НИЗКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА: АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПРИЧИН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТА

Саганенко Анна Александровна, Стебелев Павел Николаевич

Дата публикации: 22.05.2016

Опубликовано пользователем: annsaganenko

Рубрика ГРНТИ: 04.00.00 Социология, 06.00.00 Экономика. Экономические науки, 14.00.00 Народное образование. Педагогика

Библиографическая ссылка:
Саганенко А.А., Стебелев П.Н. Низкая конкурентоспособность выпускника вуза: анализ факторов причин с точки зрения студента // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2016/05/3435 (дата обращения: 25.10.2017)

Под конкурентоспособностью выпускника мы понимаем его способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда иметь к моменту завершения обучения в вузе набор знаний, личностных качеств, гарантирующие трудоустройства  по своей специальности и перспективы успешного продвижения вверх по служебной лестнице.

По данным Росстата за сентябрь 2014 года видно, что наибольшее число безработных среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет. Молодежь до 29 лет составляет среди безработных 40,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет – 4,1%, 20-24 лет – 21,5%, 25-29 лет – 16,8%. Это – следствие ликвидации ранее действовавшей жесткой системы распределения специалистов и нынешнего свободного их выхода на рынок труда. Последствия длительной безработицы для молодежи пагубно влияют на ее деятельность. Отказ работодателя и рост безработицы среди молодежи имеет негативные последствия, такие как рост преступности, эмоциональная неустойчивость, стресс, вызванные потребностью в признании и самореализации. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим и средним профессиональным образованием. Так давайте разберёмся в причинах низкой конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда.

Проанализируем проблему низкой конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда

вСЫ

Рисунок 1- Диаграмма Исикава

 На данной диаграмме цифры означают вес конкретной причины или группы причин в рассматриваемой проблеме

Далее представлены расчеты по данной проблеме. Экспертная оценка по методу ранжирования.

Таблица 1 – Экспертная оценка по основным факторам проблемы

Эксперты Факторы вуза Личностные факторы Средовые факторы
1. 3 2 1
2. 3 1 2
3. 2 3 1
W 4 6 8
% 0.22 0.33 0.44

W=3.111*

Таблица 2-Экспертная оценка по фактору “факторы вуза”

Эксперты Престижность вуза Квалификация преподавателей Несоответствие программы Отсутствие доп. Образования
1. 2 4 3 1
2. 3 2 4 1
3. 4 4 3 2
W 6 5 5 11
% 0.21 0.19 0.19 0.41
4.62 4.18 4.18 9.02

W=2.27*

Таблица 3-Экспертная оценка по фактору “личностные факторы”

Эксперты Возраст, пол Коммуникабельность Способность к усвоению нового материала Отсутствие опыта работы Низкая адаптивность
1. 1 4 5 3 2
2. 3 4 2 5 1
3. 2 3 1 4 5
W 12 7 10 6 10
% 0,26 0,15 0,22 0,13 0,22
8,58 4,95 7,26 4,29 4,95

W=0.76*

Таблица 4 -Экспертная оценка по фактору “средовые факторы”

Эксперты Малое количество рабочих мест Семейное положение Востребованность профессии Завышенные требования работодателей
1. 3 2 4 1
2. 1 4 3 2
3. 2 3 1 4
W 9 6 7 8
% 0,3 0,2 0,23 0,26
13,2 8,8 10,12 11,44

W= 2.33*

Для повышения уровня конкурентоспособности выпускника вуза, авторы [2] указывают, что необходимо:

Во-первых,  наладить механизм, при котором вузы будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей. А студент после окончания вуза будет обязан отработать положенный срок, как это было раньше.

Во-вторых, целесообразно проводить тренинги, развивающие личностные и профессиональные компетенции студентов, лидерские качества и навыки делового общения, ориентировать на построение успешной карьеры, информировать выпускников о текущей ситуации на рынке труда, спросе и предложении рабочей силы, среднем уровне оплаты труда молодых специалистов.

В-третьих, необходимо предусматривать в перечне тем курсовых и дипломных работ темы, предложенные предприятиями-работодателями и приглашать представителей компаний на их защиты.

В-четвёртых,  возможность получения выпускниками вузов необходимого опыта работы используя учебную  практику на предприятиях, а также по окончании вуза  используя практику временного найма на разовые работы. Сегодня работа для студента – получение практического профессионального опыта, новых знаний, недополученных в вузе и ускоряющих процесс их профессионального становления; ознакомление с условиями работы в различных организациях,  а также возможность заинтересовать собой работодателя. Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с места работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда. Также было бы не плохо, практику записывать в трудовую книжку для того, чтобы началось исчисление стажа.  Еще один положительный момент – добавление новой позиции в резюме.

Таким образом, можно констатировать, что процесс формирования конкурентоспособного специалиста в современных условиях должен базироваться на всестороннем сотрудничестве образовательных учреждений и бизнеса на основе совместно разработанных образовательных программ, профилей подготовки с четко продуманными и сформулированными целями обучения и характеристикой компетентного портрета (модели) выпускника.

Список литературы

  1. Журнал «Социс» 2010г. №5, стр.101-107.
  2. «Пути повышения конкурентоспособности студентов и выпускников» С.Д. Резник
  3. «Компетенции молодых выпускников вызов глазами работодателей»   А.А. Малышева, И.В. Невраева
  4. Чусавитина Г.Н. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ИТ-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОНОПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА – Магнитогорск, 2010. -  157 с.
  5. Овчинникова И.Г. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / Овчинникова И.Г., Беликов В.А., Курзаева Л.В. // Социальное партнерство в профессиональном образовании Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГОУ СПО «Магнитогорский государственный профессионально-педагогический колледж», Лаборатория исследования проблем управления качеством начального и среднего профессионального образования УрО РАО, Социальное партнерство в профессиональном образовании . – 2010. – С. 178-187.
  6. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г. ИНСТРУМЕНТЫ СОПРЯЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТА // Информационные технологии в образовании XXI века II Всероссийская научно-практическая конференция, сборник научных трудов. 2012. С. 37-40.
  7. Курзаева Л.В. Конкурентоспособность будущих специалистов по информационным технологиям: феномен, модель и методика развития в процессе профессиональной подготовки в вузе: монография / Л.В. Курзаева. -Магнитогорск: МаГУ, 2010. -160 с.
  8. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г. Социальный аудит как необходимое условие повышения конкурентоспособности высшего образования //Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2012. -№1. -С.36 -41
  9. Курзаева Л.В., Развитие конкурентоспособности будущих специалистов по информационным технологиям в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук. -Магнитогорск: МаГУ, 2009. -24 с.
  10. Курзаева Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ: учеб. пособие / Л.В. Курзаева. -Магнитогорск: МаГУ, 2015. -211 с.
  11. Курзаева Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий: учеб.-метод. пособие / Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. -Магнитогорск: МаГУ, 2012. -60 с.
  12. Курзаева Л.В. К вопросу о совершенствовании методики оценки эффективности решения задач управления качеством образования на основе экспертной информации / Л.В. Курзаева, И.Г, Овчинникова, С.А. Чичиланова //Фундаментальные исследования. 2015. № 6-3. С. 473-478.
  13. Курзаева Л.В. К вопросу о формировании системы оценки результатов обучения личности в рамках формального, неформального и внеформального обучения / Л.В. Курзаева//Электротехнические системы и комплексы. -2015. -№ 2 (27). -С. 57-61.
  14. Курзаева Л.В. Компетентностной подход к оценке результатов обучения / Л.В. Курзаева //Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. -2013. -С. 87-88.
  15. Курзаева Л.В. Методические аспекты использования акмеологического воздействия при формировании профессиональных ценностных ориентаций у будущих ИТ-специалистов / Л.В. Курзаева// Научные труды SWorld. -2009. -Т. 18. -№ 4.-С. 41-42.
  16. Курзаева Л.В. Структурно-функциональная модель развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе: организационно-управленческий аспект / Л.В. Курзаева//Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 6; URL: http://www.science-education.ru/106-7424
  17. Овчинникова И.Г. Методические аспекты развития конкурентоспособности будущих ит-специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе / И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева // Южно-Уральский педагогический журнал. -2012. -№ 1. -С. 134-140.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.