ПОНЯТИЕ О ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Канахина Татьяна Викторовна

Дата публикации: 15.06.2017

Опубликовано пользователем: Канахина Ольга Дмитриевна

Рубрика ГРНТИ: 05.00.00 Демография, 06.00.00 Экономика. Экономические науки, 10.00.00 Государство и право. Юридические науки

Библиографическая ссылка:
Канахина Т.В. Понятие о закрытых административно-территориальных образованиях // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2017/06/9356 (дата обращения: 06.10.2017)

Во всем мире издавна практикуется установление государством на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов как системного механизма решения общегосударственных и региональных проблем, которые или не вписываются в общий порядок регулирования регионов (например, необходимость ликвидации последствий природных или техногенных катастроф на определенных территориях), или по своей сути требуют установления специфического организационно-правового пространства (например, формирование закрытых административно-территориальных образований).

Целью создания административно-территориальных образований изначально являлось – стимулирование работы предприятий, которые были связанны с системой безопасности страны.

Расположенные на определенной территории предприятия и города-спутники получили от государства значительные налоговые отступления, после этого их стали называть – «российские оффшорные зоны». Однако, первоначальная ценность ЗАТО для государства – это их огромный оборонный потенциал.

В первом специализированном нормативно-правовом акте – Федеральный Закон № 3297-1-ФЗ «О закрытых административно-территориальных образованиях» от 14 июля 1992 года (далее закон «О ЗАТО») [3] в отношении ЗАТО появляется аббревиатура, указывающая на особое положение ЗАТО среди иных территориальных образований в Российской Федерации.

В соответствии с законом о ЗАТО [3], можно выделить три отличительных признака ЗАТО:

  • наличие органов местного самоуправления;
  • расположение в пределах закрытого образования промышленного предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военного или иного объекта, для которого устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны;
  • специальные условия проживания граждан.

Но стоит отметить, что наличие у территориального образования одного или двух из этих признаков не означает, что рассматриваемое территориальное образование – ЗАТО.

Вопрос о присвоении статуса ЗАТО находится в исключительной компетенции Президента. Необходимо соответствие образования всем трем признакам, а также специальное решение Президента Российской Федерации. вопрос. Согласно ст.2 п.2. ФЗ «О ЗАТО» – Президент Российской Федерации принимает решение о создании, упразднении ЗАТО и изменении его границ. Порядок упразднения ЗАТО и изменения его границ так до конца и не был оформлен в российском законодательстве. В литературе по проблемам государственного управления отмечается лишь, что при принятии решения об упразднении закрытого административно-территориального образования необходимо определить этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, изменения специальных условий проживания граждан, изменения административно-территориального деления, в том числе виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения бывшего ЗАТО.

Следовательно, в число первоочередных задач государства в отношении закрытых образований в ближайшие годы должна войти четкая и грамотная проработка положения об упразднении ЗАТО, включающего, главным образом, вопрос ликвидации последствий такой реорганизации для субъекта Российской Федерации и населения этого субъекта. В отношении вопроса о разделе территории и перекройке границ ЗАТО, необходимо определить сами эти понятия – границы и территория ЗАТО. В соответствии со ст. 1 п. 2 ФЗ «О ЗАТО» – территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасности предприятий и (или) объектов, а также с учетом развития потребностей населения. В данном случае, границы ЗАТО могут совпадать и не совпадать с границами субъектов Российской Федерации, с границами районов, входящих в их состав.

В Российской Федерации в настоящее время существует 48 закрытых административно-территориальных образований. Десять закрытых администра -тивно – территориальных образований Министерства атомной энергетики – города и поселки, в которых создавалось или создается ядерное оружие и системы его обслуживания. 37 закрытых административно-территориальных образований Министерства обороны Российской Федерации – это военные точки, на вооружении которых, находятся ракеты с ядерным арсеналом.

С принятием указа Президиума Верховного совета РСФСР от 17 марта 1954 года «О преобразовании некоторых населённых пунктов в города областного подчинения и рабочие посёлки» ряд закрытых образований (например, Свердловск-44 (Новоуральск), Свердловск-45 (Лесной), Златоуст-20 (Трехгорный), Челябинск-40 (Челябинск-65, Озёрск)) получили статус городов и рабочих посёлков, а значит и возможность формировать органы местной власти – городские Советы Депутатов. Несмотря на это система «завод-город» продолжала действовать и фактически возглавляли осуществлял управление ЗАТО директор завода.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.