ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КОНТРОЛЬ»

Ягупов Василь Васильевич, Козубцов Игорь Николаевич

Дата публикации: 12.05.2016

Опубликовано пользователем: Козубцов Игорь Николаевич

Рубрика ГРНТИ: 13.00.00 Культура. Культурология, 14.00.00 Народное образование. Педагогика

УДК: [001.8/.816/.817] + 001.92 + [371.315.5/.315.6/.335] +655.52

Ключевые слова: , , , , , , , , , , ,

Библиографическая ссылка:
Ягупов В.В., Козубцов И.Н. Проектирование содержание педагогической технологии «контроль» // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2016/05/8969 (дата обращения: 06.10.2017)

Ягупов Василь Васильевич

Ведущий научный сотрудник лаборатории дистанционного профессионального обучения Института профессионально-технического образования НАПН Украины, д.п.н. профессор

Козубцов Игорь Николаевич

Ведущий научный сотрудник НДВ-34 Научного центра связи и информатизации Военного института телекоммуникаций и информатизации, к.т.н. с.н.с.

Цель статьи. Обосновать содержание педагогической технологии контроля и методику обучения нею аспирантов. Результат исследования. Педагогическая практика подтвердила, что высокую эффективность в передачи человеческого опыта обеспечивает педагогическая технология. Поэтому авторами предложено построение педагогического контроля по подобию педагогической технологии. В описание технологии рассмотрены все характеристики, что делает возможным ее практически воссоздаваемой. Спроектированная педагогическая технология «Контроль» соответствует требованиям технологичности и является составной частью «Методики профессионального развития аспирантов».

 

PLANNING MAINTENANCE OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY «CONTROL»

Yahupov V.V.

Institute of vocational and Technical Education NAPS of Ukraine

Kozubtsov I.N.

Scientific center of connection and informatization of the Military institute of telecommunications and informatization

Purpose of the article. To ground maintenance of pedagogical technology of control and teaching method it graduate students. Research result. Pedagogical practice confirmed that high efficiency in the transmissions of human experience is provided by pedagogical technology. Therefore authors are offer the construction of pedagogical control for similarity of pedagogical technology. All of descriptions are considered in description of technology, that does possible it practically recreated. Projected pedagogical technology «Control» conforms to the requirements of technologicalness and is component part of «Method of professional development of graduate students».

 

Постановка проблемы и связь ее с важными научными заданиями. Частной задачей диссертационного исследования определено необходимость создать психолого-педагогические условия, которые способствовали аспирантам быстрому овладению методологией научной и научно-педагогической деятельности [7]. Однако, эта деятельность многогранная и поэтому нами предложено в этой статье рассмотреть лишь составляющую – педагогический контроль.

Введем ограничения и допущения. А именно, систему психолого-педагогические условий, предполагаем, представить в виде некоторой педагогической технологии (Птх), которая способствует аспирантам на этапе обучения в аспирантуре к овладению Птх – педагогический контроль.

Квинтэссенция анализа исследований и публикаций за направлением. В процессе исследования будем использовать идеи Г.К. Селевко [6], Д.М. Назарова [3], В.В. Ягупова [14]. Множество работ по теме представлено Ю.К. Бабанський, В. Оконь, Г.М. Щукин.

Цель исследования рассматриваемой темы. Обосновать содержание педагогической технологии контроля и методику обучения ней аспирантов.

Результат исследования. Педагогическая практика подтвердила, что достичь высокой эффективности в обеспечении передачи человеческого опыта можно за счет использования педагогической технологии. Поэтому предложено педагогическую технологию «педагогического контроля». Птх является составляющей – методики профессионального развития аспиранта (рис. 1) [13].

Рис.7-1-вер.2.2  рус

Рисунок 1. Место ПТх «Контроль» в составе методики профессионального развития аспиранта

Описание Птх предусматривает раскрытие всех основных характеристик, что делает возможным ее воссоздание. Учитывая ранее ошибки Д.М. Назарова в описании Птх [3], нами предложено изложение технологии по структуре [6, с. 30], что позволяет ее воссоздание. Согласно классификации [6, с. 26] технология является массовой и продвинутой и рассчитанной на аспирантов.

1. Идентификация педагогической технологии соответственно принятому условному сокращению – ПТх(4.4).

2. Название технологии. Педагогическая технология контроля.

3. Концептуальная часть. Ранее В.В. Ягупов в работе [14], предложил интересную идею превратить педагогический контроль в метод обучения. Расширяя его идею в научной школе, нами предложено создать целую педагогическую технологию. Отметим, что раньше подобный подход был практически апробирован при обучении курсантов в сложных условиях [8]. Ключевой концептуальной идеей ПТх является привлечение ведущим преподавателем аспирантов к процессу оценивания своих коллег на разных по форме проведения учебных занятий. Такой подход позволяет рассматривать метод оценивания как метод обучения аспирантов. В результате аспиранты будут приобретать практические объективные критерии и умения оценивания.

Суть проверки результатов обучения заключается в выяснении уровня усвоения знаний аспирантом, который должен отвечать государственному образовательному стандарту по данной области знаний (программе, предмету).

Предоставить аспирантом практику в разработке собственных индикаторов и критериев оценивании ответов с сдержками требования: объективности, систематичности; индивидуальность; педагогического такта; дифференцированным.

Позиция аспиранта в образовательном процессе заключается в получении практического опыта оценивания во время прохождения педагогической практики. Аспирант выступает в роли научно-педагогического работника, который самостоятельно оценивает результат ответа студентов. При этом он учитывает требования: объективности, систематичности, индивидуальности, педагогического такта и дифференцированности.

4. Особенности содержания образования:

Теоретическая фаза учебного материала заключается в объяснении сущности и необходимости педагогического контроля, критериев оценивания. Практическая фаза заключается в создании психолого-педагогических условий побуждающих аспирантов к организации контроля, выработки критериев, подходов к оцениванию и осуществление собственно оценивания учащихся. ПТх применяется руководителям практики во время прохождения аспирантами педагогической практики. Целесообразно применять ПТх совместно с ПТх научно-методическим семинаром.

По ориентации на личностные структуры педагогическая технология относится: прикладной (формирование действенно-практической сферы – СДП).

5. Процессуальная характеристика

По типу организации и управления познавательной деятельностью взаимодействие научного руководителя с аспирантом рекомендуется осуществлять в форме системы «консультант». Организационные формы образовательного процесса заключается в организации образовательного процесса у форме самостоятельной подготовки (работы) аспиранта. Для достижение результата методическая помощь, контроль и реагирование со стороны научного руководителя за деятельностью аспиранта осуществляется за Птх научно-педагогического сопровождения, алгоритм представлен [1], а взаимоотношения описаны в работе [9]. Методика и формы работы научного руководителя и учебной деятельности аспирантов представим у табл. 1.

Таблица 1 Методика и формы работы научного руководителя и учебной деятельности аспирантов

Содержание этапа

Методы и формы работы

Научный руководитель

Аспирант

Этап 1. Передача теоретического содержания выполнения этапов проектной технологии Объяснение аспиранту порядка выполнения этапов технологии Осознание порядка выполнения этапов технологии
Этап 2. Повседневная практика аспиранта Реагирование на результат выполнения аспирантом этапов технологии [9]. Направление движение аспиранта на развитие Самостоятельное выполнение каждого этапа технологии. Отчетность перед научным руководителем о результате выполнения этапов технологии
Этап 3. Передача аспиранту жизненного опыта из руководства работой аспирантами Объяснение аспиранту порядка действий научного руководителя по технологии научно педагогического сопровождения. Удостовериться в том, что аспирант осознал технологию Осознание порядка действий научного руководителя по технологии научно-педагогического сопровождения
Этап 4. Диагностирование Оценивание действий аспиранта в целом Действие аспиранта за технологическими шагами

6. Программно-методическое обеспечение Птх приведено у табл. 2.

Таблица 2 Программно-методическое обеспечение Птх

Программно-методическое обеспечение / источники

Учебные планы и программы

Учебные и методические пособия

Дидактичные материалы

Наглядные и технические средства учебы

Диагностический инструментарий

+

+ / [14, 8]

+ [2]

+ / [10, 11]

Диагностический инструментарий. Общие критериев диагностирования уровней развития методологической компетентности аспирантов [11], имплементация которых в следующих показателях: умеет уверенно организовать всесторонний контроль; умеет подобрать объективные критерии и показатели, которые соответствовали б условиям оценивания; умеет создать положительные психолого-педагогические условия во время оценивания; умеет объективно оценить знание, умения, навыки лиц, у которых он проверяет.

Выводы. Спроектированная ПТх соответствует выдвинутым требованиям технологичности и составной частью «Методики профессионального развития аспирантов».

Передерживания изложения ПТх по ранее утвержденной структуре позволяет раскрыть основные характеристики, которые делают ее практичной к массовому применению.

Результат исследования является составной частью исследования [7]. Наличие ПТх «диагностирование» в составе «Методики профессионального развития аспирантов» подтверждает соответствие полученного результата паспорту научной специальности 13.00.04(08) – «Теория и методика профессионального образования».

Элементом научной новизны. Авторами предложено дальнейшее развития метода контроля путем трансформации его для категории «аспиранты». Метод «Контроль» представлено в форме педагогической технологии, что обеспечивает его массовое применения. Кроме того, предложено четкое место педагогической технологии «Контроль» в составе «Методики профессионального развития аспирантов», что позволит отойти от имплицитного к четкому представлению методики.

В результате применения педагогической технологии возрастет социально-экономический эффект от внедрения полученных результатов путем улучшения показателя обучения.

Теоретическое значение исследования заключается в развитии теории обучения.

Практическое значение исследования заключается в разработке практических рекомендаций по воссозданию педагогической технологии. Сведения практической фазы апробации Птх приведены у табл. 3.

Таблица 3. Сведения об апробации Птх

Классификация научных работ / источник апробации

Монография

Учебное пособие

Методические рекомендации

Дидактические материалы / рекомендации (научные статьи)

[4]

[3]

[12]

[2, 8, 10, 11]

Перспективы дальнейших научных исследований следует нацелить на изучения условий обеспечения максимальной эффективности применения Птх.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Козубцов И.Н. Алгоритм научно-педагогической технологии сопровождения развития методологической компетентности у аспирантов в условиях учебно-воспитательного процесса высшего военного образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей. 2014. Вып. 45. Ч.5. С. 147 – 155. ISSN 2311-1305.

2. Козубцов И.Н. Модель диагностирования творческой составляющей методологической компетентности ученого // Вісник ЧНПУ. 2014. Вип. 115. С. 107 – 109. (серія: Педагогічні науки).

3. Козубцов И.Н., Таршилова Л.С. Организация научной работы молодого ученого: учебно-методическое пособие. Уральск: РГКП «Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана, 2014. 103 с.

4. Козубцов И.Н., Таршилова Л.С., Козубцова Л.М. Теория и практика развития инновационных способностей у научно-педагогических работников: монография. Уральск: РГКП «Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана, 2015. 192 с. ISBN 978-601-7543-30-3.

5. Назаров Д.М. Проектирование и содержание герменевтической технологии обучения на основе ее компаративного анализа // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. №2(12). С.181 – 186.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с. ISBN 5-87953-127-9.

7. Козубцов І.М. Концепція розвитку методологічної компетентності аспіранта військового вищого навчального закладу [Електронний ресурс] // Вісник Національної академії Державної прикордонної служби України: електрон. наук. фах. вид. 2014. №1. – Режим доступу URL: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Vnadps_2014_1_6.pdf.

8. Козубцов І.М. Концепція самостійного навчання курсантів Сухопутних військ на навчально-тренувальних засобах методом гри на віртуальному комп’ютері // Перспективи розвитку озброєння і військової техніки Сухопутних військ. Зб. тез доп. Другої Всеукраїнської наук.-техн. конф. (28-29 квітня 2009 р.). «ЛП». Львів: ЛІСВ НУ «ЛП», 2009. С. 77.

9. Козубцов І.М. Модель співпраці наукового керівника та аспіранта в процесі науково-педагогічного супроводу за умов інноваційного шляху реалізації концепції реформування системи вищої військової освіти України // Науково-практична конференція «Застосування інформаційних технологій у підготовці та діяльності сил охорони правопорядку» (18-19 березня 2015 року, м. Харків). Харків: Національна академія Національної гвардії України, 2015. С.33 – 35.

10. Козубцов І.М. Наукометрична методика оцінки допуску аспірантів до атестації у системі вищої військової освіти // Вісник ЧНПУ. 2014. Вип. 122. С. 113 – 116. (серія: Педагогічні науки).

11. Козубцов І.М. Обґрунтування критеріїв діагностування рівнів розвитку методологічної компетентності аспірантів // Проблеми освіти: збірник наукових праць. 2015. Вип. 84. С.175 – 181.

12. Козубцов І.М., МараховськийЛ.Ф. Підготовка аспірантів: методичні рекомендації щодо самостійної підготовки аспірантів за спеціальністю 05.13.05 – «Комп’ютерні системи та компоненти». К.: ДЕТУТ, 2014. 165 с.

13. Козубцов І.М. Синтез структурно-цілісної методики професійного розвитку аспірантів [Электронный ресурс] // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. 2015. №4K. – Режим доступа URL: www.es.rae.ru/mino/179-1488.

14. Ягупов В.В. Контроль як метод навчання // Збірник наукових праць Військового гуманітарного інституту НАОУ. 2000. №3(16). С.68 – 74.

References

1. Kozubtsov I.N. Algoritm nauchno-pedagogicheskoy tehnologii soprovozhdeniya razvitiya metodologicheskoy kompetentnosti u aspirantov v usloviyah uchebno-vospitatelnogo protsessa vyisshego voennogo obrazovaniya // Problemyi sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Ser.: Pedagogika i psihologiya. Sb. statey. 2014. Vyip. 45. Ch.5. S. 147 – 155. ISSN 2311-1305.

2. Kozubtsov I.M. Model diagnostirovaniya tvorcheskoy sostavlyayuschey metodologicheskoy kompetentnosti uchenogo // Visnyk ChNPU. 2014. Vyp. 115. S. 107 – 109. (seriia: Pedahohichni nauky).

3. Kozubtsov I.N., Tarshilova L.S. Organizatsiya nauchnoy rabotyi molodogo uchenogo: uchebno-metodicheskoe posobie. Uralsk: RGKP «Zapadno-Kazahstanskiy agrarno-tehnicheskiy universitet im. Zhangir hana, 2014. 103 s.

4. Kozubtsov I.N., Tarshilova L.S., Kozubtsova L.M. Teoriya i praktika razvitiya innovatsionnyih sposobnostey u nauchno-pedagogicheskih rabotnikov: monografiya. Uralsk: RGKP «Zapadno-Kazahstanskiy agrarno-tehnicheskiy universitet im. Zhangir hana, 2015. 192 s. ISBN 978-601-7543-30-3.

5. Nazarov D.M. Proektirovanie i soderzhanie germenevticheskoy tehnologii obucheniya na osnove ee komparativnogo analiza // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2010. №2(12). S.181 – 186.

6. Selevko G.K. Sovremennyie obrazovatelnyie tehnologii. M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. – 256 s. ISBN 5-87953-127-9.

7. Kozubtsov I.M. Kontseptsiia rozvytku metodolohichnoi kompetentnosti aspiranta viiskovoho vyshchoho navchalnoho zakladu [Elektronnyi resurs] // Visnyk Nats. akad. Derzh. prykordon. sluzhby Ukrainy im. B. Khmelnytskoho. 2014. №1. – Rezhym dostupu URL: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Vnadps_2014_1_6.pdf.

8. Kozubtsov I.M. Kontseptsiia samostiinoho navchannia kursantiv Sukhoputnykh viisk na navchalno-trenuvalnykh zasobakh metodom hry na virtualnomu kompiuteri // Perspektyvy rozvytku ozbroiennia i viiskovoi tekhniky Sukhoputnykh viisk. Zb. tez dop. Druhoi Vseukrainskoi nauk.-tekhn. konf. (28-29 kvitnia 2009 r.). «LP». Lviv: LISV NU «LP», 2009. S. 77.

9. Kozubtsov I.M. Model spivpratsi naukovoho kerivnyka ta aspiranta v protsesi naukovo-pedahohichnoho suprovodu za umov innovatsiinoho shliakhu realizatsii kontseptsii reformuvannia systemy vyshchoi viiskovoi osvity Ukrainy // Naukovo-praktychna konferentsiia «Zastosuvannia informatsiinykh tekhnolohii u pidhotovtsi ta diialnosti syl okhorony pravoporiadku» (18-19 bereznia 2015 roku, m. Kharkiv). Kharkiv: Natsionalna akademiia Natsionalnoi hvardii Ukrainy, 2015. S.33 – 35.

10. Kozubtsov I.M. Naukometrychna metodyka otsinky dopusku aspirantiv do atestatsii u systemi vyshchoi viiskovoi osvity // Visnyk ChNPU. 2014. Vyp. 122. S. 113 – 116. (seriia: Pedahohichni nauky).

11. Kozubtsov I.M. Obgruntuvannia kryteriiv diahnostuvannia rivniv rozvytku metodolohichnoi kompetentnosti aspirantiv // Problemy osvity: zbirnyk naukovykh prats. 2015. Vyp. 84. S.175 – 181.

12. Kozubtsov I.M., Marakhovskyi L.F. Pidhotovka aspirantiv: metodychni rekomendatsii shchodo samostiinoi pidhotovky aspirantiv za spetsialnistiu 05.13.05 – «Kompiuterni systemy ta komponenty». K.: DETUT, 2014. 165 s.

13. Kozubtsov I.M. Syntez strukturno-tsilisnoi metodyky profesiinoho rozvytku aspirantiv [Elektronnyiy resurs] // Mezhdistsiplinarnyie issledovaniya v nauke i obrazovanii. 2015. №4K. – Rezhim dostupa URL: www.es.rae.ru/mino/179-1488.

14. Yahupov V.V. Kontrol yak metod navchannia // Zbirnyk naukovykh prats Viiskovoho humanitarnoho instytutu NAOU. 2000. №3(16). S.68 – 74.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.