ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Левичев Олег Федорович

Дата публикации: 12.03.2016

Опубликовано пользователем: Левичев Олег Федорович

Библиографическая ссылка:
Левичев О.Ф. Физическая реальность духовно-нравственного развитии личности // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2016/03/3337 (дата обращения: 28.10.2017)

Левичев Олег Федорович к.п.н. учитель

Физическая реальность есть «своего рода программа»

А.Эйнштейн,

«Физическая реальность характеризует объективно-реальный мир не сам по себе, а в том виде, как он просматривается через призму теории».

Э.М.Чудинов.

В статье представлено эффективное средство развития этического мышления – это сопряженные нравственные понятия. Показан механизм реализации законов сохранения мощности и сохранения информации через сопряженные нравственные понятия. Дан перечень сопряженных нравственных понятий.

Мысль о том, что духовно-нравственная жизнь не подчинена закону, является ошибочной: можно найти  полную аналогию с физическим миром, закономерность которого также не признавали до тех пор, пока не изучили ее.

Представим фрагмент из книги Анни Безант «Законы высшей жизни». «Взгляните на какой-нибудь неожиданный взрыв физических сил, на извержение вулкана, разрушающее в несколько часов могучую гору, на пропасти и каменистые вершины, проявившиеся там, где были раньше зеленые луга, на долины и горы, заменившие прежнюю равнину. В таком взрыве физических сил человек видел прежде нечто произвольное, неожиданное, беспорядочное, нарушающее обычный процесс эволюции. Но мы знаем теперь, что в внезапном извержении вулкана также мало произвольного, как и в постепенном возвышении морского дна, которое, поднимаясь в течение десятков тысяч лет, образует под конец горную цепь. Одно явление считали согласным с законами природы, другое — необычайным. Теперь же известно, что все естественные процессы как внезапные, так и медленные, как неожиданные, так и предсказанные заранее, подчинены закону и протекают с абсолютной правильностью.

То же самое можно сказать и о мире духовном. Мы встречаем иногда внезапные с виду вспышки духовных сил; например, мы видим, как меняется вся жизнь человека, как его характер совершенно перерождается в течение какого-нибудь одного часа. Но зная, что совершенная законность царствует и здесь, что здесь также нет ничего случайного, мы начинаем убеждаться, что в духовном, также как и в физическом мире, одна и та же Высшая Жизнь проявляется через множество различных путей, и что проявления этой Жизни всегда подчинены незыблемым законам, как бы удивительны, неожиданны и странны не казались эти проявления для наших духовно невидящих, физических глаз.

Прежде всего, постараемся выяснить, что мы понимаем под словом “Закон”. Мне часто приходилось убеждаться, что относительно этого вопроса существует много разногласий, а это создает много затруднений и неясности.

Все понимают, что подразумевается, когда говорят о законе какого-нибудь государства. Это есть нечто постоянно изменяющееся; закон изменяется вместе с властью, создавшей его, будет ли эта власть в руках неограниченного монарха или законодательного собрания. Закон есть всегда нечто сделанное людьми, приказ, кем-то отданный. Власть, создавшая закон, может изменить или даже совсем уничтожить его. Кроме того, закон, т.е. приказание “делай то”, “не делай этого”, поддерживается наказаниями. Если будет нарушено известное приказание, то последует известная кара.

Изучая наказания за нарушение закона в разных странах, мы находим, что они также произвольны и переменчивы, как и сам закон. Наказание никоим образом не является результатом проступка; оно искусственно соединяется с ним и всегда может быть изменено. Например: человек совершает кражу; одна нация наказывает его за это тюрьмой, другая — кнутом, третья — отсечением руки, четвертая — виселицей. Во всех этих случаях наказание не имеет ничего общего с преступлением.

Обращаясь к законам природы, мы не находим в них ничего общего с законами человеческими. Закон природы не есть приказание, отданное властью, а лишь наличность условий, при которых неизменно совершается одно и то же явление. Везде, где будут присутствовать эти условия произойдут известные последствия. В законах природы мы видим последовательность неизменную, непоколебимую, неизбежную, потому что эти законы — выражение Божественной Сущности, в которой “нет ни изменения и ни тени перемены”. Закон природы не есть приказание “делай это”, “не делай того”, а простое утверждение, что “при известных условиях произойдут известные результаты; если изменятся условия, то изменятся и результаты”.

За нарушением закона природы не следует никакого наказания, налагаемого по произволу. Природа не наказывает; в ее царстве существует лишь причинная связь явлений, строгая последовательность совершающегося, и — ничего больше. Результат есть неизбежное следствие, вытекающее из причины, а не произвольно наложенная кара.

Но противоположность закона природы и закона человеческого может быть проведена и далее. Закон человеческий может быть нарушен, закон же природы — никогда. Природа не знает нарушения своих законов. Чтобы вы не делали, закон останется неизменным. Вы можете разбить себя о него вдребезги, но он останется непоколебимым, как непоколебима скала, о которую разбиваются волны прибоя.

Таков закон природы: утверждение условий, неизбежных последствий, ненарушимых событий.

Так же следует понимать значение слова “закон” и тогда, когда нам приходится иметь дело с высшей жизнью, подчиняющейся закону также, как и жизнь низшая.

Тогда нами овладеет чувство полной безопасности, спокойной силы, неограниченных возможностей. Мы не в мире произвола и прихоти, где сегодня может случиться одно, завтра другое. Наши желания не изменят закона, наши вечно меняющиеся эмоции не затронут Вечной Воли. Познав это, мы можем работать с полной уверенностью в успехе, потому что опираемся на неизменную Истину, которая есть Закон Вселенной.

Но, для того, чтобы работать спокойно и безопасно в мире Закона, нужно знание. Покуда мы не знаем законов, они могут бросать нас с места на место, могут разрушать наши планы, уничтожать наши труды, разбивать наши надежды, уподоблять нас праху. Но эти же самые законы, поступающие с нами таким образом, пока мы не знаем их, делаются нашими слугами, помощниками, двигателями в высь, когда наше неведение заменяется знанием.

Я не раз приводила глубокие слова одного английского ученого, — слова, которые должно бы выгравировать золотыми буквами: “Природа побеждается послушанием”.

Из выше изложенного понятно что законы мира духовного и материального одни и те же . Поэтому мы уверены, что возможно разработать психотехнологию на законах природы? В данной статье мы представим технологию развития этического мышления, разработанную на основе двух законов: законе сохранения информации (ЗСИ)для обучения и законе сохранения мощности в духовно-нравственном развитии(ЗСМ).

Дадим определение закона информации для теории обучения: закон сохранения информации для теории обучения можно выразить так, информация сохраняется в сознании субъекта до тех пор (инерциональность), пока процесс преобразования новой информации (преемственность), не снизит уровень  неопределенности понимания изучаемого объекта(новизна).

В методологии тензорного анализа Г. Крона, базовым постулатом является: «Какой бы сложной, суперсложной система не была, ее сущность может быть представлена примитивным скалярным уравнением. Нахождение такого уравнения является самым сложным, неформальным, творческим делом.

Сквозные законы является средством при помощи, которого субъект способен «раздвинуть» пространство и войти в проблемную ситуацию в нужное для себя время.

Закон сохранения информации(ЗСИ) = инерционность + преемственность + новизна

Следовательно, закон сохранения информации в сознании предполагает, необходимость понимания механизмов преемственности и новизны. Это  логически альтернативные, но при этом строго дополнительные понятия. Каждая из них неявно (имплицитно) предполагает противоположное.

Преемственность предполагает обновление информации в сознании ученика. В противном случае субъект развития останется неизменным. В процессе обучения, чем сильнее преемственность,  тем слабее происходят новообразования ученика, а значит хуже идет процесс обучения.

Новизна предполагает преемственность. Чем больше новизна, тем менее однозначна и жестка связь каждого предыдущего состояния с последующим,  тем более прерывистым (дискретным, нелинейным) может быть процесс обучения. Но одновременно рост новизны понижает преемственность и увеличивает риск ее прерывания, следовательно, риск прерывания динамики процесса обучения  и обучение  будет не равномерным, прерывистым, а в последствии – не  эффективным.

Не эффективность процесса этического образования с позиции закона сохранения информации, говорит о том, что в психологической структуре ученика, а под структурой мы понимаем: внутреннее строение, определенная более или менее устойчивая закономерная пространственно-временная организация элементов (психических функций) обеспечивающая его целостность и себе тождественность, несмотря на смену состояний, провоцируемую определенными внешними воздействиями и/или внутренними возмущениями, медленно происходят новообразования. Для ускорения или форсирования возникшей инерции, в процессе преобразования информации, ученику необходимо подобрать технологии сохранения информации, которые свойственны его психофизиологической природе. (сопряженные нравственные понятия)

Поэтому, неэффективное обучение – это когда ученик не знает, как ему легче преобразовать и сохранять информацию. Педагоги придумывают различные алгоритмы, работы с текстом, но текст – это кодированная информация. Автор текста закодировал информацию так,  как ему легче ее транслировать, а ученик читающий текст должен перекодировать ее. Поэтому ученик с начало ищет, знакомые коды информации, опознает их  и переходит на основе их к незнакомым кодам и уже после этого усваивает учебный материал (сохраняет информацию). Происходит запаздывания следствия от вызывающей его причиныИными словами, инерционность и наличие собственного внутреннего кодирования являются причинами не эффективности обучения ученика. И так, новизна, преемственность и инерционность с одной стороны,  нарушают симметрию (симметрия – в физике – независимость физических явлений от определенных пространственно-временных или других преобразований.), закона  сохранения информации, а с другой,  способствует формированию новых механизмов сохранения информации, что улучшает носитель информации, т.е., память.

Рассмотрим закон сохранения мощности в духовно-нравственном развитии.

Человек является открытой системой, т.к., система является открытой тогда и только тогда, когда она обменивается потоками энергии с окружающей ее средой.

Принципиальной особенностью открытых систем является то, что полный поток информации N на входе в систему равен сумме активного P и пассивного G (или потерь) потоков на выходе из системы (рис. 2):


Рассмотрим:

  1. Величину эффективности реализации полученной информации;
  2. Коэффициент качества преобразованной информации;
  3. Закон сохранения мощности в этическом становлении личности.

А. Величина эффективности реализации полученной информации человеком может быть представлена как произведение двух раздельно оцениваемых параметров: коэффициента совершенства технологии преобразования информационных потоков и коэффициента качества организации своей жизнедеятельности в зависимости от целей преобразования информации.

,

где h — эффективность использования потенциальной возможности (полной мощности),  — коэффициент совершенства технологии преобразования информационных потоков, e — коэффициент качества организации своей жизнедеятельности в зависимости от целей преобразования информации.

В. Коэффициент качества преобразованной информации определяется отношением объема полученной информации, находящей актуальность в сознании субъекта, к общему объему преобразованной в сознании информации.

Мыслительная деятельность человека и соответственно затраты времени и энергии на нее не всегда может быть целесообразной, она может быть и нецелесообразной.

Целесообразность  зависит от его этичности мышления. Естественно, что чем выше величина эффективности реализации полученной информации, тем больше потенциальные способности усиления мощности в духовно-нравственном становлении личности. В этом смысле всякий труд (не только интеллектуальный, но и физический) является одновременно и деятельностью человеческого мышления при условии, что деятельность мышления человека этическая.[1, 3, 15, 20]

В силу сказанного этическое мышление можно определить, как способность субъекта повышать коэффициент усиления полезной мощности в духовно – нравственном становлении личности. Эгоистическое  мышление наоборот приводит к энтропии в процессе достижения поставленных целей.

Так, субъект, пытающийся, во что бы то ни стало добиться некой определенной цели, часто получает обратный результат. Его  сознание подобно квантовой частице, подчиняющейся принципу аналогичному принципу неопределенности Гейзенберга, будет при этом выброшено за пределы окрестности цели? Отсюда должно следовать, что чем менее эгоистичные мотивы субъекта в достижении поставленной цели, тем  вернее он ее достигнет.

Вывод: Эгоизм в процессе духовно-нравственного становления личности ведет к рассеиванию жизненных сил в человеке.  Из этого можно вывести закон сохранения мощности в духовно-нравственном становлении личности.

С. Закон сохранения мощности в духовно-нравственном становлении личности: качество преобразования информации компенсируется противоречием между  эгоистическим и этическим мышлением в сознании с целью актуализации качества в единицу времени.

Таким образом, на основе первого закона субъект устранения  противоречия в мышлении и чаще совершает  нравственную деятельность.

Второй закон, объясняет механизм сохранения  информации  в сознании. Следовательно, появилась возможность создать психотехнологию этического мышления, которая была бы основана на данном механизме, и помогала бы субъекту выходить из противоречивых жизненных ситуаций.

Исследовать этический аспект мышление очень трудно. Т.к., не обходимо самому человеку понять метоморфозы эгоизма. Как писал Шопенгауэр “Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно.»  Таким образом, этическая проблема – это проблема заложенного в мышлении. Решить этическую проблему возможно только этическим мышлением. Известно, что недостатки эстетики не сказываются на духовной жизни человечества. Зато развитие, эгоизма даже, если он разумный, проявляется  на духовно-нравственном становлении.

В психологии существует  множество определений мышления.   Например, мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: вниманиевосприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Нами определены сопряженные нравственные понятия, решение  которые способствует созданию условий для включения в работу законов ЗМИ и ЗСМ.

Под сопряженными нравственными понятиями мы понимаем понятия (мы считаем, что понятием субъект определяет свое психическое состояние в проблемной для него ситуации), которые сопряжены определенными признаками между собой, но различны по значению, по мотивационному обоснованию. Их нужно сравнить, указав на общее и различное и выявить тотсопрягающий признак, который соединяет эти понятия и позволяет им “переливаться” одного в другое.

Психическое состояние – один из возможных режимов жизнедеятельности человека, нафизиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне – системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными её отношениями, поведенческими потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

Специфической особенностью сопряженных нравственных понятий является то, что они включают в себя не только основные черты образования нравственных понятий, но и  детерминируют психические состояния в проблемной ситуации, с которой и начинается мыслительный процесс, который мы раскроем в методике разрешения коллизий в сопряженных нравственных понятиях. Создание проблемной ситуации помогает как раз вслушиваться, всматриваться, вчувствоваться в самого себя, и субъект, решая проблемную ситуацию, понимает ее целостно и принимает решение объективно. Эта объективизация на основе вчувствования, всматривания, вслушивания в самого себя и других ведет к осмыслению и пониманию нравственности в бытии и в себе самом36.

Остановимся подробнее на специфической особенности сопряженных нравственных понятий и покажем преимущество их рассмотрения перед традиционными подходами к изучению нравственных понятий. Как мы уже упоминали, что сопряженные нравственные понятия нужно сравнивать, находить сходство и различия, только после этого коллизия, содержащаяся в них, будет разрешена. Момент сравнения является неотъемлемым способом их разрешения.

Большое значение способу сравнения придавали российские ученые, И.М. Сеченов, К.Д. Ушинский.

И.М. Сеченов считал сравнение самым драгоценным умственным сокровищем человека: “Если в целом, – писал он, – память можно

назвать едва ли не самым изумительным механизмом в умственным сокровищем человека” .

К.Д. Ушинский писал, что сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления, все в мире узнается через сравнение: “Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней природы был понят просто, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в них сходство с самыми отдаленными предметами, тогда только вы выясните себе существенные признаки предмета, а это значит понять предмет”.

Экспериментальная психология от Фехнера считала, что при сравнении в сознании имеются в наличии оба сравниваемых представления и переживания их отношения. Эту мысль поддерживал и Лотце, утверждая, что в сознании должны быть оба сравниваемых объекта одновременно, ибо факт сравнения заставляет нас принять возможность одновременности. Кто сравнивает, тот не переходит от мысли об одном из членов сравнения к мысли о другом. Чтобы совершать сравнения, он должен совместить в одном неделимом сознании оба эти члена .

Вернемся к сопряженным нравственным понятиям, где сравнение является не принудительным актом, а неотъемлемой чертой мыслительного процесса в разрешении коллизий между понятиями. Для того чтобы разрешить коллизию, нужно как раз сравнивать данные понятия, искать сходство и различия их в своем неделимом сознании, своим этическим мышлением. Выступая в единстве, сопряженные нравственные понятия «втягивают» этическое мышление в работу, которая заключается в том, что, найдя сходство и различие, субъект отделяет понятия в сознании, мешающие формированию образа нравственного поступка. Это и будет контролем своих мыслей.

Остановимся на сходстве и различии. У. Джемс считает различие основой и первичной функцией, приводящей к познанию. Линдворский занимает ту же позицию. В. Келлер напротив сходство рассматривает как первичный структурный процесс. Спенсер указывает, что сначала узнается сходство более или менее общего рода, позже может возникнуть познания несходств, а Энгельс говорит о единстве сходства и различия, что, наш взгляд верно. Сравнивая сходство и различия в сопряженных нравственных понятиях мы приходим к пониманию.40

Е.И. Ищенко рассматривает понимание как процесс. Данный процесс можно представить в виде нескольких этапов, которые мы попытаемся выделить.

Во-первых, осмысливая сопряженные нравственные понятия, субъект должен преодолеть и пред понимание, которое связано с общими установками, атакже с глубинными архетипами и личностными убеждениями и представлениями. По мнению Е.И. Ищенко, эта исходная установка не может быть устранена, но осознание её, рефлексия над самими основаниями понимания возможны.

Во-вторых, второй аспект понимания состоит в непосредственном истолковании сопряженных нравственных понятий.

Истолкования представляет собой своеобразную «операционную» составляющую процесса понимания и включает в себя две качественно различные и самостоятельные процедуры:объяснения и интерпретацию.

Объяснение направлено на выявление сущности сопряженных нравственных понятий, на рассмотрение их в контексте этических ситуаций и отношения с другими сопряженными нравственными понятиями.

Объяснение, обладая определенной логической структурой, не сводится к ней целиком и полностью, но включает в себя работу по осмыслению, осознанию. Например, возможности и необходимости реализовать принятое решение, на основе разрешения коллизии сопряженных нравственных понятий, в действительность, то есть в бытие. Так субъект, сравнивая сопряженные нравственные понятия, познает их сходство и различие в различных жизненных ситуациях.

Интерпретация, наряду с объяснением, является, на наш взгляд, необходимой составляющей процесса понимания. Она направлена внутрь, сосредоточена на постижении смысла сопряженных нравственных понятий. При интерпретации от субъекта требуется максимальное погружение в этическую ситуации, в которой имеют место сопряженные нравственные понятия. Интерпретация помогает субъекту проигрывать этическую ситуацию с разных точек зрения. В этом процессе объяснение и интерпретация создаются условия для ЗСИ - информация сохраняется в сознании субъекта до тех пор (инерциональность), пока процесс преобразования новой информации (преемственность), не снизит уровень  неопределенности понимания изучаемого объекта(новизна).

В процессе осмысливания сопряженных нравственных понятий в сознании субъекта возникают сразу три образа и притом одновременно.

Объясним данный феномен. Сопряженные нравственные понятия являются как бы двумя различными понятиями, с одной стороны, а с другой – это единое понятие. Возьмем, например, сиамских близнецов, которые являют собой одно целое, тем не менее их двое. Следовательно, мы можем в своем воображении представить образ каждого как отдельного индивида и притом одновременно, и здесь же в неделимом сознании у нас возникает их общий образ как сиамских близнецов. То есть, возникает не два, а три образа одновременно.

То же происходит и с сопряженными нравственными понятиями. Субъект, осмысливая их, сравнивает три образа психических состояний: образ единого сопряженного нравственного понятия, и образы каждого сопряженного понятия, но и это не все. Происходит процесс сравнения не только трех образов, но и трех мысленных образований, и трех различных эмоциональных ощущений при этих мысленных образованьях.  Данный процесс создает все условия для ЗСМ - качество преобразования информации в процессе рефлексии психических состояний  компенсируется противоречием между  эгоистическим и этическим мышлением в сознании с целью актуализации качества в единицу времени.

Схематично представим модель развития этического мышления в процессе разрешения в сопряженных нравственных понятиях.

Схема 11 Модель актуализации развития этического мышления.

СОПРЯЖЕННЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

  1. Бдительность- боязнь
  2. Бездумье- беспечность
  3. Бережливость-скупость
  4. Бесстрастие – бесчувственность
  5. Бесстрастие – равнодушное отношение
  6. Бесстрастие- безразличие
  7. Бесстрашие – безумие
  8. Бодрость – вдохновение
  9. Вера-фанатизм
  10. Взаимопонимание-угодливость
  11. Вибрация окружающей среды – напряжение момента общения
  12. Внутренняя  готовность – внешнее движение
  13. Возмущение – гнев
  14. Возмущение- раздражение
  15. Голод духа – бесплодная жажда новизны
  16. Действительность- очевидность
  17. Действия ритмичности- действия  самости
  18. Дерзание-безумие
  19. Дерзание-наглость
  20. Доверие – наивность
  21. Дружелюбие- двуличие
  22. Дух устремления- душевный порыв
  23. Духовное сердечное устремление-  рассудочное телесное напряжение
  24. Забвение- забывчивость
  25. Заботливость- беспокойство
  26. Зов- завывание
  27. Зоркость – подозрительность
  28. Индивидуальность при сознании братства- братское единое сознание
  29. Индивидуальность- самость
  30. Искусство мышления – оккультное сосредоточенность
  31. Использование без чувств личной собственности – владение
  32. Ищущий правды – сухой скептик исследователь
  33. Красота – роскошь
  34. Любовь – страсть
  35. Любовь к вождению – беспокойство сомнения
  36. Любознательность – любопытство
  37. Мудрое собеседование – болтливость
  38. Мудрость – интеллект
  39. Мужество – жестокость
  40. Мужество – самосохранения
  41. Мыслить – думать
  42. Мысль для действия -  рефлекс мозга
  43. Наблюдательность – суеверие
  44. Надежда – иллюзия
  45. Надзор – недоверие
  46. Напряжение – раздражение
  47. Напряжение – утомление
  48. Настойчивость – уговаривание
  49. Настороженность – нерешительность
  50. Находчивость – изворотливость
  51. Негодование – раздражение
  52. Незлобие – безволие
  53. Незнание – невежество
  54. Неосуждение – всепрощение
  55. Обсуждение – осуждение
  56. Овладение – подавление
  57. Овладение – подавление
  58. Особый прием работы – противоречие
  59. Осторожность – страх
  60. Остроумие – издевательство
  61. Отзывчивость – волнение
  62. Отпадение – предательство
  63. Погружение в спасительное чувство – привычка
  64. Положиться – возложиться
  65. Понимание чужого горя – сочувствие
  66. Понимающий – соглашающий
  67. Потрясение – страх
  68. Преданность – изуверство
  69. Предупреждение – угроза
  70. Приветливость – лукавство
  71. Простота в общении – простоватость поведения
  72. Радость – веселье
  73. Радость бытия – радость быта
  74. Разум – рассудок
  75. Разумный обмен энергий – разногласие
  76. Распознавание – осуждение
  77. Распознавание – сомнение
  78. Растерянность – трусость
  79. Расширение сознания – механические познания
  80. Руководство – опека
  81. Самоанализ самоедство
  82. Самовнушение – мнительность
  83. Самодвижение воли слабость воли
  84. Самоосвобождение аскетизм
  85. Самоотверженность корысть
  86. Самоубеждение – самовосхваление
  87. Самоуважение – гордость
  88. Самоуверенность – самодовольство
  89. Самоусовершенствование – самоуслаждение
  90. Самоусовершенствование – соревнование
  91. Самоутверждение – самомнение
  92. Свободная воля – своеволие
  93. Сдержанность – лицемерие
  94. Сердечные постижения – умствования
  95. Скромность – смущение
  96. Скромность – уничижение
  97. Слабость духа – слабость плоти
  98. Смирение – унижение
  99. Снисходительность – попустительство
  100. Снисхождение – высокомерие
  101. Собиратель – собственник
  102. Согласие – компромисс
  103. Согласие – соглашательство
  104. Сознательный носитель знаний – раб достижений, достояний
  105. Сознательный приказ воли – рефлекторность привычных поступков
  106. Сопротивление – защищенность
  107. Сосредоточенность – развлечение
  108. Сострадание – жалость
  109. Сострадание – сентиментальность
  110. Спокойствие – бездействие
  111. Спокойствие – безучастие
  112. Спокойствие – равнодушие
  113. Справедливость – жестокость
  114. Стремительное желание – поступок отчаяния
  115. Стремление – желание
  116. Стремление – страхование грехов
  117. Суровость – грубость
  118. Творческая мечта – рефлекторная мечтательность
  119. Творческая мощь воображения – внушение
  120. Терпение – бессилие
  121. Торжественность – напыщенность
  122. Тоска – печаль
  123. Труд на развитие мира – угождение себе
  124. Трудность – неумение
  125. Увлекательность – заразительность
  126. Указание – случай
  127. Упорство – упрямство
  128. Упражнение – утомление
  129. Устремление – суета
  130. Устремленность – нетерпеливость, суетливость
  131. Утверждение – навязывание
  132. Утонченность – мнительность, изнеженность
  133. Целесообразность – расчетливость
  134. Чувство знание – предубеждение
  135. Явление – обвинение

Литература

  1. Аплетаев М. Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. Омск: ОмГПУ, 1998. 256с.
  2. Левичев О.Ф. Педагогика как наука: принцип законности. //Школьные технологии, 2011, №4, с.10.
  3. Левичев О.Ф. Технический гуманитаризм духовно-нравственного развития личности. / /Школьные технологии, 2010, №5, с99-109
  4. Левичев О.Ф. Технологии развития этического мышления // Вестник практической психологии образования. 2011. №2. – C. 65-76
  5. Левичев Этическое становление личности и законы природы // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – N 10. – С. 152-161
  6. Левичев, О. Ф. Духовно-нравственное развитие: закон сохранения мощности // Школьные технологии. – 2010. – N 3. – С. 64-76.
  7. Левичев, О. Ф. Закон сохранения информации в дидактике / О. Ф. Левичев // Школьные технологии. – 2009. – N 6. – С. 34-42
  8. Рерих Е. И. Агни Йога. В 3-х т. / Под общ. ред. Е. И. Коган., Ю. Е. Родичева. Самара,1992

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.