НАУЧНАЯ ШКОЛА «РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОГО УЧЕНОГО»

Ягупов Василь Васильевич, Козубцов Игорь Николаевич

Дата публикации: 22.11.2016

Опубликовано пользователем: Козубцов Игорь Николаевич

Рубрика ГРНТИ: 12.00.00 Науковедение, 14.00.00 Народное образование. Педагогика, 15.00.00 Психология

УДК: 37.05

Ключевые слова: , , , ,

Библиографическая ссылка:
Ягупов В.В., Козубцов И.Н. Научная школа «Развитие методологической культуры молодого ученого» // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2016/11/8975 (дата обращения: 07.06.2018)

Ягупов В.В., доктор педагогических наук, профессор, Институт профессионально-технического образования НАПН Украины,

Козубцов И.Н., кандидат технических наук профессор РАЕ, Военный институт телекоммуникаций и информатизации

 

На основании изученной особенности систем подготовки ученых выбрано перспективное направление ее усовершенствования. Универсальным фундаментом выступает – методологическая культура исследователя. Качественную трансляцию методологической культуры от поколения к поколению исследователей обеспечивают научные руководители. Поэтому, постоянно перед научным руководителем и научным обществом существует научная задача – обеспечение качественной трансляции методологической культуры своим ученикам. Данное исследование проводится в соответствии с утвержденной тематикой диссертационных исследований. Целью научного доклада является апробация экспериментальных результатов исследования научной школы «Развитие методологической культуры молодого ученого». В работе предложено для развития методологической культуры исследователей использовать факультатив. Это позволяет усовершенствовать педагогическую систему развития методологической культуры молодого ученого. Основываясь на уникальностях факультатива в диссертационном исследований нами разработана и многочисленно раз апробирована учебная программа факультатива научной школы «Развитие методологической культуры молодого ученого». Внедрив данный факультативный курс в практику научный руководитель обеспечить качественную трансляцию методологической культуры молодым ученым. В настоящее время завершается научно-педагогический эксперимент по перепроверки эффективности развития методологической культуры у аспирантов с учетом качественного научно-педагогического сопровождения аспирантов.

І. Введение

Постановка проблемы исследования.

Исследовав национальные особенности систем подготовки ученых мы выбрали перспективное направление ее усовершенствования – повысить качественную фундаментальную подготовку ученых [1]. Универсальным фундаментом выступает методологическая культура исследователя. Качественную трансляцию методологической культуры от поколения к поколению исследователей обеспечивают научные руководители. Поэтому постоянно перед научным руководителем и научным обществом существует научная задача – обеспечение качественной трансляции методологической культуры своим ученикам – будущим учёным.

Данное исследование проводится в соответствии с утвержденной тематикой диссертационных исследований [2].

Целью научного доклада является апробация экспериментальных результатов исследования научной школы «Развитие методологической культуры молодого ученого».

ІІ. Основная часть

Результат исследования. Исходя из поставленной задачи исследования вытекает, что современная научная школа превратилась в междисциплинарный коллектив [3]. На научного руководителя, кроме оказания методической помощи аспирантам, возлагается ключевая задача – обеспечение трансляции методологической культуры. Практика показала, что наибольшей эффективности возможно достичь запустив в научной школе постоянно действующий семинар. Подход к организации подобного семинара апробировано на платформе постоянно действующего семинара кафедры. В результате образовалась целая педагогическая технология [4]. С помощью педагогической технологии организации, научно-методического семинара кафедры, обеспечивается практическая тренировка аспирантов.

Не менее важным элементом в обеспечении прививания методологической культуры исследователям во время образовательного процесса есть учебная программа. Для этого нами предложен минимально необходимый перечень учебных дисциплин [5]. Безусловно, через изучение учебных дисциплин все тонкости методологической культуры исследователи не постигнут. Ключевую роль в этом процессе играет все тот же научный руководитель. По этому поводу отметил удачно Л.Н. Толстой: «Воспитательный элемент лежит в преподавании наук, в любви учителя к своей науке и в ее передаче. В отношении учителя к ученику. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния» [6, С. 64].

Согласно разработанной А.С. Макаренко теории формирования коллектива, уже само существование научной школы формирует свои научные традиции. Заметим, что именно одной из составляющих методологической культуры исследователя есть традиции, о которых многими исследователями умалчиваются. Прививание соискателям традиций возлагается на научных руководителей. Кроме того, до сих пор никаким руководящим документом не определен учебный компонент, который возлагается на научного руководителя. Консерватизм педагогической системы подготовки молодых ученых вынуждает научных руководителей к поиску новых форм обучения, педагогических технологий и приемов обучения. На практике приобрел популярности факультатив. Уникальностью его использования, как подхода усовершенствования педагогической системы развития методологической культуры молодого ученого, заключается в том, что, с одной стороны, он не обязывает всех научных руководителей к проведению занятий, а с другой – упрощает процедуру внедрения передового научного, педагогического и жизненного опыта в практику научных исследований.

Основываясь на уникальностях факультатива в диссертационном исследовании нами разработана и многочисленно раз апробирована учебная программа факультатива научной школы «Развитие методологической культуры молодого ученого» [7]. Внедрив данный факультативный курс в практику научный руководитель обеспечивает качественную трансляцию методологической культуры молодым ученым. Отметим, что у научного руководителя возникает дополнительная учебная нагрузка. Недобросовестные руководители, пытаясь избавиться от излишней учебной нагрузки, могут отказаться от внедрения данного факультатива. Тогда у них не остается ни единого пути улучшить собственный показатель трансляции методологической культуры своим ученикам.

Учебная программа научной школы «Развитие методологической культуры аспирантов» предусматривает:

ознакомление аспирантов с важнейшими вопросами теоретических принципов организации научных исследований;

подготовку аспирантов к организации проведения диссертационного исследования;

приобретение знаний з методологии научных исследований;

формирования культуры методологической и методической рефлексии относительно научной деятельности как ей субъекта.

Изучение факультативного курса «Развитие методологической культуры молодых ученых» направленно на более полное и глубокое осмысления аспирантами методологических основ научной деятельности.

Целью учебной программы является:

создание положительных условий для формирования у аспирантов методологической культуры;

приобретение опыта самостоятельной организации индивидуальной исследовательской работы.

обязать научных руководителей к предоставлению надлежащей научно-методической помощи аспирантам;

воспитание у аспирантов чувства ответственности и необходимости в накоплении и добывании новых знаний для удовлетворения научных потребностей как личных, так и общества;

организация учебно-воспитательной деятельности аспирантов;

закрепление методологической компетентности аспирантов с последующим развитием культуры.

Описание программы.

Учебная программа факультатива «Развитие методологической культуры молодых ученых» предусматривает достаточно широкий спектр тематик, объединенных четырьмя модулями. Имеется возможность к гибкому обеспечению мобильности выбора аспирантами форм учебных занятий. Кредитный модуль включает лекции, практические (семинарские) занятия, тренинги, индивидуальную и самостоятельную работу аспирантов.

Преобладающие лекционные занятие проводятся во время планового аудиторного обучения. Во время факультативного изучения значительное внимание отводится мотивационным аспектам, самостоятельным занятиям, выполнению индивидуальных заданий по направлению своего научного исследования и углубленной научной практике под методическим контролем научного руководителя. Отметим, что отведенное Положением «О подготовке научно-педагогических и научных кадров» время на руководство аспирантами есть недостаточным. В этом и заключается недостаточность воспитательного аспекта методологической культуры у аспирантов.

Основным заданием теоретической части программы является ознакомление молодых ученых с современными концепциями научного творчества, с основами методологии научного познания и методикой научных исследований.

Практическая часть программы являет собой методологическую рефлексию относительно результатов исследовательской деятельности. Основные задачи практической части – развитие у аспирантов способностей к самообразованию, освоению культуры определения осознанной методологической позиции научного исследования.

Самостоятельная работа аспирантов состоит с выполнения заданий кредитного модуля; самостоятельного изучения отдельных тем под методическим руководством научного руководителя; подготовки научных выступлений, тезисов, статей, диссертационной работы их содержание предварительно обсуждая во время научно-методического семинара.

Перечень модулей, содержательных модулей и тем факультатива представлено в таблице 1.

Таблица 1. Перечень модулей, содержательных модулей и тем факультатива

№ модуля, содержательного модуля, темы Содержание модуля
Модуль 1 «Подготовительная фаза»
Содержательный модуль 1. «Подготовительно-мотивационный»
Тема 1. Вступительный мотивационный курс
Тема 2. Изучение педагогической технологии (ПТх 4.4) – развития мотивации
Тема 3. Психология научного творчества
Тема 4. Изучение педагогической технологии (ПТх 4.5) – развития творчества
Содержательный модуль 2 «Нормативно-правовые основы деятельности аспиранта»
Тема 1. Нормативно-правовые основы научной и научно-технической деятельности аспиранта
Тема 2. Изучение методики научно-педагогического сопровождения аспиранта (М1)
Тема 3. Изучение методики развития методологической культуры
Тема 4. Изучение методики научно-организационной деятельности (М2)
Тема 5. Изучение методики научно-исследовательской деятельности (М3)
Модуль 2 «Фаза проектирования»
Содержательный модуль 3. «Концептуальная стадия»
Тема 1. Алгоритм поиска задачи (проблемы) диссертационного исследования
Тема 2. Формулирование проблемы
Тема 3. Определение цели исследования
Тема 4. Определение объекта, предмета исследования
Тема 5. Определение задач исследования
Тема 6. Выбор критериев достоверности исследования
Содержательный модуль 4. «Стадия моделирования»
Тема 1. Стадия (моделирования) построения гипотез
Тема 2. Уточнение (конкретизация) гипотезы. Построение частных гипотез
Содержательный модуль 5. «Стадия конструирование исследования»
Тема 1. Структурная композиция диссертационной работы
Тема 2. Агрегирование
Тема 3. Исследование условий (ресурсных возможностей)
Содержательный модуль 6 «Стадия построение программы исследования»
Тема1. Построение программы исследования
Содержательный модуль 7. «Стадия технологической подготовки»
Тема 1. Описание стадии технологической подготовки диссертационного исследования
Тема 2. Автореферат диссертационной работы. Методика написания рабочего автореферата – концепции исследования
Модуль 3. «Технологическая фаза»
Содержательный модуль 8. «Стадия проведения исследования»
Тема 1. Описание стадии проведения диссертационного исследования
Тема 2. Теоретический этап исследования
Тема 3. Анализ и систематизация источников литературы
Тема 4. Изучение методики информационно-аналитической деятельности (М6)
Тема 5. Обработка понятийного аппарата
Тема 6. Построение логической структуры теоретической части исследования
Тема 7. Эмпирический этап исследования
Содержательный модуль 9 «Стадия оформления результатов исследования»
Тема 1. Оформление результатов исследования в виде диссертации, автореферата диссертации
Содержательный модуль 10 «Апробация результатов исследования»
Тема 1. Апробация результатов исследования на научных мероприятиях
Тема 2 Изучение методики научно-просветительской деятельности (М5)
Тема 3. Изучение педагогической технологии (ПТх 5.1) – редакционно-издательского дела
Тема 4 Изучение педагогической технологии (ПТх 5.2) – научно-методического семинара
Тема 5. Изучение педагогической технологии (ПТх 4.9) – коммуникативных способностей
Тема 6. Изучение педагогической технологии (ПТх 4.8) – взаимного обучения
Содержательный модуль 11 «Публикация результатов исследования в научных изданиях»
Тема 1. Изучение необходимости и порядка публикации результатов исследования в научных изданиях
Содержательный модуль 12. Внедрения результатов исследования в практику
Тема 1. Необходимость и порядок внедрения результатов исследования в научно-исследовательских работах
Тема 2. Изучение порядка внедрения результатов исследования в практику учебных заведений
Тема 3. Изучение методики научно-технической деятельности (М7)
Модуль 4. Рефлексивная фаза
Содержательный модуль 13 «Рефлексивная фаза»
Тема 1. Рефлексивная фаза
Содержательный модуль 14 «Рефлексия собственного опыта»
Тема 1. Роль рефлексии при формировании методологической культуры аспиранта

Обсуждение результатов исследования.

В настоящее время завершается научно-педагогический эксперимент по перепроверки эффективности развития методологической культуры у аспирантов с учетом качественного научно-педагогического сопровождения аспирантов [8].

В результате освоения факультативной программы у аспирантов должны быть сформированы универсальные исследовательские компетентности:

владение разными формами научной коммуникации;

овладение технологиями организации научно-исследовательской деятельности;

способность переводить научные знания в плоскость практической деятельности;

приобретения методологической культуры.

Как видно из тематического наполнения, она вполне соответствует методологии организации диссертационного исследования. Эти этапы соответствуют и методике развития методологической культуры исследователей [9].

Ключевым условием обеспечения эффективного развития методологической культуры аспирантов является создание научным руководителем положительной мотивации аспиранта.

ІІІ. Заключительная часть

Выводы. В целом внедрение предложенного организационно педагогического обеспечения и факультативного курса научной школы «Развитие методологической культуры молодого ученого» позволит транслировать методологическую культуру аспирантом.

Изучение факультативного курса предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей из основ будущей творческой деятельности аспирантов, основываясь на философском фундаменте, эстетикой и этикой, психологией и педагогикой, историей.

В результате изучения факультативного курса аспирант имеет:

мотивированное представление об организации учебно-воспитательного процесса в аспирантуре;

представление о структуре и содержании диссертационной работы.

представление о методике научного исследования.

Элемент научной новизны. Предложено необходимость создания в каждой научной школе учебный факультатив «Развития методологической культуры молодых ученых». Ожидаемый эффект: улучшится трансляция методологической культуры от научного руководителя к аспиранту; повысится показатель готовности выпускника аспирантуры к профессиональному выполнению должностных функций и решение задач, связанных с организацией профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Козубцов И.Н., Ващенко А.Н. Направления развития института аспирантуры системы третьего уровня высшего образования в контексте Болонской хартии // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, 2013. – №3 (24). – С. 68 – 71.

2. Протоколи засідань Міжвідомча рада з координації наукових досліджень з педагогічних та психологічних наук в Україні : Протокол № 7 від 27.10.2015 р. [Електронний ресурс] // Міжвідомча рада з координації наукових досліджень з педагогічних та психологічних наук НАПН України. – Режим доступу URL: http://naps.gov.ua/uploads/files/iccr/protocols/2015.rar.

3. Мараховський Л.Ф., Козубцов І.М. Наукова школа – основа сучасної міждисциплінарної аспірантури // Вісник ГНПУ ім. О.Довженка: зб. наук. праць. 2012. – Вип. 20. – С.54 – 61.

4. Козубцов И.Н., Козубцова Л.М. Педагогическая технология организация научно-методического семинара кафедры // Pedagogik mahorat. Nazariy va ilmiy-metodik jurnal. O`zbekiston Respublikasi Buxoro davlat universiteti, 2016. – №1. – С. 74 – 81. – ISSN 2181-6883 .

5. Козубцов І.М. Обґрунтування переліку навчальних дисциплін навчального плану підготовки аспірантів у системі вищої військової освіти // «Наукові записки» Ніжинського державного університету імені Миколи Гоголя. – Ніжин: Ніжинський державний університет ім. Миколи Гоголя, 2015. – №3. – С.155 – 159.

6. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Собрание сочинений в 22 т. – М.: Художественная литература, 1983. – Т.16. – С. 22 – 66.

7. Козубцов И.Н. Учебная программа факультатива «Развитие методологической культуры адъюнктов» // «Международный журнал экспериментального образования». – 2016. – №4 (Часть 1). – С. 62 – 67.

8. Козубцов І.М. Модель співпраці наукового керівника та аспіранта в процесі науково-педагогічного супроводу // Науково-практичний журнал. Сучасні інформаційні технології у сфері безпеки та оборони. Національний університет оборони України. 2015. №3(24) С. 133 – 140.

9. Козубцов І.М. Синтез структурно-цілісної методики та технології професійного розвитку аспірантів // «Наукові записки» Ніжинського державного університету імені Миколи Гоголя. 2015. №4. С.64 – 72.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.