РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Казаева Мадина Габдинуровна

Дата публикации: 02.03.2016

Опубликовано пользователем: clemenca

Рубрика ГРНТИ: 82.00.00 Организация и управление

Раздел портала: Башкирский государственный аграрный университет

УДК: 351

Ключевые слова: , ,

Библиографическая ссылка:
Казаева М.Г. Развитие конкуренции при оказании муниципальных услуг // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2016/03/3244 (дата обращения: 07.06.2017)

Согласно исследованиям, около 57% граждан Российской Федерации в возрасте 18 лет и старше за год как минимум один раз получют государственную или муниципальную услугу. Прежде всего, это государственные услуги, предоставляемые Федеральной миграционной службой, Росреестром, ГИБДД, органами ЗАГС и социальной защиты [11].

Долгое время граждане в различных жизненных ситуациях – от регистрации автомобиля до получения паспорта – сталкивались с волокитой, коррупцией и некомпетентностью. Однако ситуацию изменили базовые для сферы государственных услуг документы: Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Концепция снижения административных барьеров и повышения качества государственных услуг на 20112013 годы. Принятые документы принципиально меняют подход к оказанию услуг и, по сути, обозначают переход к сервисному государству.

В настоящее время:

  • проведена работа по регламентации и включению в Федеральный реестр информации по муниципальным услугам, а также услугам, предоставляемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • устранены все законодательные ограничения для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;
  • ведется перевод услуг в электронный вид;
  • осуществляется переход на межведомственное взаимодействие;
  • введена ответственность чиновников за нарушения при предоставлении государственных и муниципальных услуг [11].

Создание современных, удобных для граждан инструментов предоставления государственных услуг – важнейшая задача при построении всей системы сервисного государства. Так, одной из наиболее успешных и перспективных форм обслуживания населения стало предоставление государственных услуг в режиме «одного окна»», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники Многофункционального центра (МФЦ) и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации [8]. С 2014 года происходит открытие МФЦ под новым названием МФЦ – «Мои Документы»,  а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране получат аналогичное название.

Доля государственных (муниципальных) услуг, оказываемых негосударственными организациями в России, составляет не более 5-7% от общего объема бюджетного финансирования оказания услуг. А в 2/3 субъектов РФ значение данного показателя не превышает и 1 % [4].

Повышение роли негосударственных (немуниципальных) поставщиков услуг в системе оказания государственных (муниципальных) услуг в России официально заявлена в качестве приоритета развития страны [10], данная проблема неоднократно становилась объектом исследования российских ученых [4-6, 9, 12-13, 15-17].

Конечной целью привлечения частных организаций к оказанию услуг наряду с государственными (муниципальными) учреждениями является повышение доступ­ности, качества и эффективности оказания соответствующих услуг. Достижение дан­ной цели могут обеспечить следующие факторы [14]:

  • аутсорсинг в системе оказания услуг, развивающий конкуренцию между по­ставщиками услуг. При наличии прозрачных и объективных критериев распре­деления средств организации (как новые поставщики, так и существующая сеть учреждений) заинтересованы работать более эффективно. В целом аутсорсинг в системе услуг социального характера оправдан, как правило (но не исключи­тельно!), в средних и крупных городах;
  • повышение гибкости системы оказания услуг, т.е. увеличение возможности органов публичной власти оперативно изменять объемы оказания услуг и их качественные характеристики (особенно это актуально для дошкольных об­разовательных услуг);
  • привлечение негосударственных (немуниципальных) организаций к ока­занию услуг, как правило, положительно влияет на общее качество управления соответствующей отраслью социальной сферы. В частности, появление постав­щиков, не являющихся подведомственными учреждениями, повышает требо­вания к правовому регулированию качественных параметров оказываемых услуг и степени проработанности нормативов финансирования. Очевидно, что указанные факторы актуальны далеко не для всех муниципали­тетов: невысокая численность населения, недостаточная загруженность существу­ющей сети учреждений, низкий уровень социально-экономического развития и, как следствие, бюджетной обеспеченности не позволяют им «заработать» в полной мере.

В рамках действующего российского законодательства основными механизмами привлечения негосударственных (немуниципальных) поставщиков к оказанию услуг являются [7]:

  • государственный (муниципальный) заказ на оказание услуг;
  • предоставление субсидий негосударственным (немуниципальным) организа­циям (субсидирование производителя);
  • технология (механизм) целевой потребительской субсидии (субсидирование потребителя).

Немуниципальные поставщики потенциаль­но способны оказать положительное влияние на объемы и качество оказываемы) населению услуг, однако для эффективного взаимодействия с ними в муниципальном образовании должны быть разработаны требования к качеству услуг, а также утверж­дены нормативы финансирования, гарантирующие возмещение всех составляющих расходов на оказание услуг.

Список литературы:

  1. О бюджетной политике в 2014-2016 годах [Электронный ресурс]: Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 13.06.2013 // СПС «КонсультанПлюс».
  2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ // СПС «КонсультанПлюс».
  3. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 07.05.2012 №601 // СПС «КонсультанПлюс».
  4. Внедрение инновационных технологий в муниципальное управление. Анкудимова К.Ю., Гарифуллина А.Ф. Экономика и социум. 2014. №3-1 (12).С.82-85.
  5. Информатизация органов местного самоуправления. Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. №3-3 (12). С.219-221.
  6. К вопросу о правотворческой инициативе граждан в Российской федерации. Габулхакова Д.Ф., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. №1-1 (11). С.344-347.
  7. Кто лучше окажет государственную услугу [Электронный ресурс] // Социальное обеспечение. – 2012. – №4.
  8. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Режим доступа. – URL: http://economy.gov.ru
  9. Объективные основы формирования и реализации государственной аграрной политики. Ханнанова Т.Р. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. №6-2 (32). С.184-190.
  10. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 31.01.2013).
  11. Портал административной реформы [Электронный ресурс]: Режим доступа. – URL: http://ar.gov.ru
  12. Проблемы разработки и реализации инновационных проектов в современных условиях. Исхаков А.У., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. №3-2 (12). С.85-86.
  13. Проблемы местного самоуправления в России. Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. Novainfo.Ru. 2015. Т.1. №30. С.198-200.
  14. Развитие конкуренции на рынке оказания государственных услуг. Карасева А.С., Сизова О.В. // Бюджет. – 2014. – №11 – С.59 – 61.
  15. Реализация аграрной политики государства: принципиальные основы. Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. №5. С.630-640.
  16. Роль информационных технологий в государственном и муниципальном управлении. Гарифуллина А.Ф., Миннегулова А.Р. Novainfo.Ru. 2015. Т.1. №30. С. 6-8.
  17. Становление и развитие государственной аграрной политики: сравнительный индикативный анализ. Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. №3. С.282-293.
  18. Структура органов местного самоуправления. Лутфуллина З.Ф., Исламова З.Р. Экономика и социум. 2013. №4-2 (9). С.97-99.
  19. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.