ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

Бочарова Татьяна Дмитриевна

Дата публикации: 12.05.2016

Опубликовано пользователем: Tatiyana_Bocharova

Рубрика ГРНТИ: 14.00.00 Народное образование. Педагогика, 15.00.00 Психология, 18.00.00 Искусство. Искусствоведение

Ключевые слова: , , ,

Библиографическая ссылка:
Бочарова Т.Д. ТРИЗ-технологии в творческом процессе. Творчество как основное предназначение мозга человека // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2016/05/8968 (дата обращения: 23.09.2018)

Оглавление.

1. Введение.

  • Актуальность вопроса. Можно ли вырастить творца?
  • 5 составляющих творческого успеха.
  • Моя программа обучения.
  • Постановка вопросов и поиск ответов. «Почему собаки не ходят на выставку?

2. Творчество как предназначение мозга человека.

  • Мозг – для творчества. Творчество – это не десерт.
  • Почему мозг доводит наши действия до автоматизма?
  • Русские современные учёные, исследующие вопросы о мозге человека и его когнитивных функциях.
  • Полифункциональность нейронов мозга человека – залог долголетия.
  • Мозговой механизм – Детектор ошибок.
  • Подсознание и сверхсознание – творческая интуиция.

3. ТРИЗ-технологии в творческом процессе

1.Законы развития систем.

· Развёртывание-свёртывание.
· Закон повышения динамичности.
· Управляемость-неуправляемость.

2. Таблица разрешения противоречий, разработанная Г.С. Альтшуллером и её использование в творческом процессе.
· Примеры на результатах работы с таблицей.

  • Рабочая таблица решения противоречий при помощи ТРИЗ-технологии.
  1. Заключение. Искусство – это жизнь.

 

Введение.

 

В докладе анализируются некоторые вопросы творческого процесса, которые возникают во взаимосвязи: педагог-ученик. Что такое творчество в широком понимании смысла? Как эффективно выстроить творческий процесс?  Почему и как работает наш мозг в процессе творческого труда?

В данной работе происходит анализ трудов некоторых учёных в области когнитивных наук, а так же, приводятся примеры из практической деятельности педагога.

Актуальность вопроса.

   За многолетнюю практику работы с творческими коллективами, как  детей, так и взрослых, я заметила, что довольно часто «супер-одарённые» ученики со временем уступают позиции в пользу «менее одарённых», как это казалось на начальном этапе обучения. Исполнители, обладающие скромными вокальными и актёрскими данными, вдруг начинают побеждать на различных конкурсах, успешнее выступают на сцене и больше нравятся публике, а их «скромные» задатки творческих способностей вдруг начинают сиять множеством отточенных граней самобытного таланта.  Оговорюсь, не всегда, но достаточно часто, что бы задуматься и начать искать ответы. И это нельзя объяснить только лишь наличием определённой харизмы и трудолюбием.

За годы педагогической деятельности становилось понятным, что основой творческого успеха являются несколько составляющих:

  1. способности,
  2. технологии реализации,
  3. регулярность обучения,
  4. харизма личности,
  5. стремление к самореализации.

Второй пункт – технологии реализации – самый объёмный и противоречиво описанный в разных источниках, он отвечает не просто на вопрос «Как?», но и «Почему?», «Зачем?». Ответы – кроются в профессиональных секретах, в личном опыте и даре педагога. Все технологические приёмы и методы мне обучения приходилось собирать по крупицам из разрозненных источников, из общения с творческими людьми.

Моя профессиональная деятельность охватывает как детские творческие коллективы, так и взрослые, поэтому и приводимые здесь примеры – из разных «возрастных категорий».

   На первых этапах Программы обучения, как педагог-руководитель музыкально-эстрадной студии, я включила следующие разделы:

  • Обучению вокалу – постановка певческой артикуляции, интонирование,  постановка голоса.
  • Актёрское мастерство – сценическое движение, раскрытие сверхзадачи произведения.
  • Работа с техническими средствами – микрофон, микрофонная стойка.
  • Участие в концертах, фестивалях, конкурсах.

Другая большая часть работы, как продюсера, осуществляется при взаимодействии со взрослыми исполнителями и строится следующим образом:

  • Раскрытие собственного амплуа и стиля исполнения.
  • Сценодвижение.
  • Костюмы сценические.
  • Содержание и форма выступления, соответствующая амплуа.
  • Принципы создания видео- и фотоматериалов, афиш и постеров.
  • Принципы проведения PR-компании.
  • Концертная деятельность.

Теперь, по окончании курсов ТРИЗ я решила пересмотреть программы,  включив в их содержание знания, полученные на лекциях, а так же систематизировать все разделы и произвести аналитику результатов работы в новом ключе.

   «Неосознанная мысль не вытеснит сознаваемую, хотя та уж изжила себя, пока для неё не выкристаллизуется словесно-образная форма. Форму же эту дает диалог, внутренний или внешний – всё равно». (П.В.Симонов. «Мозг и творчество»)

Результатом творческого процесса всегда является взаимодействие, диалог: творец – зритель. В этом случае всегда возникает другой вопрос: почему, созерцая результаты творения, одни из них мы безошибочно и сразу воспринимаем как высокое искусство, а другие – переводим в разряд «либо я чего-то не понимаю, либо здесь что-то не то»? И что именно – «не то»? – снова вопрос.

Мои поиски ответов на поставленные вопросы простирались по большей части в области психологии, изучением работ учёных по феномену творческой одарённости, изучению деятельности мозга и высшей нервной деятельности. Я изучала биографии известных актёров театра и кино, балета, вокалистов и, лишь больше приходила к убеждению, что изначальная одарённость и даже, гениальность вполне могут либо сломаться при первой неудаче, либо оставить актёра в рядах «подающих надежды» до конца жизни.

И в этой связи ТРИЗ стал для меня не просто открытием, а и явился хорошим подспорьем в работе, расставил всё на свои места и позволил понять единственно правильный ответ на поставленные вопросы. Ответ: безусловно – совершенно необходимо в нужный момент встретить хорошего Учителя. Учителя, возможно, и не бравшего особых высот в собственной творческой карьере, но владеющего «секретными» технологиями, способствующими этому прорыву. Но обращусь к предостережениям академика РАН С.В.Медведева:  «Все нестандартные приёмы должны быть основаны на хороших знаниях в разных областях. Очень опасны эксперименты в образовании. Особенно в отдалённости временной. Потому, что проводит эксперимент хороший опытный учитель, а при внедрении существует большая вероятность искажения в силу не обладания широтой спектра наук других учителей».

Сергей Петрович Капица в беседе с патриархом о внедрении в школу преподавании основ религии сказал: «Я был бы «за», если бы этот предмет преподавали в школах Вы. Но преподавать его, возможно, будет учитель физкультуры».

   В этом смысле курсы ТРИЗ необходимы и полезны педагогам самых разных направлений, поскольку в основе теории лежит её универсальность.

 

Творчество как предназначение мозга человека.

   Как правило, считается, что искусство и технические науки – это совершенно противоположные  миры, и их «жители» очень разные люди: и когнитивное поведение у них отличается кардинально, и мозговые процессы у них идут по-другому. А это не так.

   Мозг создан для творчества, именно это он и умеет делать. «Мозг – это большой оркестр, – пишет Т.В.Черниговская, – оркестр, исполняющий сложную симфонию. И необходимо в совершенстве  владеть инструментами, что бы раскрывать  весь его потенциал». «Творчество – это не десерт, как пирожное или кофе, от которого можно и отказаться. Творчество – это прямое предназначение мозга» (Т.И.Черниговская).

А что же такое творчество? В самом широком смысле и общей форме – это создание «качественно новых материальных и духовных ценностей». Новизна – вот самое главное отличие творчества от ремесла. Творец всегда владеет всеми секретами и навыками своего ремесла, а ремесленник может и не быть творцом, всю жизнь, идя лишь по проторенной дорожке. У одного есть большой творческий потенциал, у другого его нет. Но где он находится, этот потенциал и почему, люди, обладающие хорошим голосом, работают продавцами в магазине и не становятся актёрами? Откуда берётся у человека стремление реализовать свой дар, и куда приводят наши мечты?

Вопрос риторический, тем не менее, в настоящее время целая плеяда учёных работает в этом направлении, ими сделано не мало фундаментальных и прикладных исследований и открытий, подтверждающих, что Человек – существо творческое, а степень развития Человечества определяет как раз именно уровень развития искусства в этом обществе. Когда археологи на раскопках обнаруживают очередное древнее захоронение, то именно (но не только) наличие многочисленных брошей, браслетов и колечек  сообщает нам об уровне развития этой цивилизации. И чем больше «ненужностей» и украшений, тем степень развития выше – неоспоримый факт.

«Почему собаки не ходят на выставку?»- ставит вопрос Т.В.Черниговская. И я сама задаю вопрос: «Почему художнику, вообще, пришла идея написать полотно, а у меня – возникло желание прийти и посмотреть?

Русские современные учёные, исследующие вопросы о мозге человека и его когнитивных функциях.

(слайд – 01)

01_Русские современные учёные, исследующие вопросы о мозге человека и его когнитивных функциях.

   Последними исследованиями учёных доказано, что наш мозг сам освобождает свободное место «на карте памяти» именно для творческого поиска решений, для озарения, для встречи с музой.

Мы знаем, какие отделы мозга связаны с обеспечением стереотипной и автоматизированной деятельностью. На слайде показана минимизация территории в процессе обучения.

(слайд – 02)

02_Матрица стандартов.Минимизация территории в процессе обучения

Посредством формирования и с возрастом уменьшения зон стереотипного, алгоритмизированного мышления, высвобождается огромный потенциал «свободных» зон мозга для нестереотипной творческой деятельности, поскольку именно этот процесс занимает сразу все отделы головного мозга, мозг буквально «полыхает» в этот момент, как отмечают учёные. «Творческая деятельность – это антитеза, – говорил Святослав Всеволодович Бехтерев,- для неё не существует стандартов. Именно по этой причине при решении творческих задач в работу включаются все отделы головного мозга, образуя полифункциональность нейронов». Способность одних и тех же областей мозга обеспечивать разные виды деятельности отражает это важное свойство мозга. Востребованность полифункциональности – залог нормального функционирования организма. Именно творческая деятельность способствует сохранению полифункциональности нейронов мозга. Происходит стимуляция всех систем организма. (Последняя работа Н.П.Бехтеревой 2008 года). Это приводит к тому, что умные люди живут дольше.

(слайд – 03)

03_полифункциональность нейронов

Мозговой механизм – Детектор ошибок, открытый в 1964 году Натальей Петровной Бехтеревой с одной стороны оберегает нас от опасностей повседневной жизни, с другой – является препятствием к новым творческим озарениям.

  «В процессе творчества мозг не знает, какая территория ему понадобится. Обучение творческому мышлению антистереотипно. Все гениальные открытия антистереотипны. В этом отношении возникает конфликт, потому, что стереотипы говорят нам: «Надо сделать так». В этом случае детектор ошибок – антитворческий процесс». (С.В.Медведев)

Исследования в данном направлении велись ещё со времён Владимира Михайловича Бехтерева в институте мозга человека, и продолжаются по сей день.

(слайд – 04)

04_Династия Бехтеревых

   «Ощущение красоты вызывается таким расположением элементов, при котором ум в состоянии охватить их целиком. Эта гармония служит уму поддержкой и руководителем. Полезные комбинации – это и самые красивые. Большинство комбинаций, образованных в подсознании, не в состоянии подействовать на наше эстетическое чувство, поэтому они никогда не будут осознаны. Полезная же комбинация является к сознанию во всём блеске озарения, ожидая, чтобы сознание, оценив её по достоинству, не замедлило воскликнуть: «Эврика!»». (П.В.Симонов. «Мозг и творчество»).

Рассматривая сознание как знание, которое с помощью слов, математических символов, образов художественных произведений может быть передано другому человеку, и которое может стать именно со-знанием, т. е. совместным, разделенным знанием, П.В.Симонов  выделял две разновидности неосознаваемого психического: подсознание и сверхсознание – творческую интуицию, деятельность которой ведет к порождению гипотез и решений, ранее не существовавших ни в личном опыте субъекта, ни в опыте предшествующих поколений.

(слайд – 05)

05_П.В.Симонов

Творческая интуиция базируется на изначальных способностях и талантах и развивается посредством определённых знаний, умений, навыков – опыта личности. Зная технологию творческого процесса, художник безошибочно действует, порой не отдавая себе отчёта,  руководствуясь лишь творческой интуицией, той самой, которую мы потом раскладываем по полочкам, усматривая в них новые приёмы и методы.

 

ТРИЗ-технологии в творческом процессе.

 

Законы развития систем.

Развёртывание-свёртывание.

 

Любое стремление к обучению и развитию является следствием неудовлетворённости положением дел, следствием внутреннего конфликта и стремлением к его разрешению. Исходя из этого, я имею на своих занятиях учащихся готовых принять новое и идти вперёд. Выявив основные уже имеющиеся навыки, считаю их  стартовой  точкой, от которой мы начинаем работу. Я строю S-образный график – план работы. Таких графиков за год получается множество, некоторые из них я рисую на прозрачной бумаге, накладывая друг на друга и прослеживая уровень и динамику. Увидев подобный график на курсах ТРИЗ, я в последствии изучила все описания технологий, которые связаны с подобной кривой. А это и бизнес, и маркетинг, и организация коллектива и жизнь товара на рынке, и многое другое. Стало понятным, что интуитивно я могла идти к этому ещё много лет, но теперь в моём арсенале точная и чёткая система, помогающая в работе.

В данных схемах приведён пример обучения техники вокала, с учётом обучающегося с нулевыми навыками, но хорошим музыкальным слухом.

(слайд – 06)

06_S-образное развитие - 1

S-образная кривая наглядно отображает 4 стадии развития:

  1. Подготовка
  2. Развитие
  3. Стагнация
  4. Упадок

Первая стадия цикла -  подготовка проходит медленными темпами и даёт первые результаты обычно к 7-8-му занятию вокалом.

Вторая – приносит быстрые и хорошие результаты, это наиболее продуктивное время для обучения.

Третья ступень – стагнация, и её название говорит само за себя. Здесь мы достигаем пределов развития навыка на данном возрастном этапе.

И затем наступает упадок – четвёртая стадия. Такой «упадок» констатируют  многие музыканты, которым доводилось много времени в подряд вести концертную деятельность с одной и той же программой. Они сообщали буквально следующее: «У меня по два живых концерта в неделю, я играю, играю, но лучше играть я не стал. Напротив, заметил, что сдаю позиции».

Понимание того, что навык будет развиваться в соответствии с S-образной кривой, привело меня к мысли о зарождении нового цикла, не дожидаясь, когда обучение какому-либо навыку закончится.

(слайд – 07)

07_S-образное развитие - 2

На этой схеме быстрая, наиболее производительная фаза цикла обозначена заштрихованной красным маркером проекцией на ось «Результат». В это время мы стремимся на занятии работать плодотворно, изучать множество нового вокального материала, включать дополнительные занятия. Мы стараемся взять всё.

Но теперь, не дав этой фазе полностью закончиться, я ставлю новую задачу, которая изучается уже на фоне стагнации старой:

  1. Певческая артикуляция, интонирование.
  2. Опора в голосе.
  3. Подача голоса. Полётность звука.
  4. Вибрато.

Таким образом, достигается постоянно поддерживающийся общий фон высокой плотности обучения.

(слайд – 08)

08_S-образное развитие - 3

Ранее приходилось часто слышать укор о том, что «бегу поперёд паровоза». Но теперь я совершенно точно знаю, как отстоять свои позиции. Результатом явилось – диплом Лауреатов II степени на конкурсе, вопреки распространённому мнению прохождения всех ступеней: 3-е место, второе, а потом уже – первое, и через годок, возможно – лауреаты, хорошо, если III-ей степени.

(слайд – 09)

09_На конкурсе

   И так с любым навыком, вокал – лишь один из примеров большой и кропотливой работы. Стоит отметить, что я всегда делаю поправку на то, что один из циклов может уменьшаться или вовсе не состояться. Личность, а, тем более одарённая, всегда неповторима, и в своей работе я всякий раз начинаю с чистого листа. Но в итоге вся совокупная система всё же получает большую степень динамизации.

   Наряду с этим я вижу, что с моим подопечным занятия проходят уже в совершенно ином качественном ключе, и мы переходим в стадию творческой интуиции, когда понимаем друг друга с полуслова. Дети много работают дома самостоятельно и часто проявляют инициативу, удивляющую меня саму. Теперь вступает в силу Закон повышения динамичности. И я так же понимаю, что впереди нас ожидает закон Увеличение степени управляемости, а затем уменьшения. И будут сложности и разногласия. Но это говорит лишь о том, что система жизнеспособна и проходит положенные ей все стадии развития.

 

Таблица разрешения противоречий, разработанная Г.С. Альтшуллером, стала настоящей палочкой-выручалочкой в обучении средствам выразительности. Стоит отметить, что большинство техник в актёрском мастерстве, сценодвижении, а особенно в вокале очень сложно объяснить словами, приходиться постоянно искать аналогии, да и те не всегда бывают понятны из-за разности в жизненном опыте. Так, например, что такое «опора в голосе певца», каким образом голос может «опереться» на диафрагму многие,  даже маститые педагоги по вокалу объяснить не могут. А куда и как подаётся звук и как это он резонирует в голове? – Никак, просто резонирует. – Позвольте, но голос, ведь у нас в гортани и выходит через рот. Как он попадает в голову? – педагоги отмалчиваются. Слышала множество историй, и сама, обучаясь, такое проходила.

Но ТРИЗ даёт ответ! Нужно лишь правильно сформулировать противоречие и внимательно прочитать пункт под указанным номером.

Вернёмся к вокалу. Одна из сложных техник – вибрато, когда голос имеет совершенно иную форму, приобретая обертона и полётность. У многих певцов это приходит лишь  с опытом. Но теперь на занятиях это делают даже первоклассники!

(слайд – 10)

10_ Разрешение противоречий - 1

(слайд – 11)

11_Разрешение противоречий - 2

  И я ещё использовала пункт № 18 – Принцип использования механических колебаний:
а) привести объект в колебательное движение;

б) если такое движение уже совершается, увеличить его частоту

Следующее противоречие нас постигло перед конкурсом, когда ансамбль должен был исполнять в подряд две песни с совершенно разной тематикой. Сценические костюмы (форма) конфликтовали с потерей времени на переодевание. Решение:14,10,34,17

Принцип предварительного исполнения;

Принцип перехода в другое измерение;

Принцип отброса или регенерации частей;

Использование обратной стороны объекта.

 

(слайд – 12)

12_Разрешение противоречий - 3

Решение нашлось. Я купила варежки, вывернула их наизнанку, использовав обратную сторону объекта, и, наклеив усики и глазки, получила милых котят в руках маленьких исполнителей.

(слайд – 13)

13_Ансамбль исполняет песню - Кот-Мурлыка

И ещё на тему варежек-перчаток. Так сложилось, что перчатки многое символизируют в нашей жизни: их бросают в лицо, вызывая на дуэль, «нечаянно» роняют барышни и прочие приключения. Будет интересно привести пример из кинофильма «Дама с собачкой», где режиссёр Иосиф Хейфиц  посредством перчатки тонко передал состояние героя в кадре без лишних слов и дополнительных персонажей. Конфликт: отсутствие слов автора за кадром – понимание ситуации зрителем.

   Решение: пункт №24. Принцип “посредника”:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие;
б) на время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.

  Дама  – героиня уезжает на поезде, а наш герой на платформе вокзала остаётся один. Но нет переживания утраты, он в полном порядке и в знак этого поправляет свои перчатки, они на месте и все осталось по-прежнему. Неожиданно, он наклоняется, подобрав с перрона белую перчатку той дамы с собачкой. Но герой не сохранил предмет женского туалета  на память о возлюбленной, а просто  оставил на заборчике, словно забыв, стёрев из памяти, как и то маленькое приключение обычного для него курортного романа.

(слайд – 14) видео-отрывок из фильма «Дама с собачкой»

14_кадр из к-ф_Дама с собачкой_Сцена с перчаткой

   В фильме «Безымянная звезда» режиссёр Михаил Казаков решил проблему конфликта времени и потери информации при помощи пунктов:

23. Принцип обратной связи:
а) ввести обратную связь;
б) если обратная связь есть, изменить ее.

24. Принцип “посредника”:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие;
б) на время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.

 

Нужный нам герой, которого сыграл сам Михаил Казаков, появляется в кадре лишь в конце и совсем ненадолго. Но при этом нужно донести до зрителя, что он имеет самые, что ни на есть, близкие взаимоотношения с героиней, и что героиня эта полностью зависит от него. Одним приёмом показано всё: слабость и сила, измена и прощение. Герой раскуривает сразу две сигареты, одну отдаёт даме, та привычным движением закуривает. И все сразу понимают, что знает он её всю, как себя самого.

 

(слайд – 15) видео-отрывок из фильма «Безымянная звезда».

15_кадр из к-ф -Безымянная звезда_сцена с сигаретой

 

Рабочая таблица решения противоречий при помощи

ТРИЗ-технологии.

 

Средства выразительности

 

Противоречие

Приём ТРИЗ

Пример

Вибрато

Вокальная техника (наиболее сложные компоненты).

Форма  (звукоизвлечение) – адаптация, универсальность (сложная техника для понимания)

18. Принцип использования механических колебаний:
а) привести объект в колебательное движение;
б) если такое движение уже совершается, увеличить его частоту (вплоть до ультразвуковой);
в) использовать резонансную частоту;
г) применить вместо механических вибраторов пьезовибраторы;

 

Дробление длинного звука на короткие, постепенное уменьшение разрыва и затем слияние.

Раскачивание рукой.

Опора звука.

Вокальная техника (наиболее сложные компоненты

Сила звука  – адаптация, универсальность (сложная техника понимания)

20. Принцип непрерывности полезного действия:
а) вести работу непрерывно (все части объекта должны все время работать с полной нагрузкой);
б) устранить холостые и промежуточные ходы.

17. Принцип перехода в другое измерение:
а) трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии, устраняются, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измерениях (т. е. на плоскости). Соответственно задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к пространству в трех измерениях;
б) использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной;

15. Принцип динамичности:
б) разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга;
в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся.

Напряжение в животе.

 

 

 

 

 

 

 

Аналогия движения дыхания и голоса с лифтом в многоэтажном доме.

Подача звука.

Вокальная техника (наиболее сложные компоненты).

Форма  (звукоизвлечение) – напряжение, давление

10. Принцип предварительного действия:
заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично); 

14. Принцип сфероидальности: перейти от прямолинейных частей к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим.

17. Принцип перехода в другое измерение:
а) трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии, устраняются, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измерениях (т. е. на плоскости).

 

Подготовка голосового аппарата.

 

 

 

Создать округлость в нёбе.

Подавать звук вперёд-назад-в голову.

Движения тела и рук

Отсутствие слов за кадром – донесение смысла до зрителя.

1.Принцип дробления:
а) разделить объект на независимые части;
в) увеличить степень дробления объекта.

22. Принцип “обратить вред в пользу”:
а) использовать вредные факторы (в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта;
б) устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами;
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.

 

Майя Плисецкая – монолог о руках в балете.

 

 

 

 

Крик и ругань режиссёра для введения актёра в нужное состояние.

Сценические костюмы

Форма  (костюмы)– потеря времени (переодевание)

14,10,34,17

Принцип предварительного исполнения;

Принцип перехода в другое измерение;

Принцип отброса или регенерации частей

Варежка-кот

декорации

время смены декораций – с объёмом информации (понятно – не понятно)

10. Принцип предварительного действия:
а) заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично);
б) заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие без затраты времени на доставку и с наиболее удобного места.

13. Принцип “наоборот”:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие;
б) сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную — движущейся;
в) перевернуть объект “вверх ногами”, вывернуть его.

26. Принцип копирования:
а) вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии;
б) заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями). Использовать при этом изменение масштаба (увеличить или уменьшить копии);
в) если используются видимые оптические копии, перейти к копиям инфракрасным и ультрафиолетовым.

Декорации в спектаклях: кровать – подиум – беседка – один и тот же предмет.

Передача переживаний героя в кадре

Отсутствие голоса «за кадром» – понимание ситуации зрителем.

24. Принцип “посредника”:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие;
б) на время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.

«Безымянная звезда» – сигареты.

«Дама с собачкой» – перчатка.

Таким образом, система ТРИЗ полностью и легко может быть переложена на работу творческого коллектива и поможет быстрее и качественнее разрешить все противоречия, связанные с поставленной творческой задачей.

Более того, ТРИЗ отвечает на поставленный в начале риторический вопрос: «Почему, созерцая результаты творения, одни из них мы безошибочно и сразу воспринимаем как высокое искусство, а другие переводим в разряд «либо я чего-то не понимаю, либо здесь что-то не то»? И что именно – «не то»? А в том, что не является искусством нет разрешённых противоречий, и публика, пришедшая в зрительный зал не находит удовлетворения, не найдя чего-то своего в предлагаемом автором шедевре. Нельзя забывать, что радость искусства в узнавании себя.

Один из деятелей культуры сказал о Майе Плисецкой так: «На сцене Майя Плисецкая каждый раз не умирала вместе с лебедем. Она знала и умело  использовала множество приёмов, что бы донести до зрителя образ и содержание балета».

Закончить хочется словами Майи Плисецкой. Подобные мысли часто кружились моей голове, но я никогда не решалась их озвучить, считая себя некомпетентной.

«А люди воспринимаю и жизнь, и искусство одинаково – тронет это душу или нет. И больше ничего. Поэтому я не люблю «ни про что». Танец ни про что. А он и в душе – ни про что. Тогда – зачем? Очень часто нам показывают: «Вот это – модерн, вы, наверное, не понимаете». И человек думает, наверно, я глупый – не понимаю. Сам себе не верит. Не правильно. Верьте себе люди! Верьте! Если на Вас это производит впечатление – значит это хорошо. Если никакого впечатления – значит это не хорошо. Не надо, что бы из нас делали дураков. Не надо! Не поддавайтесь, пожалуйста!»(Майя Плисецкая).

Майя Плисецкая

Литература.

Александров Ю. И. «Исследования научения». Лекция.
Александров Ю. И. «Мозг, субъективные миры, культуры: теории и факты». Лекция.
Александров Ю. И. «О значении нейронов в мозговых процессах в разных культурах». Лекция.
Александров Ю.И. «Основы научения и методы обучения» Лекция.
Александров Ю.И. «Сознание и Культура». Лекция.
Аллахвердов В.М. «Сознание как парадокс» эл.книга.
Аллахвердов В.М. «Экспериментальная психология познания»
Аллахвердов В.М. «Когнитивная логика сознательного и бессознательного». эл.книга.
Аллахвердов В.М. «Эскиз теории сознания» эл.книга.
Аллахвердов В.М. «Осознаваемое и неосознаваемое обучение». эл.книга.
Анохин К.В. «Декодирование и передача мысли человека возможны – научные военные разработки» Лекция.
Анохин К.В. «Память человека CD или CD-RW?» Лекция.
Анохин К.В. «Проблема сознания и мозга» Лекция.
Альтшуллер Г. С. «Творчество как точная наука» эл.книга.
СимоновП.В. «Мозг и творчество»
Торгашев А. «Теоретические основы сильного мышления». эл.книга.
Медведев С.В. «Мозг и творчество» Лекция.
Медведев С.В. «Об экспериментах Института мозга с совестью» Лекция.
Черниговская Т.В. Цикл лекций “Звездное небо мышления”
Черниговская Т.В. «Мозг: кто кому хозяин?» Лекция.
Черниговская Т.В. «Творчество как свойство мозга» Лекция.
Черниговская Т.В. «Что самое главное и важное в жизни человека? “Разговор о Главном” Лекция.

 


Количество просмотров публикации: -


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.