретают, принципов, законов, теоретических построений;

2) новизна подхода к известному вопросу;

3) важность знаний, которые приобретают, их значимость для аспиранта;

4) рассмотрение исторических фактов развития науки;

5) рассмотрение современных достижений науки и техники.

На появление и развитие познавательного интереса могут влиять разные факторы, связанные с особенностями преподавания дисциплины, содержанием учебного материала, качеством его изложения в учебнике, степенью развитости у аспирантов умения самостоятельно приобретать знания и использовать их на практике.

Так, в учебно-методическом пособии [8], мы продублировали рисунок 2, опубликований ранее авторами [2]. На презентации пособия, во время научно-методического семинара организованном в научной школе д.т.н., профессором Л.Ф. Мараховским, рисунок был трепетно воспринят студентами и аспирантами. В тоже время, лица консервативного взгляда воспринимали пафосно и не желали искать нестандартных путей к мотивации учебно-познавательной деятельности.

Рисунок 2.

Рисунок 2. Представления обучения в аспирантуре в виде проекта

 

Аспирантов, которые относят себя к карьеристам мотивирует понимание будущей возможной карьерной роста. Поэтому научный руководитель должен понимать к какой категории относится аспирант. В связи с этим целесообразно выбирать подход построение ПТх мотивации.

Все перечисленное в квинтэссенции представлено на рис. 3.

Рисунок 3. Возможные линии карьерного роста аспиранта в будущем

Рисунок 3. Возможные линии карьерного роста аспиранта в будущем

 

На наше мнение следует объяснить кандидату зачем в общем необходимы ученые степени и звания, кратко представлены в табл. 1. Мотивационная характеристика основывается на учете факторов, которые стимулируют будущего аспиранта к обучению, на основе человеческих потребностей.

Таблица 1. Мотивирующие потребности

Человеческие потребности

Необходимость у ученой степени

Потребность в самореализации, самоутверждении Получение ученого звания высшая степень самореализации
Потребность в уважении со стороны и в самоуважении Ученый должен заслужить уважение
Потребность в общении Участие в конференциях, семинарах
Потребность в безопасности и помощи Аспирантов не призывают в Вооруженных Силы
Физиологические потребности После успешной защиты увеличивается доход и доступ к материальным благам

В на этапе практической апробации ПТх «мотивация» нами проверялась как гипотеза, которая на зарождение внутренней мотивацию у аспирантов способствует чтение научно-популярных книг о жизни известных ученых, их жизненного пути становления, как ученого [14].

В помощь аспиранту может пригодится следующий рисунок (рис. 4), который разъясняет процесс структурирования и классификации добытых знаний в результате научного поиска, а также заполнение их согласно  структуры научной классификации [15].

Рисунок 4.

Рисунок 4. Представление структуры науки

 

В процессе общения с аспирантами выявлено, что у многих существует сложность с пониманием различия между кандидатской и докторской диссертацией. Представление на рис. 5 способствует им уяснить эти отличие.

 

Рисунок 5.

Рисунок 5. Отличительные особенности научной задачи и проблемы исследований в диссертации

 

Каждая научная задача трансформируется в научный результат. Таким образом кандидатская диссертация содержит 2-3 научных результатов, а докторская – от 5 до 9. При этом многих аспирантов мотивирует понимание информационно-объемной нагрузка при написания диссертации. Припустим, что средний объем диссертации – 150 стр. Тогда при обучении в аспирантуре – 4 года (1460 дней) аспиранту уделять написанию одной страницы – чуть более недели [2]. Такая разъяснительная работа научного руководителя способствует выработке мотивации у аспирантов.

На этапе подготовки автореферата диссертации в содержание ПТх внесено разъяснение по поводу объема и структуры. Несложные подсчеты деление объема (количества станиц диссертации) на 10, т.е. необходимо применить уменьшающее масштабирование. Например, кандидатская диссертация составляет 150 страниц разделить на 10 равно 15 страниц автореферата. Вступление автореферата дословно соответствует вступлению диссертации.

Рассмотрим вариант мотивирования поступление в аспирантуру или к самостоятельной работе соискателем те лица, у которых есть существенные наработки. Необходимо внимательно изучить список научных публикаций потенциального кандидата. Затем сделать попытку объединить наработки в единое целое. Достаточно использовать аналогию с теории множества диаграммы Эйлера-Венна (рис. 6 а). Задание заключается в следующем, чтобы найти такое общее множество публикаций по содержанию, которые объединялись в целостность за единим смыслом (рис. 6 б).

Рисунок 6.

Рисунок 6. Диаграммы Эйлера-Венна. Поиск «объединяющей» множества

 

Отдельные результаты, что не вошли в область, следует отбросить (на рис. 6 б – это множества 8 и 9). Необходимо найти ключевую статью, около которой объединяются все публикации. В ходе этой операции станет понятным научному руководителю чего не хватает та требует доработки. Использовав этот подход к мотивации нами предложено усовершенствовать методологию исследований. Ее сущность заключается в том, что научный руководитель предлагается в начале работы аспиранту написать автореферат-концепцию. В автореферате-концепции излагается ключевые идеи, сформированы общие задания, гипотезы исследований. В последующих научных публикациях осуществляется упоминание на автореферат-концепцию в подзаголовке «Постановка проблемы в общем виде и связь с важными научными или практическими заданиями», а также в «Анализе последних исследований та публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опирается автор». На рис. 7 под номером публикация №1 и есть автореферат-концепция.

Таким образом, научные публикации в такой последовательности будут способствовать образованию целостной научной картины.

Рисунок 7

Рисунок 7. Целостность научных публикаций около статьи автореферата-концепции

 Целевые установки и ориентации нацелены на развитие мотивации, а также является частью общего процесса профессионального становления и реализации аспиранта обучение в аспирантуре.

Позиция аспиранта в образовательном процессе – является личностью.

4. Особенности содержания образования.

По ориентации на личностные структуры технология классифицируется:

информационная технология знаний, умений, навыков – (ЗУН); операционные – формирование способов умственных действий (СУД);

технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ);

эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СДП).

Содержание учебного материала должно обеспечивать развитие мышления, научного стиля мышления, воображения.

По характеру содержание и структуры технология относится к учебно-воспитательной, комплексной (политехнологии) и проникающей технологии, поскольку ее элементы используются в других технологиях, как  катализаторы.

5. Процессуальная характеристика – технологический процесс.

Особенность методики заключается в чтении научно-популярной литературы. Чтение этой литературы побуждает рефлексии, предоставить отдых мозга человека.

Мотивационная характеристика формируется в процессе чтения научно-популярной литературы о жизни и становления известных ученых.

По типу организации и управления познавательной деятельностью Взаимодействие научного руководителя с аспирантом рекомендуется в форме системы «консультант».

Организационные формы образовательного процесса заключается в организации образовательного процесса у форме самостоятельной подготовки (работы) аспиранта. Для достижение результата методическая помощь, контроль и реагирование со стороны научного руководителя за деятельностью аспиранта осуществляется за Птх научно-педагогического сопровождения [16], а реагирование представлено в работе [17]. Методы и формы работы научного руководителя, а также учебная деятельность аспирантов представлено у табл. 2.

Таблица 2 Метода и формы работы научного руководителя и учебной деятельности аспирантов

Содержание этапа

Методы и формы работы

Научный руководитель

Аспирант

Этап 1. Передача теоретического содержания выполнения этапов проектной технологии Объяснение аспиранту порядка выполнения этапов технологии Осознание порядка выполнения этапов технологии
Этап 2. Повседневная практика аспиранта Реагирование на результат выполнения аспирантом этапов технологии. Направление аспиранта на развитие Самостоятельное выполнение каждого этапа технологии. Отчетность перед научным руководителем о результате выполнения этапов технологии
Этап 3. Передача аспиранту жизненного опыта из руководства работой аспирантами Объяснение аспиранту порядка действий научного руководителя по технологии научно-педагогического сопровождения. Удостовериться в том, что аспирант осознал технологию Осознание порядка действий научного руководителя по технологии научно-педагогического сопровождения
Этап 4. Диагностирование Оценивание действий аспиранта в целом Действие аспиранта за технологическими шагами

 

6. Программно-методическое обеспечение Птх приведено у табл. 3.

Таблица 3 Программно-методическое обеспечение Птх

Программно-методическое обеспечение

Необходимая и достаточное наличие

Заказные источники

учебные планы и программы

учебные и методические пособия

+

[2, 4 - 6, 8, 9]
дидактичные материалы

+

наглядные и технические средства учебы

+

диагностический инструментарий

+

Диагностический инструментарий. Общие критериев диагностирования уровней развития методологической компетентности аспирантов в следующих показателях:

аспирант погружен в научный поиск;

осознание порядка выполнения диссертационного исследование у виде формирование структуры работы;

после мотивирования аспирант качественно выполняет исследования в заданном направлении та проявляет творческие и деловые качества (табл. 4)

Таблица 4 Основные качества, которые проявляет аспирант

Творческие и деловые качества

Основные характеристики

Профессиональные знания Наличие знаний, которые отвечают требованиям, предопределенным спецификой избранной деятельности. Обязательные элементы: высокий уровень базового образования, умения пользоваться компьютером, знания родного и иностранного языка
Любознательность Высокий уровень внутреннего стремления к познанию истины, внимание к непознанному и непонятному, высокий интерес к новым знаниям, в частности к научной литературе, как источнику знаний
Наблюдательность Способность к целеустремленному восприятию объективных свойств исследуемых явлений, предметов, процессов и тому подобное
Инициативность Способность к самостоятельным решениям, внутреннее побуждение к новым формам деятельности (не ожидая указаний научного руководителя)
Чувство нового Внимание к новому, нетерпимость к догматизму, изобретательство, активная поддержка нового, творческий характер деятельности
Заинтересованность Наличие внутренних причин (мотивов, идей), которые побуждают аспиранта к исследованию: отношение аспиранта к труду, как к чему-то важному для него, привлекательного
Пунктуальность, тщательность Своевременное и качественное выполнение плана робот, поручений научно руководителя
Ответственность и надежность Способность взять на себя обязанности, отвечать за определенный участок работы, дело, за своих или чужие поступки, слова
Организаторские способности Способность к упорядочиванию, согласованию, совершенствованию, как своей деятельности, так и деятельности других людей с целью достижения поставленной цели или выполнения задания. Умение организовывать и свою работу, собственную библиотеку, архив, базу данных
Коммуникабельность Умение налаживать связки с разными по возрасту, характером и должностью людьми
Доброжелательность Человечность, уважение к другим людям, стремлению при всех обстоятельствах нести им добро

 

Выводы из исследования.

С применения Птх «мотивация», на наше мнение, научным руководителям облегчиться процесс мотивации аспирантов за счет применения готовых мотивирующих приемов. Применения данной ПТх «мотивация» на ранней стадии обучения аспирантов позволяет своевременно осмыслить ими цели обучения, структуру диссертационной работы и таким образом уменьшить потерю времени на освоение элементарных азов.

Уникальностью работы заключается в рекомендации научным руководителям по внедрению усовершенствованию методологии диссертационного исследования, а именно обязать аспиранта приступившего к исследованию написать автореферат-концепцию.

Результат является составной частью диссертационного исследования [1], фрагменты Птх «мотивация» опубликовано в работах [5, 8, 9].

Прогноз перспективных направлений исследований следует нацелить на изучения условий обеспечения эффективности применения Птх.

Литература

1. Козубцов І.М. Концепція розвитку методологічної компетентності аспіранта військового вищого навчального закладу [Електронний ресурс] // Вісник Національної академії Державної прикордонної служби України: електрон. наук. фах. вид. 2014. – №1. – Режим доступу URL: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Vnadps_2014_1_6.pdf.

2. Корняков М.В., Махно Д.Е. Как написать кандидатскую диссертацию или «Курс молодого бойца». Пособие. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007. – 86 с.

3. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. – М.: Логос, 2006. – 184 с.

4. Дроздова М.А. Психологія творчості: навчальний посібник для студентів. – Чернігів: Видавець Лозовий В.М., 2012. – 248 с.

5. Козубцов І.М., Мараховський Л.Ф. Підготовка аспірантів: методичні рекомендації щодо самостійної підготовки аспірантів за спеціальністю 05.13.05 – «Комп’ютерні системи та компоненти». – К.: ДЕТУТ, 2014. – 165 с.

6. Розов М. Похвала незнанию // Ежемесячный научно-популярный и научно-художественный журнал «ЗНАНИЕ СИЛА». 2009. – №1. – С. 29 – 39. – ISSN 0130 1640.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. ISBN 5-87953-127-9.

8. Козубцов И.Н., Таршилова Л.С. Организация научной работы молодого ученого: учебно-методическое пособие. – Уральск: РГКП «Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана, 2014. – 103 с.

9. Козубцов И.Н., Таршилова Л.С., Козубцова Л.М. Теория и практика развития инновационных способностей у научно-педагогических работников: монография. – Уральск: РГКП «Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана, 2015. – 192 с. – ISBN 978-601-7543-30-3.

10. Цымбалюк А.Э., Кряжева Е.В., Данилова Л.В. Развитие мотивации студентов в процессе обучения в вузе // Ярославский педагогический вестник – 2010 – № 4 – С. 130 – 136. – Том II (Психолого-педагогические науки).

11. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебн. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1996. – 318 с.

12. Козубцов І.М. Синтез структурно-цілісної методики професійного розвитку аспірантів [Електронний ресурс] // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2015. – №4K. – Режим доступу URL: http://www.es.rae.ru/mino/179-1488.

13. Назаров Д.М. Проектирование и содержание герменевтической технологии обучения на основе ее компаративного анализа // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. – №2(12). – С.181 – 186.

14. Козубцов І.М., Козубцова Л.С.Квінтесенція знань про природу зародження творчості і креативного мислення у вчених // Проблеми сучасної педагогічної освіти. Сер.: Педагогіка і психологія. 2013. – Вип. 38. – Ч.1. – С. 271 – 281.

15. Козубцов І.М., Мараховський Л.Ф. Представлення наукового пізнання в фракталі наукової системи України // Гуманітарний вісник Запорізької державної інженерної академії: збірник наукових праць. 2013. – Вип.53. – С. 60 – 69. – ISSN 2072-1692.

16. Козубцов И.Н. Алгоритм научно-педагогической технологии сопровождения развития методологической компетентности у аспирантов в условиях учебно-воспитательного процесса высшего военного образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. статей. 2014. – Вып. 45. – Ч.5. – С. 147 – 155. – ISSN 2311-1305.

17. Козубцов І.М. Модель співпраці наукового керівника та аспіранта в процесі науково-педагогічного супроводу за умов інноваційного шляху реалізації концепції реформування системи вищої військової освіти України / І.М. Козубцов // Науково-практична конференція «Застосування інформаційних технологій у підготовці та діяльності сил охорони правопорядку» (18-19 березня 2015 року, м. Харків). – Харків: Національна академія Національної гвардії України, 2015. – С.33 – 35.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.