СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА

Гуреев Максим Вячеславович

Дата публикации: 22.11.2016

Опубликовано пользователем: Гуреев Максим Вячеславович

Рубрика ГРНТИ: 00.00.00 Общественные науки в целом, 02.00.00 Философия, 13.00.00 Культура. Культурология, 17.00.00 Литература. Литературоведение. Устное народное творчество, 18.00.00 Искусство. Искусствоведение

Раздел портала: Базы данных

УДК: 130.2

Ключевые слова: , , , , ,

Библиографическая ссылка:
Гуреев М.В. Смысл Творчества // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2016/11/4440 (дата обращения: 24.10.2017)

Максим Вячеславович Гуреев,

Кандидат философских наук,

Руководитель секции «Обществознание»

Городского Научного Общества Учащихся (Великий Новгород),

Профессиональный эксперт по социогуманитарным исследованиям,

http://portalnp.ru/author/maksimgureev

http://human.snauka.ru/author/GureevM_V_

 

 

Смысл Творчества.

 

Ответы на вопросы о том, в чём состоит смысл человеческого творчества, различные мыслители ищут и находят уже, как минимум, несколько тысячелетий подряд. Некоторые свои дефиниции и выводы по этой теме в разные исторические периоды и в разных странах давали Платон, Конфуций, Хун Цзычэн, Г.В.Ф. Гегель, В.С. Соловьёв, П.К. Энгельмейер, Н.А. Бердяев, Э.В. Ильенков и многие другие (как забытые многими нашими современниками, так и ныне хрестоматийные) авторы. Как это ни странно, философия творчества – это одно из наименее разработанных направлений в сфере изучения богатейшего философского наследия антропогенной цивилизации. Крайне мало серьёзной систематизированной исследовательской литературы на сей счёт; как правило, различные теоретики изучают либо какие-то конкретные ипостаси творчества (например, методологию научного или художественного творчества), либо удостаиваются лишь поверхностных упоминаний о философии творчества того или иного признанного мыслителя предыдущих эпох на уровне заголовков отдельных небольших параграфов.

Коль скоро максимально серьёзной систематизации на этот счёт мы пока не обнаруживаем даже в фундаментальных трудах философов, то нечего и говорить о достойных аналогах разработки этой темы у литературоведов, искусствоведов и прочих специалистов. Большинство из них, как правило, с головой уходит в конкретные иллюстрации, иногда даже погружается в культ отдельных художественных гениев, но редко задумывается о нахождении каких-то универсальных и, тем более, максимально практичных ответов на вопрос, что такое творчество и в чём его смысл. Если с помощью современных интернет-технологий искать подборки афоризмов на заданную тему «О творчестве», то результаты таковых поисков тоже далеко не всегда дают желаемый объём информации. Как правило, творчество упоминается в связи с другими темами, либо это понятие некоторые поверхностно ориентированные (но при этом хорошо растиражировавшие свои произведения и цитаты) авторы вообще пытаются низвести до уровня синонима по отношению к искусству, инновациям и другим понятиям и категориям.

Что касается конкретно моего видения данной проблематики, то я хочу заметить, что целесообразно выделять и анализировать как один большой смысл творчества (и тогда мы вправе писать это слово с заглавной буквы), так и частные смыслы, конкретные открытия и просветления человека на пути его самореализации в этом мире.

 

 

1. Творить и/или вытворять?

(Смысл творчества в том, чтобы понять, кто ТЫ).

 

Творец – это почётная и ответственная Миссия, а не просто роль, которая якобы даёт право выплёскивать на публику всё подряд без разбору. Эмоции кратковременные в своих проявлениях, но коварны в плане долгосрочных последствий; в связи с чем вспоминается, как минимум, одна народная поговорка «господин гневу своему – господин всему». С другой стороны, когда человек с относительно чёрной перешагнул на устойчивую белую полосу жизни, ему может быть стыдно за свои ранние скороспелые, но малопродуманные и взвешенные потуги.

Публикуй, пой и ваяй то, что, как минимум, точно не принесёт прямого вреда душам и разуму других людей. Если чувствуешь, что тебе крайне сложно, то обратись к квалифицированному психологу, а не спеши выплёскивать свои полуалкоголические, суицидальные и прочие настроения на публику. Помни о том, что многое в этом мире возвращается. К счастью, далеко не всё, ибо Господь всепрощающ и человек способен очищать свою карму. Зачем гадить под самого себя, если можно изначально что-то делать в чистовую, не как черновик, и уж тем более не уподобляясь тому типу детей, которые испорчены цивилизацией?

Именно о трансляции высших смыслов и не должен, в первую очередь, забывать истинный (= стремящийся к выражению Абсолютной Истины) творец. Он пытается соблюдать «правило трёх не»: не обвиняем, не жалуемся, не оправдываемся. Автор – это активный созидатель, а не пресловутая жертва обстоятельств. Что касается конструктивной критики, то это – отдельная ипостась творческого развития, которая должна быть максимально беспристрастной и объективно-аргументированной.

Творчество даёт каждому человеку уникальную возможность понять, кто ты и на что ты горазд. Культурная же цензура необходима тогда, когда у человека не хватает самоцензуры. С другой стороны, часть авторов, наоборот, излишне самокритична, зациклена на перфекционизме, хотя творит замечательные произведения. Творить нужно не только вопреки всему, но и благодаря всему. Необходимо соблюдать «золотую середину» между самобичеванием и нарциссизмом, а также помнить: «Я творю культурные продукты, созидаю интересные для кого-то произведения, но сам я этими произведениями не являюсь». Суть в том, что миропонимание каждой полноценно развивающейся личности расширяется, самоощущение изменяется и т.д. Тем не менее, для того, чтобы классифицировать творения авторов, в первую очередь, нужно вспомнить библейскую подсказку: «По плодам их да узнаете их». Каким бы фрагментарным по своим выраженным интенциям ни было произведение конкретного автора, оно, всё же, даёт немаловажный срез информации о личностных особенностях такового, о проблемах и перспективах его развития.

 

 

2. Необходимо выработать трезвую оценку всего, что вы производите/творите

(Смысл творчества в том, чтобы понять, каков окружающий тебя Мир и

как правильно себя в нём вести).

 

Если вы – литератор (поэт, писатель, учёный …), художник, скульптор или даже архитектор, то как бы сильно вы ни любили твоё творчество (может быть, кто-то даже относится к своим произведениям как к детям), всё равно следует признавать, что всё это – культурные или околокультурные продукты. Если исходить из сущностного определения культуры, согласующегося с этимологией данного слова (это – всё то, что способствует или может способствовать возвышению над самим собой, облагораживанию и совершенствованию как отдельной личности, так и общества в целом), то следует постоянно шлифовать свой стиль, находить подходящие именно себе (а не модные, престижные и т.п.) жанры, экспериментировать в разных видах искусства (как изобразительного, так и не изобразительного) и при этом не забывать, что вся наша Жизнь – это процесс обучения.

Соответственно, не целесообразно постоянно мусолить одно и то же, чуть ли не боготворя какие-то отдельные свои песни, стихотворения, предметы декоративного творчества и т.д. и в то же самое время недооценивать свои творческие способности и их влияние на сознание и бессознательное других людей (равно, как и на нас самих). Излишне увлекаться собственными культами – значит, искажать истину постоянно меняющегося восприятия. Человек – это открытая саморазвивающаяся система, то есть он постоянно обновляется; соответственно, устаревшие виды и формы отсекаются, новые, более адекватные вызовам времени и внутренним потребностям Духа – взращиваются. Если вы не хотите стать мастером одного текста, который талдычит одно и то же как фольклорный «попка-дурак» и в то же самое время не хочет видеть объективных особенностей и потребностей реципиентов (слушателей, зрителей, читателей …), то смело шагайте вперёд и не бойтесь время от времени начисто избавляться от того, что себя уже изжило (старые тексты, надоевшие чашки-плошки, группки льстецов-«поклонников/поклонниц» …), не бойтесь по хрестоматийному примеру Н.В. Гоголя сжигать вторые тома «Мёртвых душ» и чего бы то ни было, ЕСЛИ вы всей душой чувствуете уже продолжительное время, что вам стало тесно в этих рамках, что ваше творчество не востребовано в человеческих коммуникациях и полноценный ответный импульс отсутствует. Как говорится, «если вам не нравится то, что вы получаете, то измените то, что вы даёте». При этом мы, разумеется, должны отчётливо видеть разницу между важностью учёта той или иной культурной конъюнктуры, с одной стороны, и фундаментальным значением основополагающих принципов развития человеческой личности, с другой. К примеру, вариации проявления в разных формах «Золотого правила нравственности» неисчислимы, но суть в том, что правило в двух своих основных формулировках самоценно (мотивирующая «поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе» и предупредительная «не делай другим того, чего себе не желаешь»).

Кроме того, немало поводов для конструктивных размышлений на затронутую нами тему обновления может дать буддийская традиция уничтожения прекраснейших картин, мандал, созданных монахами из песка [1]. Смысл этого действа в том, чтобы понять, что не нужно ни к чему цепляться в этом мире, а главное – это творческое и любящее состояние твоей Души. Главное в данном контексте – видеть суть соответствующих афоризмов, но не абсолютизировать слова, не останавливаться на достигнутом. Если мы признаём ценность аксиомы «поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе», то это совсем не означает, что другие якобы ОБЯЗАНЫ поступать в ответ на наши благие поступки именно так, как мы от них ожидаем. Следует добавлять значение другой установки: «Сделай добро, положи его на видное место и отойди на безопасное расстояние». Другой пример: зачастую люди теряют верную интерпретацию христианской установки «если вас ударили по одной щеке, то подставьте и другую тоже», хотя верное её продолжение звучит, как «… но уже не дайте ударить повторно».

Разумеется, с другой стороны, трезвая оценка взаимосвязана с определённым уровнем независимости от внешних оценок, мнений, субъективных взглядов … Мнение – это всего лишь то, что мнится, то есть кажется, а «когда кажется – креститься надо»; один и тот же человек в течение одних только суток может, как минимум, несколько раз поменять своё мнение по поводу того или иного объекта, явления и/или процесса. Нравственно полноценный Автор – это именно тот Человек, который прислушивается к своему истинному Я, а не к узкоперсонализированной гордыне, восприимчив к конструктивной критике и в то же время учится вырабатывать адекватные механизмы самозащиты от очевидно деструктивных нападок завистников, глупцов, субъектов, психически перегруженных своими и чужими стереотипами.

Человек – это не только творец, но и транслятор, передатчик чужих энергетических волн и вибраций. Одна из задач состоит в том, чтобы «отделить зёрна от плевел», своё от чужого (как вариант – навязанного СМИ и другими референтными группами и лицами). Нет никакого смысла в том, чтобы пытаться угодить пресловутым всем, ибо психические состояния людей меняются с разной интенсивностью и весьма версифицированным качеством. В связи с этим не случайно происхождение афоризма о том, что нужные тебя люди поймут тебя и без лишних слов и уточнений, а чужие – не поймут (вернее, не захотят понять) даже если ты потратишь тысячи слов. Кроме того, каждый человек может некоторое время совершенно искренно в чём-то заблуждаться, идти своим уникальным путём проб и ошибок в интерпретации того, что он воспринимает.

Исходя из указанной относительности человеческого познания, необходимо быть самоцензором. Всё творчество любого автора можно подразделить на то, чем можно делиться с неопределённо широкой публикой (детские стихи, поучительные сказки, притчи …); то, что можно воспроизводить, транслировать только в кругу доверенных лиц либо экспертов (научные исследования стратегического характера); то, что лучше сохранить (или вообще со временем уничтожить) сугубо для личного использования (в частности, дневниковые записи и т.п.). Неправомерно путать интимное и общественное, личное и публичное, массовое и элитарное. Автор, который пытается создать культ самого себя, каждый выплеск своей мысли поставить на постамент или изрыгнуть на большом стадионе в десяток микрофонов, изначально обречён на провал. Современным реципиентам (то есть зрителям, слушателям и т.д.) важна не только личность автора (которая, на самом деле, является живым огнём всего творчества), но и то, что может быть полезно душе, разуму и телу воспринимающей стороны. Потребители – это просто пассивные неразборчивые марионетки. Истинный же ценитель того или иного творчества всегда имеет свою специфику восприятия, отношения, интерпретации применительно к конкретным произведениям; временами даже готов инициировать контакт с зацепившим его воображение автором и высказать свои пожелания или искренние восторги. Понятие же «поклонник» или «поклонница» фиксирует совершенно иную плоскость взаимодействия, опять же, намекающую на первобытные языческие культы, но отнюдь не на полноценное развитие современной культуры.

 

 

 

3. Творить – это значит Жить, а жизнь не измеряется часами, днями и годами …

(Смысл творчества в том, чтобы научиться оживлять свои пространство и время).

 

Гениальное не всегда создаётся нахрапом, в одночасье или за один день. Такое бывает с некоторыми стихами, но уж точно невозможно при строительстве эстетически прекрасных зданий. Главное же заключается в том, что в процессе любого творчества мы одновременно строим и Храм своей Души. Здесь важны не только и не столько скороспелые и подчас капризные эмоции (вся их суть, по большому счёту, состоит в требовании «вынь да положь!», «хочу этого, вот и дайте мне это, а не то истерить начну!»), сколько глубокие, эволюционирующие чувства, проницательные мысли, проработанные идеи, проверенные годами выводы и т.п.

Играть при этом, несомненно, можно (и временами даже нужно – чтобы понять свою многофункциональность), главное – не заигрываться. С другой стороны, мало кому из истинных ценителей искусства будут интересны актёры одной роли (как, например, Сергей Безруков, который в любом гриме – хоть Пушкина, хоть Есенина – всё равно остаётся навязчивым бригадиром Сашей Белым, который максимально подошёл ему по умонастроению, по состоянию мятущейся души).

Творец – это человек, который дышит полной грудью. Любые черновики будущих шедевров – это, по большому счёту, балласт, который нужен для того, чтобы набрать мощность, а потом его необходимо вовремя сбрасывать, чтобы парить в высь уже безудержно. Творец – это живой человек, он принимает и понимает природные циклы, старается гармонично, грамотно чередовать циклы накопления и очищения информации. Тот, кто цепляется и привязывается к своим старым черновикам в исступленных нарциссических порывах ничем не лучше, известного бальзаковского ростовщика Гобсека. Высшее блаженство – это осознавать, что ты вырос из коротких штанишек, сбросить всё уже отжившее со своей души, окатить себя свежей холодной водой с головы до пят и воскликнуть: «Как хорошо, как свободно дышится! Спасибо тебе, Боже, за это вечное Обновление!». Творец и коллекционер – это две принципиально разных роли и далеко не всегда их можно сочетать.

 

 

 

Данный материал впервые публично озвучен на культурном мероприятии

«Осеннее Нотословие II» в Великом Новгороде.

 

Октябрь 2016


[1] Тибетские мандалы: ритуальные картины из цветного песка и мраморной крошки [Электронный ресурс] // Культурология.РФ. Раздел «Современное искусство». – Режим доступа: http://www.kulturologia.ru/blogs/250111/13885/.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.