КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ АБИТУРИЕНТОВ: АНАЛИЗ ФАКТОРЫ ПРИЧИН

Давыдова Анастасия Алексеевна

Дата публикации: 30.05.2016

Опубликовано пользователем: Давыдова Анастасия Алексеевна

Раздел портала: Магнитогорский государственный технический университет

Библиографическая ссылка:
Давыдова А.А. Конкурентоспособность абитуриентов: анализ факторы причин // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2016/05/3455 (дата обращения: 24.10.2017)

Конкурентоспособность абитуриентов: анализ факторы причин

В настоящее время сфера образования развивается необычайно динамично. Приобретаются новые черты образования, реформируются ее функциональные, структурные, организационные ценностные характеристики. Кардинальные преобразования происходят в школах: повышаются требования родителей к качеству образования их детей, непрерывно обновляются технологии и методики обучения, быстро меняются условия деятельности школ, обостряется конкурентная борьба за дальнейшее обучение в престижном образовательном учреждении. И все это порождает проблему конкурентоспособности выпускников школ (абитуриентов).

Конкурентоспособность в широком смысле слова - это способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Так или иначе, а конкурентоспособность Российских школ определяется, прежде всего, по конкурентоспособности ее выпускников и успешности их деятельности в дальнейшем обучении в ВУЗе.

Проанализируем такой феномен как «конкурентоспособность абитуриента». Для этого воспользуемся тремя инструментами системного анализа: «дерево проблем», «диаграмма Исикавы» и «дерево целей».

Для анализа проблемы можно воспользоваться двумя методами: построением дерева проблем и/или его «модификации» диаграммы Исикавы.

«Дерево проблем»  – это анализ основных причинно-следственных связей конкретной ситуации.

Построение «дерева проблем» осуществляется в рамках следующих этапов:

  1. Выбор стартовой проблемы из ключевых проблем, затрагивающей целевую группу.
  2. Формирование стартовой проблемы в виде негативного утверждения.
  3. Описание негативной ситуации и целевой группы (к кому эта ситуация относится).
  4. Определение проблем – причин  стартовой проблемы и проблем, оказывающих влияние на нее.
  5. Систематизация и группирование проблем, установление взаимосвязей в виде «дерева».
  6. Аналогичное проделать для следствий проблемы.
  7. Все проблемы и следствия формулируются как негативные утверждения.

Нами была выдвинута стартовая проблема, которая была  сформулирована в виде негативного утверждения: – «Низкая конкурентоспособность абитуриентов».  Далее, мы начали находить причины, которые тем или иным образом  повлияли на данную проблему.  Выявив такие причины и анализируя их, мы предположили, что может служить следствием данной причины (Рис.1).

Настя1

Диаграмма Исикавы — графический способ исследования и определения, наиболее существенных причинно-следственных взаимосвязей между факторами и последствиями в исследуемой ситуации или проблеме. Диаграмма названа в честь одного из крупнейших японских теоретиков менеджмента профессора Каору Исикавы. Такая диаграмма позволяет выявить ключевые взаимосвязи между различными факторами и более точно понять исследуемый процесс. Диаграмма способствует определению главных факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на развитие рассматриваемой проблемы. (Рис.2)

Настя2

В качестве экспертов по данной проблематике были выбраны студенты ВУЗа. В качестве метода сбора информации была выбрана письменная форма опроса (анкетирование). Был приведен список наиболее важных факторов, влиявших на низкую конкурентоспособность абитуриента. После этого наиболее важному фактору присваивалось пять баллов и далее до одного. Наши эксперты оценили данные факторы. В процессе исследования была разработана экспертная оценка, а также оценка по упоминанию.

Оценка по упоминаниюпараметр, который  показывает, сколько процентов опрошенных упомянули тот или иной фактор в числе наиболее значимых.

«Абитуриент»

Факторы

Баллы

Количество

Оценка по упоминанию
Плохая стрессоустойчивость абитуриента Баллы 6,82
Оценка по упоминанию 0,31
Лень абитуриента Баллы 4,84
Оценка по упоминанию 0,22
Низкий уровень подготовки Баллы 1,98
Оценка по упоминанию 0,09
Здоровье абитуриента Баллы 5,94
Оценка по упоминанию 0,27
Безразличие абитуриента на собственное будущее Баллы 2,42
Оценка по упоминанию 0,11

 

«Родители абитуриента»

Факторы

Баллы

Количество

Оценка по упоминанию
Влияние родителей на выбор направления обучения ребенка Баллы 10,56
Оценка по упоминанию 0,32
Неблагоприятное материально положение Баллы 11,55
Оценка по упоминанию 0,35
Безразличное отношение родителей к ребенку Баллы 5,28
Оценка по упоминанию 0,16
Физическое и моральное давление на ребенка Баллы 5,28
Оценка по упоминанию 0,16

 

«Образовательное учреждение»

Факторы

Баллы

Количество

Оценка по упоминанию
Посещение доп. занятий Баллы 7,48
Оценка по упоминанию 0,17
Низкоквалифицированные преподаватели Баллы 10,12
Оценка по упоминанию 0,23
Престижное место обучения с высоким уровнем подготовки к экзаменам Баллы 10,12
Оценка по упоминанию 0,23
Плохая методика преподавания образовательной программы Баллы 16,28
Оценка по упоминанию 16,28

Проанализировав полученные результаты напрямую, можно сказать, что с точки зрения экспертов (студентов ВУЗа), образовательное учреждение, в котором обучался абитуриент, играет самую значимую роль для абитуриента.

Далее, исходя из «дерева проблем», мы построили «дерево целей».

«Дерево целей» – логическое  продолжение анализа проблем, основа анализа целей – «дерево  проблем». Все негативные суждения «дерева проблем» трансформируются в положительные утверждения.

Каждая проблема превращается в цель, формируя «дерево целей» (рис. 2.9). Каждая пара «причина-следствие» превращается в пару «средство-эффект» (рис. 2.10, 2.11). На основе ранее проведенной экспертной оценки проблем можно структурировать цели, выделив первостепенные. Кроме того, с помощью экспертной оценки можно произвести оценку эффективности разработанных средств (Рис.3)

Настя3

 

Проведенное исследование позволило получить представление о конкурентоспособности выпускников школ и провести сравнительный анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность

Анализ полученных данных показал слабые и сильные стороны каждого из факторов. Так, например, образовательное учреждение, в котором обучался ученик, оказывает большее влияние на конкурентоспособность абитуриента, нежели сам абитуриент или же влияние его родителей. Так же анализ показал, что Главная причина низкой конкурентоспособности России на мировой арене – слабое влияние интеллектуального потенциала, который формируется, прежде всего, образованием. Можно сказать, что образование на данный период времени может быть конкурентоспособным лишь при готовности молодежи к постоянным изменениям и обновлению, к непрерывному обучению, адаптации к быстро изменяющимся условиям и требованиям.

Список литературы:

  1. Чусавитина Г.Н. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ИТ-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОНОПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА – Магнитогорск, 2010. -  157 с.
  2. Овчинникова И.Г. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / Овчинникова И.Г., Беликов В.А., Курзаева Л.В. // Социальное партнерство в профессиональном образовании Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГОУ СПО «Магнитогорский государственный профессионально-педагогический колледж», Лаборатория исследования проблем управления качеством начального и среднего профессионального образования УрО РАО, Социальное партнерство в профессиональном образовании . – 2010. – С. 178-187.
  3. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г. ИНСТРУМЕНТЫ СОПРЯЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТА // Информационные технологии в образовании XXI века II Всероссийская научно-практическая конференция, сборник научных трудов. 2012. С. 37-40.
  4. Курзаева Л.В. Конкурентоспособность будущих специалистов по информационным технологиям: феномен, модель и методика развития в процессе профессиональной подготовки в вузе: монография / Л.В. Курзаева. -Магнитогорск: МаГУ, 2010. -160 с.
  5. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г. Социальный аудит как необходимое условие повышения конкурентоспособности высшего образования //Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2012. -№1. -С.36 -41
  6. Курзаева Л.В., Развитие конкурентоспособности будущих специалистов по информационным технологиям в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук. -Магнитогорск: МаГУ, 2009. -24 с.
  7. Курзаева Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ: учеб. пособие / Л.В. Курзаева. -Магнитогорск: МаГУ, 2015. -211 с.
  8. Курзаева Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий: учеб.-метод. пособие / Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. -Магнитогорск: МаГУ, 2012. -60 с.
  9. Курзаева Л.В. К вопросу о совершенствовании методики оценки эффективности решения задач управления качеством образования на основе экспертной информации / Л.В. Курзаева, И.Г, Овчинникова, С.А. Чичиланова //Фундаментальные исследования. 2015. № 6-3. С. 473-478.
  10. Курзаева Л.В. К вопросу о формировании системы оценки результатов обучения личности в рамках формального, неформального и внеформального обучения / Л.В. Курзаева//Электротехнические системы и комплексы. -2015. -№ 2 (27). -С. 57-61.
  11. Курзаева Л.В. Компетентностной подход к оценке результатов обучения / Л.В. Курзаева //Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. -2013. -С. 87-88.
  12. Курзаева Л.В. Методические аспекты использования акмеологического воздействия при формировании профессиональных ценностных ориентаций у будущих ИТ-специалистов / Л.В. Курзаева// Научные труды SWorld. -2009. -Т. 18. -№ 4.-С. 41-42.
  13. Курзаева Л.В. Структурно-функциональная модель развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе: организационно-управленческий аспект / Л.В. Курзаева//Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 6; URL: http://www.science-education.ru/106-7424
  14. Овчинникова И.Г. Методические аспекты развития конкурентоспособности будущих ит-специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе / И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева // Южно-Уральский педагогический журнал. -2012. -№ 1. -С. 134-140.
  15. Курзаева Л.В. Психолого-педагогический инструментарий оценки и диагностики результатов обучения личности по направлениям подготовки в сфере ИТ: метод. рекомендации/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова, Г.В. Слепухина. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -40 с.
  16. Курзаева Л.В. Развитие информационно-аналитической компетенции будущего ИТ-специалиста с использованием компьютерного имитационного моделирования профессиональных задач//Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития ‘2007: сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. конф. -Одесса: Черноморье, 2007. -С. 16-19
  17. Курзаева Л.B. Развитие конкурентоспособности будущих специалистов по информационным технологиям в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08.Магнитогорск, 2009.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.