ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫМИ КОМПАНИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шабельная Мария Юрьевна

Дата публикации: 03.05.2016

Опубликовано пользователем: Mariya_Shabelnaya

Раздел портала: Башкирский государственный аграрный университет

УДК: 65

Библиографическая ссылка:
Шабельная М.Ю. Государственное управление торговыми компаниями Российской Федерации // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2016/05/3408 (дата обращения: 12.06.2018)

Шабельная Мария Юрьевна

Студентка 3 курса направления подготовки «ГМУ»

ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ

Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа

Потребительский рынок Российской Федерации остается одним из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов экономики.
Тем не менее, с 2013 г. усиливается тенденция замедления темпов роста оборота розничной торговли. Сдерживающее влияние на динамику потребительского спроса оказало снижение темпов роста реальных денежных доходов населения и потребительского кредитования, увеличение склонности населения к сбережениям, а также кризисные явления в экономике.
Торговая отрасль продолжает оставаться лидером по обеспечению занятости для населения: общая численность занятых в 2013 г. составила более 12,4 млн человек – 18,3% от среднегодовой численности по видам экономической деятельности.
Малый бизнес в торговле играет важную роль в формировании оборота розничной торговли. По количеству малых предприятий торговля занимает лидирующие позиции по сравнению с другими отраслями экономики: на начало 2012 г. в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования насчитывалось 71,3 тыс. малых предприятий, без микропредприятий (30,8% от общего числа), на 2013 г. – 68,6 тыс. (28,8%). Преимущественно сокращение произошло за счет организаций оптовой торговли, число которых снизилось за год на 5,5%, число организаций розничной торговли сократилось всего на 0,4 тыс. единиц. На сегодняшний день продолжается сокращение малых предприятий, это связано и с ростом цен, снижением доходов населения, расширение федеральных крупных торговых сетей.
Именно малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Таким образом, наличие достаточно большого количества малых и средних торговых предприятий и их предпринимательские инициативы серьезно стимулируют развитие внутреннего производства.
Малые торговые предприятия во многих случаях единственный канал сбыта для мелких и средних производителей потребительских товаров, прежде всего продуктов питания и сельскохозяйственных производителей. Поэтому без развитого малого торгового бизнеса невозможно развитие мелкого и среднего производства в секторе потребительских товаров.
Также необходимо учитывать специфику потребительского поведения в России, особенно в части покупок продуктов питания. Согласно исследованию, проведенному Минпромторгом России, и оценкам экспертов, около 60% российских потребителей покупают продукты питания каждый день либо такая частота покупок им наиболее комфортна. С одной стороны, это дает уникальный шанс развитию местного сельскохозяйственного производства и производства свежих продуктов питания, так как потребитель с такой частотой покупок желает приобретать самый свежий товар, а не совершать закупки продуктов с длительными сроками хранения впрок. С другой стороны, инфраструктура розничной торговли должна быть приспособлена для обеспечения комфорта повседневных покупок продуктов питания.
При этом необходимо учитывать, что близость торговых объектов к месту жительства и работы потребителя увеличивает потребление свежих скоропортящихся продуктов питания, особенно сельскохозяйственной продукции, что крайне важно как для сбалансированного питания, так и для увеличения спроса на данную продукцию и, соответственно, увеличения её производства.
Недостаточная экономическая и физическая доступность продовольствия (в том числе недостаточный уровень конкуренции в торговле) приводит к значительным диспропорциям в структуре потребления населением пищевых продуктов, отрицательно сказывается на здоровье граждан. По данным Росстата за 2013 год наблюдается дефицит потребления овощей и бахчевых (30,7%), фруктов и ягод (24,0%), молока и молочных продуктов (20,9%), яиц (15,4%) по сравнению с рекомендуемыми объемами потребления пищевых продуктов, утвержденными Минздравом России (приказ от 2 августа 2010 г. № 593н).
Кроме того, развитие форматов торговли очень неоднородно по территории России. Например, на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится около половины торговых площадей гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров и других торговых сетей. На долю остальных городов-миллионников – еще 30%. Таким образом, на долю оставшихся жителей, которые составляют 75% населения страны, приходится пятая часть площадей торговых сетей,.
Весь объем правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности, характеризует:
1) недостаточная системность правового регулирования, которую демонстрировала разноплановость нормативных правовых актов, принятых для регулирования отношений по организации и осуществлению торговой деятельности, обуславливаемая отсутствием четко определенных основ государственного регулирования торговой деятельности, избирательностью регулирования ограниченного набора вопросов торговой сферы, несовершенством распределения полномочий по выработке и реализации государственной политики в сфере внутренней торговли;
2) избыточность правового регулирования, проявляющаяся в чрезмерной детализации требований к организации и осуществлению торговой деятельности, дублировании обязательных требований в нормативных правовых актах различных отраслей законодательства (в частности, в актах по защите прав потребителей (Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55) и в актах технического регулирования (технических регламентах).
Предпосылки для избыточного правового регулирования отношений в области торговой деятельности содержатся непосредственно в статье 6 Закона о торговле, согласно которой уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия по реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации. Поскольку под реализацией государственной политики понимаются не только правоприменительные (координирующие, наблюдательные и иные функции), но и нормотворческие полномочия (по принятию нормативных правовых актов, необходимых для реализации соответствующих положений государственной политики), возник реальный риск «разрастания» нормативного массива регионов, в первую очередь, за счет законов субъектов Российской Федерации о торговой деятельности, развивающих положения Закона о торговле и восполняющих, по мнению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, его пробелы.
Стратегия развития должна быть направлена на формирование и обеспечение функционирования многоформатной эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям развития социальной сферы и экономики Российской Федерации.
Сегодня одной из основных задач Российской Федерации Целью является создание условий для формирования комфортной среды для граждан через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности и сбалансированного развития всех торговых форматов.
Для устойчивого развития экономики страны необходимо решение стратегических задач:
1) повышение эффективности и сбалансированности регулирования отношений в области торговой деятельности;
2) обеспечение условий для развития конкуренции в отрасли;
3) создание условий для развития многоформатной инфраструктуры торговли;
4) поддержка развития малого и среднего бизнеса в сфере торговли;
5) повышение привлекательности осуществления торговой деятельности, в том числе в малочисленных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах;
6) содействие повышению кадровой обеспеченности отрасли.
Внутренняя торговля стимулирует развитие производства, транспорта, связи и других сервисных отраслей, вносит весомый вклад в ВВП, обеспечение налоговых поступлений. Торговля имеет стратегическое значение для обеспечения социально-экономической стабильности в стране, так как результате удовлетворения потребительского спроса обеспечивается доступность необходимых для жизнедеятельности товаров, которая в свою очередь определяет динамику инфляционных процессов, структуру денежных расходов и динамику денежных доходов, торговля традиционно являются местом или способом занятости для высвобождаемых из производственных секторов .
Для обеспечения устойчивого роста внутреннего производства требуется как стимулирование внутреннего спроса, так и максимальное расширение всех возможных каналов розничного сбыта. Вторая задача выполняется построением многоформатной розничной торговли, когда производитель независимо от своего размера может воспользоваться разными возможностями сбыта, диверсифицируя собственные риски и избегая неблагоприятных условий, предлагаемых крупными торговыми сетями.

Список используемой литературы:
1. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. — М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Чернов В.А. Инвестиционная стратегия. — М.: Юнити, 2003.
3. Богатин Ю.В., Швандар В. А. Инвестиционный анализ. — М.: Юнити, 2000.
4. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. — М.: Юнити, 1997.
5. Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты. — М.: Питер, 2001.
6. Корчагин Ю.А. Инвестиционный анализ и инвестиционная стратегия. — Воронеж: ЦИРЭ, 2005.
7. Ценные бумаги / Под ред. Колесникова В.И. — М.: Финансы и кредит, 2002.
8. Бузова И.А., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Коммерческая оценка инвестиций. — М., Санкт-Петербург: Питер, 2003.
9. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л. Абалкина — М.: Экзамен, 2004.
10. Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации // ВЭ. — 2004. № 5. С. 85.
11. Найденов В.И. Инвестиции- М.:РИОР, 2008.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.