«ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИСКУССИОННОГО КЛУБА ПРИ ЦЕНТРЕ “САМ” В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА»

Зацепин Виктор Валерьевич

Дата публикации: 29.04.2017

Опубликовано пользователем: Гуреев Максим Вячеславович

Рубрика ГРНТИ: 00.00.00 Общественные науки в целом, 11.00.00 Политика. Политические науки, 13.00.00 Культура. Культурология, 15.00.00 Психология

УДК: 32.019.51

Ключевые слова: , , ,

Библиографическая ссылка:
Зацепин В.В. «Значение деятельности Дискуссионного клуба при центре “САМ” в контексте развития политической культуры Великого Новгорода» // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2017/04/8565 (дата обращения: 07.06.2018)

© Copyright: Зацепин Виктор Валерьевич (ученик 10 класса МАОУ СОШ №10)

© Copyright: Гуреев Максим Вячеславович, редакторская правка

 

1. Пролегомены.

Я задался вопросом: «А влияет ли дискуссионный клуб на развитие политической культуры Великого Новгорода?». Являясь одним из постоянных и наиболее активных его участников, я не мог об этом не задуматься. Мы сталкивались со многими проблемами, в том числе и с отсутствием заинтересованности среди молодёжи. Данная работа должна ответить на ряд принципиальных вопросов и обозначить мировоззренческие позиции, время и значение дискуссионного клуба.

В наши дни мы сталкиваемся с различными проблемами развития политической культуры в конкретных сферах жизни общества (политическая, экономическая, социальная, культурная). Квинтэссенция всех этих проблем, по большому счёту, состоит в безразличии большинства представителей современного общества к тому, что происходит вокруг них по факту их гражданской пассивности и/или излишнего конформизма. В большинстве случаев мы обнаруживаем отсутствие какой-либо выверенной системы политических взглядов у конкретных граждан нашей страны. В частности, можно наблюдать следующий парадокс: с одной стороны, люди просматривают сводки теленовостей и читают политически заострённые статьи в различных СМИ практически каждый день; с другой стороны,  большинство реципиентов мало понимает, о чём вообще ведётся речь и как правильно интерпретировать содержание таковых материалов. В современном обществе среднестатистический индивид в возрасте от 16 до 60 лет крайне мало интересуется ключевыми рычагами развития современной политики, особенностями существования доминирующей партии и крайне редко имеет свои самостоятельные, более-менее оригинальные, политические взгляды на те или иные социально значимые вопросы жизни.

Цель работы – выяснение влияния дискуссионного клуба при центре молодёжных инициатив «САМ» на развитие политической культуры в Великом Новгороде.

Задачи исследования:

1) выявить стратегию развития и структурные особенности центра молодёжных инициатив «САМ»;

2) установить специфику деятельности дискуссионного клуба;

3) определиться с концептуальным наполнением термина «политическая культура»;

4) маркировать основные направления диалектики взаимоотношений политической культуры и дискуссионного клуба;

5) установить влияние дискуссионного клуба при центре молодёжных инициатив «САМ» на развитие политической культуры в Великом Новгороде.

Подходы и методы исследования. Аксиологический подход: влияние иерархии ценностей новгородцев на уровень развития их политической культуры. В процессе проведения данного исследования мною были использованы следующие научные методы:

1) общефилософские: анализ, синтез, дедукция;

2) общенаучные: наблюдение, сравнение, описание, выдвижение гипотезы;

3) специализированные: социологический опрос и интервью.

Социальная актуальность. На мой взгляд, данная тема является вполне актуальной, потому как политическая культура в среде подростков (12-17 лет) в наши дни развита крайне плохо. Необходимы дополнительные стимулы для её развития, продвижения молодёжной политики и политических кружков, школ молодого политика. Дискуссионный клуб при ЦМИ «САМ» предлагает одно из направлений для развития молодёжной политики и политической культуры.

Научная новизна. Данная тема является новой. В ходе своих предварительных поисков я пришёл к выводу о том, что серьёзных исследований по интересующей меня теме на данный момент практически не существует. В процессе изучения сотен журналистских публикаций и репортажей я понял, что и во всём Великом Новгороде и Новгородской области дискуссионные клубы и молодёжная политика развиты крайне плохо.

Степень исследовательской проработанности. До меня данную тему на научном уровне никто всерьёз не затрагивал, и поэтому я вынужден был руководствоваться только своими собственными источниками и теми, которые были предоставлены мне администрацией ЦМИ «САМ». Подразумеваются информационные материалы, касающиеся того, что связано с изучением политической культуры в целом, государственной политики, слушаний думы, политических игр для подростков.

Для развития политической и интеллектуальной культуры общества создаются различные заведения, площадки, кружки и организации. Например, дискуссионные клубы.

Установим дефиницию того, что такое дискуссионный клуб. Слово «дискуссионный» имеет следующие значения в русском языке: 1) Соотносящийся по значению с существительным «дискуссия», связанный с ним. 2) Свойственный дискуссии, характерный для неё [1]. Исходя из этого, следует понимать, что в данных клубах проводится обсуждение его участниками волнующих их остросоциальных вопросов.

2. Специфика жизни современного подростка.

Является вполне очевидным тот факт, что в современном обществе заинтересованность молодёжи в развитии политической культуры крайне низка. Политика представляется большинству подростков как нечто очень сложное, «уму непостижимое», «для взрослых» и т.д. Современный подросток с гораздо большей охотой и интересом будет проводить время в социальных сетях, рассматривая смешные картинки, играть в онлайн-игры или, в лучшем случае, заниматься спортом. Другой же крайностью является огульное обсуждение молодыми людьми той тематики, в которой они совершенно не компетентны, но при этом с упорством горных баранов настаивают на своей «правоте», слепо доверяя самым разным СМИ и не удосуживаясь проверять качество освоенной информации по научным и прочим серьёзным источникам.

В жизни современного подростка существуют десятки отвлекающих факторов. Например, реклама: огромное количество информации попадает на глаза подростку на улице, в социальных сетях, по телевизору, в печатных изданиях. Современная коммерческая реклама (самая большая по объёму разновидность рекламы в целом) не мотивирует индивида задумываться над чем-либо всерьёз, – напротив, она словно уничтожает здоровую скептическую мысль человека, приучает его к слепому доверию, зомбирует его всевозможными клише и стереотипами. Сказать, что какие-то принципиальные социально-политические и культурные задачи эффективно решает так называемая социальная реклама, мы тоже не можем, поскольку временами плакатные и прочие манифестируемые призывы наподобие «позвони родителям!» или «накорми голодную собачку!» тонут в новых волнах лжи и лицемерия. Согласуясь с нормами гетерономной морали (делаю то-то, чтобы получить вот это, а не искренно, из глубины Души, как в морали автономной, близкой к полноценной нравственности), какая-то часть людей начинает всего лишь зарабатывать удобные символические бонусы, ибо от репутации и имиджа сейчас практически напрямую зависит успех человека и в бизнесе, и в политике, и во многих других сферах.

Ещё одним отвлекающим фактором, на мой взгляд, является семья. В большинстве семей подростка, задающего вопросы, на которые не могут или не хотят ответить его родители, ждут такие фразы как: «Лучше бы математикой занимался!», «Лучше бы в секцию какую-нибудь записался!», «Эти мысли у тебя от избытка свободного времени!» и т.д. Мало кто из родителей желает посвящать своё время детям, жертвуя своими субъективными интересами (просмотр «зомбоящика» или посещение увеселительных заведений с друзьями) и, тем более, отвлекаясь от работы (которую нередко люди приносят домой, чтобы доделать). Лишь немногие «предки» в крайних случаях признают свою компетентность по различным жизненно важным вопросам и стараются вместе со своими чадами эту некомпетентность нейтрализовать, совместными усилиями ищут необходимые источники информации и обсуждают их содержание. Соответственно, согласно неутешительной статистике и непосредственным опытным наблюдениям, гражданская позиция (тем более взвешенная и аргументированная) и у родителей, и у детей вполне закономерно отходит на последний план. Подросток, слушая своих родителей и подчиняясь их «заветам», идёт и записывается в какой-нибудь кружок, занимается математикой или, в худшем случае, идёт употреблять спиртное со сверстниками.

Дома не всегда отвечают на интересующие вопросы, в школе учат только небольшой основе (а в случае, когда подросток не слушает и скучает на уроках, у него и вовсе не возникает вопросов), встречает непонимание среди сверстников, сталкивается с проблемой общения с противоположным полом, реклама заставляет мечтать о деньгах и свалившемся из ниоткуда обеспеченном будущем. Какая уж тут политическая культура?

Таким образом, на первом месте в иерархии ценностей современного подростка стоит успех в отношениях с противоположным полом, на втором – семейные отношения, где-то на третьем – учёба, а даже мысли о политике отходят на задний план. Если человек растёт, всё же, более-менее целеустремлённый, то вариациями приоритетных ценностей становятся стремление к успеху по какой-нибудь востребованной на сегодняшний день специализации (или кажущейся востребованной, как юриспруденция и экономический спектр специальностей, выпускниками которых новгородский рынок труда уже давно перенасыщен), сценическая популярность, удовлетворение амбиций и психических комплексов посредством грандиозного успеха и т.д. Всё распределяется по своим местам, занимая свободное время подростка, а политическая культура остаётся атавизмом, совершенно неразвитым, и со временем, вовсе отмирающим.

 

 

 

3. Возможности личностного развития. Дискуссионный клуб.

Существует немало вариантов развития политической культуры среди молодёжи, одним из которых является дискуссионный клуб. Однако, действительно ли он развивает именно политическую культуру?

Для начала дадим краткую характеристику центру молодёжных инициатив «САМ» (ЦМИ «САМ»). Данный центр является структурным подразделением муниципального бюджетного учреждения «Центр по работе с детьми и молодёжью “Алые паруса”» [2]. Он состоит из трёх основных подразделений: отдела по трудоустройству (молодёжная биржа труда), отдела организации мероприятий для молодёжи и молодёжного рекламного агентства [3]. По словам руководителя пресс-службы ЦМИ САМ Полины Кульпиной, изначально, в 90-е годы ХХ века, слово «САМ» манифестировалось в качестве аббревиатуры, означавшей «Союз Активной Молодёжи». Однако, с учётом изменения концепции работы «САМа», аббревиатура утратила свою необходимость и «САМ» стало самодостаточным словом, обозначающим «сам»-остоятельность детей, которые приходят в эту структуру заниматься волонтёрской деятельностью, работать или проводить различные культурные и прочие мероприятия.

В дискуссионном клубе при ЦМИ «САМ» Великого Новгорода любой из участников, пришедших на собрание, может предложить свою тему для обсуждения для следующего собрания. Действительно, дискуссионный клуб – именно то место, где можно обсудить остроактуальные вопросы и получить на них варианты ответов.

Тем не менее, следует констатировать, что дискуссионный клуб формируется из его непосредственных участников, а это – абсолютно такие же живые люди, как и везде, которых интересуют очень разные вопросы. Несомненно, приходя в дискуссионный клуб, человек, скорее всего, уже имеет какое-то образование. К сожалению, подростков в дискуссионном клубе практически нет. На многих встречах я являлся единственным участником, которому ещё не исполнилось 18 лет. Подростков такие мероприятия практически не интересуют.

Многие новгородские подростки обходят дискуссионный клуб стороной, периодически даже не воспринимая его как кружок или секцию. Им это кажется незначительным или крайне сложным. Некоторые, ввиду своей неуверенности, боятся показаться глупыми перед взрослыми, умными людьми, но абсолютное большинство просто не считает это чем-то полезным, важным или нужным. Проблемным является и тот нюанс, что в Великом Новгороде крайне неудовлетворительно развит рекламный сектор, ориентированный именно на культурное развитие человека, а не на сиюминутный ширпотреб.

О многих некоммерческих мероприятиях в условиях дефицита крупномасштабных афиш мы узнаем либо от знакомых, либо из социальных сетей, но для того, чтобы на конкретные группы событий и клубов выйти, нужно, опять же, проявлять целенаправленный тематический интерес, поскольку они точно не на виду и не являются, как сейчас модно выражаться, «хеадлайнерами». Такие исключения, как интернет-журнал «Область Культуры» (режим доступа: http://okultureno.ru/afisha/) только подтверждают общие тенденции, хотя определённый прогресс на виртуальных пространствах, всё же, замечен: мало-помалу создаются и развиваются такие ресурсы, как «Куда пойти?» (режим доступа: https://vk.com/novevent), «Мероприятия и события Великого Новгорода» (режим доступа: https://vk.com/dosugvn), достаточно качественно развивается молодыми журналистами раздел «Куда пойти» в сетевом издании «ВНовгороде.ру. Только что. В деталях. Под рукой» (режим доступа: https://vnovgorode.ru/razvlecheniya.html) и другие ресурсы. Тем не менее, есть достаточно отчётливое осознание того, что находит лишь ищущий, а вопрос с развитием масс так и остаётся открытым.

Таким образом, получается, что большинство подростков само отталкивает ценные возможности своего полноценного развития, что обусловлено влиянием иерархии стереотипных, не всегда оправданных, ценностей.

 

 

4. Политические вопросы в дискуссионном клубе.

Поскольку подростки с волнующими их политическими вопросами в дискуссионном клубе практически отсутствуют, а взрослые участники ищут ответы на свои вопросы сами в свободное время, пользуясь различными источниками, то политические темы становятся как будто не актуальными. Ввиду сложившейся ситуации организаторами и кураторами клуба подбираются другие темы, более обширные, общефилософские или из серии вечных вопросов, волнующие или просто интересные участникам.

Мною было взято интервью у руководителя центра «САМ» Н.В. Петрова, в котором он выразился так: «Дискуссионный клуб играет мизерную роль, делая умнее максимум десяток человек из 20000 молодёжи Великого Новгорода». Также им было подчёркнуто, что дискуссионный клуб значительно сильнее влияет на общее развитие подростка.

Помимо этого, мною был проведён опрос, который показал, что влияние собраний дискуссионного клуба на развитие политической культуры нашего города крайне низкое, то есть политические взгляды, убеждения и предпочтения людей остаются практически неизменными, а если и изменяются, то только за счёт повышения уровня общего развития и познания новых фактов истории или биографии различных людей. Участники клуба приходят с желанием обсуждать остро волнующие их социальные вопросы, а не углубляться в политические споры и дебаты. Ко всему прочему, люди, приходящие в дискуссионный клуб уже имеют свои политические взгляды и предпочтения, основанные на их личном опыте, исторических фактах, мировоззрении и т.д.

Однако, я считаю, что существование в человеке политической культуры невозможно без хорошего уровня общего развития, ведь, в мире всё развивается гармонично. Одно без другого просто неосуществимо.

 

 

5. Степень влияния дискуссионного клуба

на развитие политической культуры.

 

Таким образом, влияние дискуссионного клуба при центре «САМ» на развитие политической культуры Великого Новгорода незначительно. Тем не менее, оно есть, причём, оно даёт фундамент для развития («кто начал, тот уже не начинающий»). Однако, далеко не каждый этим пользуется настолько, насколько это возможно. Стоит развивать политическую культуру молодёжи, создавая политизированные дискуссионные клубы или кружки с политическим уклоном.

Однако, дискуссионный клуб сильно влияет на общие развитие подростка и его существование крайне важно для современного поколения.

 

 

 

 

Данная научно-исследовательская работа была успешно защищена 30 марта 2017 г.

на VII Городской научно-практической конференции для учащихся

в секции «Обществознание» ГНОУ (Городского Научного Общества Учащихся).

 


[1] Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovorus.ru/index.php?ID=96905&pg=38&w=%C4%C8%D1%CA%D3%D1%D1%C8%CE%CD%CD%DB%C9&s=%C4&a= >.

[2] Центр молодежных инициатив «САМ». Официальная группа в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/cmi_sam.

[3] Отдел по делам молодёжи комитета культуры и молодёжной политики Администрации Великого Новгорода – Учреждение молодёжной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://molodoy.adm.nov.ru/institutions.php.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.