НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ

Нугаев Роберт Фаритович

Дата публикации: 20.02.2016

Опубликовано пользователем: Нугаев Роберт Фаритович

Рубрика ГРНТИ: 06.00.00 Экономика. Экономические науки

Раздел портала: Башкирский государственный аграрный университет

УДК: 33

Библиографическая ссылка:
Нугаев Р.Ф. Новые технологии управления бюджетом // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2016/02/3216 (дата обращения: 26.10.2017)

Нугаев Роберт Фаритович

Студент 3 курса направление подготовки ГМУ

ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ

Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа 

Бюджетирование, по своей сути, есть объединение технологий планирования, призванных регламентировать деятельность предприятия на ближайшее время. При всей внешней простоте, качественно составить бюджет достаточно непросто. Невозможно быть до конца уверенным, что полученный результат — идеальный из возможных планов. Чтобы повысить уверенность, менеджерам  приходится не столько строить планы, сколько модернизировать процедуры их формирования[9]. Во многих случаях это позволяет заранее исключить вероятность ошибки, вместо того чтобы в будущем исправлять последствия неверно принятых решений. В помощь руководителю в статье предлагаются рекомендации по координации процесса бюджетирования, наиболее подходящего для условий фирмы и решаемых управленческих задач.
Бюджетное управление является единственной технологией управления, допускающий через бюджеты управлять как ликвидностью компании, так и его доходностью[4].
Безусловно, что формирование бюджета утвержденным стратегическим целям есть необходимое условие успешного управления. Традиционно применяются два механизма, способные обеспечить связь планов с точки зрения поставленных долгосрочных целей[12]. Такими механизмами являются:
1. Часть набора ключевых показателей деятельности, определяемых в начале процедуры планирования и доводящихся до функциональных подразделений в виде “бюджетного послания”.
2. Принятые инвестиционные программы организации.
Данные механизмы достаточно рациональны и показали свою эффективность[5]. Конечно, от составленных на период планов зависят финансовые возможности выполнения инвестиционной программы. В свою очередь, удачное осуществление инвестиций может оказывать влияние на показатели эффективности в будущем. Если инвестиционные процедуры объединены в комплекс, провал одного из них может иметь отрицательные последствия для организации в целом.
Технология формирования бюджета представляет собой цепочку взаимодействия менеджеров подразделений с руководителями высшего звена в результате последовательных действий: определение целей и стратегии их достижения; подготовка бюджета; утверждение сформированных бюджетов[6].
Методика составления бюджета для каждой компании индивидуальна, но существуют ключевые моменты, которые являются общими для всех предприятий: анализ документооборота;  формирование технологии составления бюджета; разделение обязанностей по подготовке документооборота, определение форматов документов и сроки предоставления данных и отчетов; формирование объединенного бюджета предприятия на основе существующий информации; создание методики контроля осуществления бюджета[7].
Информационной базой бюджетирования является система управленческого учета предприятия, который еще называют внутренним производственным учетом. Основными задачами управленческого учета являются: определение затрат; принятие решений; планирование и контроль[8].
Таким образом, в настоящее время бюджетирование является наиболее эффективным методом управления, а в частности в сфере управления затратами. В этом случае бюджетный метод помогает более экономичному использованию основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов[11].
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что бюджетирование представляет собой не только финансовое планирование (совокупность финансовых бюджетов, таких как отчет о прибылях и убытках, бюджет движения денежных средств и бухгалтерский баланс), оно является еще и технологией планирования, в рамках которой на предприятии составляется совокупность планов деятельности (бюджет продаж, бюджет производства, бюджет закупок и т.д.). В рамках таких технологий осуществляется планирование, учет, контроль, анализ и координация всех видов деятельности предприятия[10].
Терминология по бюджетированию.
Бюджет – финансовый документ установленного формата, по которому происходят планирование и учет результатов хозяйственной деятельности[1].
Бюджет предприятия – план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении; определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов[1].
Консолидированный (итоговый) бюджет – группировка всех функциональных бюджетов[3].
Бюджетная структура – система функциональных бюджетов предприятия, по которой происходят последовательное планирование и учет результатов хозяйственной деятельности всего предприятия[2].
Бюджетное планирование – процесс коллективной разработки плана деятельности предприятия на будущий период, в результате которого все мероприятия хозяйственной деятельности представляются в финансовом выражении в формате бюджетов в разрезе финансовой структуры предприятия (по центрам финансовой ответственности) [2].

Библиографический список:
1. Габдуллин P. P. Бюджетирование, основанное на видах деятельности [Текст] / P. P. Габдуллин // Вестник КГФЭИ. — 2008. — № 2(11). С. 21–22.
2. Кинг, А. Тотальное управление деньгами. СПб. : Полигон, 2007. 176 с.
3. Соколов А. Ю. Концептуальная модель продвинутого бюджетирования на основе принципов системы DBB [Текст] /А. Ю. Соколов//Вестник КГФЭИ. — 2011.- № 3. С. 56–60.
4. НОВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА. Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 6. С. 81-89.
5. РЕАЛИЗАЦИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ. Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. № 5. С. 630-640.
6. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ. Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. № 3. С. 282-293.
7. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Состояние, проблемы и перспективы развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет. 2010. С. 187-189.
8. РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р.
В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.
9. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Гарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р. В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А. Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43.
10. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ. Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
11. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 219-221
12. К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.
 

Текст файла « »:
Нугаев Р.Ф. Студент 3 курса направление подготовки ГМУ ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа Новые технологии управления бюджетом. Бюджетирование, по своей сути, есть объединение технологий планирования, призванных регламентировать деятельность предприятия на ближайшее время. При всей внешней простоте, качественно составить бюджет достаточно непросто. Невозможно быть до конца уверенным, что полученный результат — идеальный из возможных планов. Чтобы повысить уверенность, менеджерам приходится не столько строить планы, сколько модернизировать процедуры их формирования[9]. Во многих случаях это позволяет заранее исключить вероятность ошибки, вместо того чтобы в будущем исправлять последствия неверно принятых решений. В помощь руководителю в статье предлагаются рекомендации по координации процесса бюджетирования, наиболее подходящего для условий фирмы и решаемых управленческих задач. Бюджетное управление является единственной технологией управления, допускающий через бюджеты управлять как ликвидностью компании, так и его доходностью[4]. Безусловно, что формирование бюджета утвержденным стратегическим целям есть необходимое условие успешного управления. Традиционно применяются два механизма, способные обеспечить связь планов с точки зрения поставленных долгосрочных целей[12]. Такими механизмами являются: 1. Часть набора ключевых показателей деятельности, определяемых в начале процедуры планирования и доводящихся до функциональных подразделений в виде "бюджетного послания". 2. Принятые инвестиционные программы организации. Данные механизмы достаточно рациональны и показали свою эффективность[5]. Конечно, от составленных на период планов зависят финансовые возможности выполнения инвестиционной программы. В свою очередь, удачное осуществление инвестиций может оказывать влияние на показатели эффективности в будущем. Если инвестиционные процедуры объединены в комплекс, провал одного из них может иметь отрицательные последствия для организации в целом.   Технология формирования бюджета представляет собой цепочку взаимодействия менеджеров подразделений с руководителями высшего звена в результате последовательных действий: определение целей и стратегии их достижения; подготовка бюджета; утверждение сформированных бюджетов[6]. Методика составления бюджета для каждой компании индивидуальна, но существуют ключевые моменты, которые являются общими для всех предприятий: анализ документооборота;  формирование технологии составления бюджета; разделение обязанностей по подготовке документооборота, определение форматов документов и сроки предоставления данных и отчетов; формирование объединенного бюджета предприятия на основе существующий информации; создание методики контроля осуществления бюджета[7].  Информационной базой бюджетирования является система управленческого учета предприятия, который еще называют внутренним производственным учетом. Основными задачами управленческого учета являются: определение затрат; принятие решений; планирование и контроль[8].  Таким образом, в настоящее время бюджетирование является наиболее эффективным методом управления, а в частности в сфере управления затратами. В этом случае бюджетный метод помогает более экономичному использованию основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов[11]. Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что бюджетирование представляет собой не только финансовое планирование (совокупность финансовых бюджетов, таких как отчет о прибылях и убытках, бюджет движения денежных средств и бухгалтерский баланс), оно является еще и технологией планирования, в рамках которой на предприятии составляется совокупность планов деятельности (бюджет продаж, бюджет производства, бюджет закупок и т.д.). В рамках таких технологий осуществляется планирование, учет, контроль, анализ и координация всех видов деятельности предприятия[10].  Терминология по бюджетированию. Бюджет – финансовый документ установленного формата, по которому происходят планирование и учет результатов хозяйственной деятельности[1]. Бюджет предприятия – план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении; определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов[1]. Консолидированный (итоговый) бюджет – группировка всех функциональных бюджетов[3]. Бюджетная структура – система функциональных бюджетов предприятия, по которой происходят последовательное планирование и учет результатов хозяйственной деятельности всего предприятия[2]. Бюджетное планирование – процесс коллективной разработки плана деятельности предприятия на будущий период, в результате которого все мероприятия хозяйственной деятельности представляются в финансовом выражении в формате бюджетов в разрезе финансовой структуры предприятия (по центрам финансовой ответственности) [2]. Библиографический список:1. Габдуллин P. P. Бюджетирование, основанное на видах деятельности [Текст] / P. P. Габдуллин // Вестник КГФЭИ. — 2008. — № 2(11). С. 21–22.2. Кинг, А. Тотальное управление деньгами. СПб. : Полигон, 2007. 176 с.3. Соколов А. Ю. Концептуальная модель продвинутого бюджетирования на основе принципов системы DBB [Текст] /А. Ю. Соколов//Вестник КГФЭИ. — 2011.- № 3. С. 56–60.4. НОВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА. Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 6. С. 81-89. 5. РЕАЛИЗАЦИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ. Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. № 5. С. 630-640. 6. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ. Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. № 3. С. 282-293. 7. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯГарифуллина А.Ф. В сборнике: Состояние, проблемы и перспективы развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет. 2010. С. 187-189. 8. РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42. 9. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМГарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р. В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А. Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43. 10. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ. Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88. 11. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯСафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 219-221 12. К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИХаннанов Р.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.