К ВОПРОСУ О БЛИЖНЕМ, КОТОРОГО СЛЕДУЕТ ВОЗЛЮБИТЬ КАК САМОГО СЕБЯ

Петров Владимир Григорьевич

Дата публикации: 22.11.2016

Опубликовано пользователем: Петров Владимир Григорьевич

Рубрика ГРНТИ: 02.00.00 Философия, 21.00.00 Религия. Атеизм

УДК: 22.01, 179

Ключевые слова: , , , , , , , , , , , , ,

Библиографическая ссылка:
Петров В.Г. К вопросу о ближнем, которого следует возлюбить как самого себя // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2016/11/4444 (дата обращения: 25.09.2018)

Аннотация

В статье проведен анализ притчи о добром самарянине.  Дается ответ на вопрос о том, кто есть ближний.

To a question about the neighbor,  which you should love as yourself.

Petrov  Vladimir G.

 Abstract

The article analyzes the parable of the Good Samaritan. It provides answers to questions about who is the neighbor.

 

Интересная получается история с одной из притч, произнесенных Иисусом.  Ее принято называть  притчей о добром самарянине (самаритянине). Или притчей о ближнем. Самое удивительное, на мой взгляд, заключается в том, что до сих пор не существует четкого ответа на вопрос поставленный книжником.  А ведь с  момента,  когда впервые прозвучала притча, прошло свыше 2000 лет. Немалый срок.

   Вопрос  был обращен к Иисусу.  И, представлялось, что ответ на него должен быть простым, ясным, коротким и однозначным. Мол, ближний это тот-то и тот-то. Он  такой-то и такой-то. И все. Больше ничего и не требовалось. Но не тут-то было. Вместо этого, Иисус неожиданно и достаточно подробно начинает описывать  ситуацию, которая вполне могла бы случиться  в повседневной жизни с каждым из нас.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

 (Лук.10:29-37)

   Особое внимание на себя обращает следующий факт.  Он заключается в том, что  ответ на заданный ему вопрос Иисус так и не дает!!! «Как не дает?» – возразят отдельные критики?  Ответ-то ведь прозвучал. Верно, он был артикулирован. Но, во-первых, он исходил не из уст Христа.  Его озвучил законник. А, во-вторых,  ответ  оказался, мягко говоря, не полным. И главное, в ответе не содержалось описания, характеристики того, который был назван «ближним». Не ясно как  этого «ближнего» можно безошибочно распознать.

   Тогда на что же был дан ответ Мессией?  Он был дан  на то, как следует поступать с ближним. Как к нему, к этому ближнему, отнестись. Почему Иисус не ответил на прямой вопрос?  Это тема отдельного разговора. Одно лишь ясно, что поступил  он так  не случайно.

   Посмотрим, как Христос  выстраивает свой диалог с вопрошавшим. Рассказав притчу, он не отвечает на поставленный  вопрос, а сам задает вопрос книжнику.  «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лук.10:36).  Имеются в виду священник, левит и самарянин.(В.П.). На что законник, вполне естественно, отвечает: «…оказавший ему милость». Иными словами, самарянин.

    Ба! Да ведь это, как говорится, и ежу понятно, что ближним для потерпевшего  стал  именно тот, кто оказал ему помощь. Об этом и спрашивать нечего. Здесь все и так ясно. Своим вопросом  книжнику Иисус переводит стрелки  разговора только на одного человека. На пострадавшего от разбойников. Только на нем одном он концентрирует внимание слушателей.   Почему он так поступает?   Почему он не задает книжнику самый главный вопрос?  Кто был ближним для основного фигуранта истории?  То есть, для самарянина?   

    Итак, что получилось?  Вопрос о том, кто был ближним для самарянина так и не был задан. И, соответственно, ответ на него и не мог прозвучать.  Хотя ответ  вполне очевиден. Но здесь имеет место совершенно особая очевидность. Стоит в нее только вдуматься, как  она буквально ошарашивает. Сбивает с толку.

    Но обо всем по порядку. Сначала попробуем  сами ответить на  вопрос,  кто оказался ближним  для самарянина?  И, конечно же, путем несложных логических рассуждений мы приходим к единственно возможному заключению, что таким ближним для самарянина был пострадавший. Дав такой ответ, мы тут же  от  изумления  широко открываем рот. Как это ближним для самарянина оказался  потерпевший?  Вслед за таким ответом у нас  возникает целый ряд вопросов?

   Знал  ли самарянин этого человека?  Встречался ли он с ним раньше?  Какой он вообще располагает информацией о попавшем в переделку?  Может быть попавший в беду его близкий родственник?  Или сосед по дому?  Или друг?  Или, на худой конец, хороший приятель?  

    «Нет, нет и много раз нет» – отвечаем мы сами себе на все эти предположения. Не знал. Никогда не встречался. Не был знаком. В родстве не состоял. Видит впервые.

    Как впервые видит?  Самое время снова опешить. Тогда  выходит,  что ближний  это  всякий кто оказался на твоем пути!   По сути это первый  встречный-поперечный?

   Чудеса, да и только!  Нашему удивлению нет предела! Такого не может быть! Иисус разыгрывает нас. Все это шутка? Но, нет, оказывается, что не шутка. Ведь  он же говорит книжнику «иди и ты поступай так же». Значит все на полном серьезе!

   Может быть в сложившейся ситуации разумно и осмысленно поступает не самарянин, а левит  и священник. Они также не знали потерпевшего. Не были с ним знакомы. Ведь пострадавший мог оказаться плохим человеком. Который, не исключено, и сам мог быть  грабителем.

    Выходит, что священник и левит поступили очень даже обдуманно, осмотрительно и даже дальновидно. Ведь прежде чем помогать кому бы то ни было, следовало выяснить, что он из себя представляет.

    Но Мессия настаивает на своем. Он дает книжнику абсолютно четкое указание. Иди и поступай так же. Заметим, что именно так, как самарянин. Так и  ни как  иначе. А это означает, что не надо заниматься выяснением кто перед тобой. Не требуется наводить о потерпевшем  какие-то справки. Иди и без лишних слов окажи попавшему в беду  реальную помощь.

    Скорее всего подобная рекомендация, указание у обычного человека, обывателя вызовут  мягко говоря, недоумение.  Но вполне  вероятно предположить, что  у Христа имеются глубокие основания и серьезные аргументы  в пользу данной точки зрения. Каковы они?  В чем состоят?  Этого притча  не разъясняет.

    Анализ притчи показывает нам, что ближний это  всякий, кто  нуждается в нашей помощи, заботе, внимании. А если предположить, что человек в помощи не нуждается. У него сейчас все хорошо. Все нормально. Что тогда и возлюблять его не следует?  Как бы она, эта наша любовь,  ему уже ни к чему? И возлюбить стоит только попавших в переделку?  И все же, вполне логично предположить, что внимание, хорошее доброжелательное отношение необходимо и данной категории людей.

    Подводя итоги вышесказанному попробуем сформулировать  ответ на вопрос  о  том, кто же он твой ближний?

                                    БЛИЖНИЙ  ЭТО  КАЖДЫЙ,  

             КТО В ДАННЫЙ  КОНКРЕТНЫЙ  МОМЕНТ  ВРЕМЕНИ

             НАХОДИТСЯ  В  ФОКУСЕ  ТВОЕГО  ВНИМАНИЯ.

                ЭТО  ТОТ,  НА  КОГО  ТЫ СЕЙЧАС СМОТРИШЬ.                                     

                ИЛИ  ТОТ, С  КЕМ  ТЫ  СЕЧАС  РАЗГОВАРИВАЕШЬ.

                ИЛИ  ТОТ, О  КОМ  ТЫ  СЕЙЧАС  ДУМАЕШЬ.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.