ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Якиева Яна Рамаевна

Дата публикации: 24.08.2017

Опубликовано пользователем: clemenca

Рубрика ГРНТИ: 06.00.00 Экономика. Экономические науки, 10.00.00 Государство и право. Юридические науки

УДК: 351

Ключевые слова: , , ,

Библиографическая ссылка:
Якиева Я.Р. Государственно-частное партнерство в Республике Башкортостан // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2017/08/9782 (дата обращения: 28.10.2017)

Ни в литературе, ни в законодательных актах не указано точного определения термина «государственно-частного партнерства» (ГЧП) в России. В общих чертах подобное явление можно интерпретировать как среднесрочное или долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса, основанное на объединение общих ресурсов и распределении потенциальных рисков и ответственности, направленное на решение общественно значимых задач.

На современном этапе развития нашей страны привлечение частных инвесторов является крайне острой необходимостью и, пожалуй, самым эффективным способом обновления социальной инфраструктуры. Государство не справляется самостоятельно с данной задачей: не хватает бюджетных средств и способов реализации масштабных проектов, отсутствуют конкурентоспособные и эффективно функционирующие хозяйствующие объекты [11]. Поэтому взаимодействие двух сторон – частного и государственного партнеров – представляет собой довольно перспективное направление социально-экономического развития каждого региона РФ.

В последние несколько лет практически в каждом регионе наблюдается устойчивая тенденция снижения расходования бюджетных средств на нужды инфраструктуры ежегодно примерно на 10%, а между тем для того, чтобы обеспечить экономический рост Российской Федерации необходимо в течение ближайшего десятилетия привлекать инвестиции в различные виды инфраструктур: энергетическую, транспортную, социальную, коммунальную.  И именно ГЧП может и должно стать новым механизмом решения данной проблемы, который выведет на новый эффективный уровень систему гос. управления и коммерческий сектор [10]

На начало текущего года 2446 инфраструктурных проектов, предполагающих привлечение частных инвестиций, прошли стадию принятия решения о реализации. Среди проектов ГЧП, прошедших данную стадию:

  • 17 проектов федерального уровня;
  • 238 проектов регионального уровня;
  • 2191 проект муниципального уровня.

Согласно ежегодно составляемому рейтингу регионов РФ по уровню развития ГЧП Республика Башкортостан по итогам 2016 года занимает 7 место ( KPI 67,7%). По сравнению с 2015 годом нашему региону удалось переместиться вверх в таблице на 5 позиций и повысить KPI на 13,5%.

В настоящий момент сформирована необходимая правовая база, создан Инвестиционный фонд Республики Башкортостан как инструмент финансовой поддержки проектов ГЧП.

Нормативную правовую базу ГЧП сегодня составляет:

  • Федеральный закон от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
  • Федеральный закон от 13 июля 2015 года №224-ФЗ “О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;
  • Закон Республики Башкортостан от 17 июня 2016 года №368-з «Об участии Республики Башкортостан в проектах государственно-частного партнерства»;
  • Закон Республики Башкортостан от 01 июля 2013 года № 701-з «Об Инвестиционном фонде Республики Башкортостан»;
  • Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 августа 2016 года №336 « О порядке межведомственного взаимодействия при подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства в Республике Башкортостан».

В связи с принятием последнего в вышеуказанном списке Постановления была внедрена процедура оценки эффективности проекта ГЧП и определения его сравнительного преимущества с реализацией проекта по схеме Федерального закона о контрактной системе, а также изменены сроки рассмотрения проектов ГЧП. Порядком установлен механизм согласования проектов ГЧП по принципу «одного окна» через уполномоченный орган – Минэкономразвития РБ.  До принятия подобного решения частному партнеру приходилось самостоятельно согласовывать все  документы с органами исполнительной власти Башкортостана. Кроме того, Порядок утвердил формы реестра инициатив и реестра соглашений государственно-частного партнерства с участием Республики Башкортостан.

Среди текущих ГЧП проектов, одобренных к реализации Правительственной комиссией по рассмотрению и поддержке приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан на сегодняшний день можно выделить:

  • Восточный выезд из г.Уфа;
  • Автодорога Стерлитамак-Кага-Магнитогорск;
  • Автоматизированная система фото и видео-фиксации административных правонарушений;
  • Стадион «Спорт Академия» в г. Стерлитамаке;
  • Межмуниципальная система переработки и утилизации ТКО.

Среди наиболее удачно реализованного республиканского инвестиционного проекта можно выделить строительство клинического госпиталя «Мать и дитя» в г. Уфа, который победил в  I Всероссийском  конкурсе «Лучший проект государственно-частного взаимодействия в здравоохранении».

Проанализировав современное состояние ГЧП в РБ можно выделить следующие перспективные направления развития ГЧП  в данном регионе:

  1. Внедрение регионального «ГЧП-Стандарта»;
  2. Создание регионального оператора ГЧП;
  3. Расширение сферы применения ГЧП, реализация пилотных проектов.

 

Список литературы:

  1. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед.закон РФ от 13.07.2015 №224-ФЗ  // СПС «Консультант плюс».
  2. О концессионных соглашениях [Электронный ресурс]: фед.закон РФ от 21.07.2015 №224-ФЗ  // СПС «Консультант плюс».
  3. Об инвестиционных фондах [Электронный ресурс]: фед. закон РФ от 29.11.2001 №156-ФЗ // СПС «Консультант плюс».
  4. Положение о Координационном совете по государственно-частному партнерству при Минэконоразвития РФ [Электронный ресурс]: приказ Минэкономразвития России от 19.05.2014 №279 // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Аблаев, И.М. Основные принципы государственно-частного партнерства в условиях модернизации мировой экономики // Экономика и политика. – 2013. – № 2 (99).
  6. Алексадрова О.А., Ханнанова Т.Р. Развитие инвестиционного потенциала г.Уфа // Экономика и социум. – 2013. – №4(1). – С.30-31.
  7. Баженов, А.В. Государственно-частное партнёрство в России: состояние и перспективы развития // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2010. – №4.
  8. Евдокимов Д.А., Ханнанова Т.Р. Проблемы органов местного самоуправления  // Экономика и социум. – 2013. - № 4-1 (9). – С. 503-505.
  9. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016–2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. – 32 с.
  10. Калина, Н.А. Анализ существующих проблем развития государственно-частного партнерства в России и разработка рекомендаций по их решению // Современные проблемы и науки образования. – 2014.- № 6.
Текст файла « »:
Якиева Я.Р., студентка 4 курса ГМУ ФБОУ ВО БГАУ, Российская Федерация, г.УфаГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В данной статье рассмотрена сущность государственно-частного партнерства, региональная законодательная база гчп в Республике Башкортостан и проведен анализ проектов, одобренных для реализации. Ключевые слова: государственно-частное партнерство, проекты гчп, рейтинг региона, законодательная база Ни в литературе, ни в законодательных актах не указано точного определения термина «государственно-частного партнерства» (ГЧП) в России. В общих чертах подобное явление можно интерпретировать как среднесрочное или долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса, основанное на объединение общих ресурсов и распределении потенциальных рисков и ответственности, направленное на решение общественно значимых задач. На современном этапе развития нашей страны привлечение частных инвесторов является крайне острой необходимостью и, пожалуй, самым эффективным способом обновления социальной инфраструктуры. Государство не справляется самостоятельно с данной задачей: не хватает бюджетных средств и способов реализации масштабных проектов, отсутствуют конкурентоспособные и эффективно функционирующие хозяйствующие объекты [11]. Поэтому взаимодействие двух сторон – частного и государственного партнеров – представляет собой довольно перспективное направление социально-экономического развития каждого региона РФ. В последние несколько лет практически в каждом регионе наблюдается устойчивая тенденция снижения расходования бюджетных средств на нужды инфраструктуры ежегодно примерно на 10%, а между тем для того, чтобы обеспечить экономический рост Российской Федерации необходимо в течение ближайшего десятилетия привлекать инвестиции в различные виды инфраструктур: энергетическую, транспортную, социальную, коммунальную. И именно ГЧП может и должно стать новым механизмом решения данной проблемы, который выведет на новый эффективный уровень систему гос. управления и коммерческий сектор [10] На начало текущего года 2446 инфраструктурных проектов, предполагающих привлечение частных инвестиций, прошли стадию принятия решения о реализации. Среди проектов ГЧП, прошедших данную стадию: 17 проектов федерального уровня; 238 проектов регионального уровня; 2191 проект муниципального уровня. Согласно ежегодно составляемому рейтингу регионов РФ по уровню развития ГЧП Республика Башкортостан по итогам 2016 года занимает 7 место ( KPI 67,7%). По сравнению с 2015 годом нашему региону удалось переместиться вверх в таблице на 5 позиций и повысить KPI на 13,5%. В настоящий момент сформирована необходимая правовая база, создан Инвестиционный фонд Республики Башкортостан как инструмент финансовой поддержки проектов ГЧП.  Нормативную правовую базу ГЧП сегодня составляет: Федеральный закон от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»; Федеральный закон от 13 июля 2015 года №224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";  Закон Республики Башкортостан от 17 июня 2016 года №368-з «Об участии Республики Башкортостан в проектах государственно-частного партнерства»; Закон Республики Башкортостан от 01 июля 2013 года № 701-з «Об Инвестиционном фонде Республики Башкортостан»; Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 августа 2016 года №336 « О порядке межведомственного взаимодействия при подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства в Республике Башкортостан». В связи с принятием последнего в вышеуказанном списке Постановления была внедрена процедура оценки эффективности проекта ГЧП и определения его сравнительного преимущества с реализацией проекта по схеме Федерального закона о контрактной системе, а также изменены сроки рассмотрения проектов ГЧП. Порядком установлен механизм согласования проектов ГЧП по принципу «одного окна» через уполномоченный орган – Минэкономразвития РБ.  До принятия подобного решения частному партнеру приходилось самостоятельно согласовывать все документы с органами исполнительной власти Башкортостана. Кроме того, Порядок утвердил формы реестра инициатив и реестра соглашений государственно-частного партнерства с участием Республики Башкортостан. Среди текущих ГЧП проектов, одобренных к реализации Правительственной комиссией по рассмотрению и поддержке приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан на сегодняшний день можно выделить: Восточный выезд из г.Уфа; Автодорога Стерлитамак-Кага-Магнитогорск; Автоматизированная система фото и видео-фиксации административных правонарушений; Стадион «Спорт Академия» в г. Стерлитамаке; Межмуниципальная система переработки и утилизации ТКО. Среди наиболее удачно реализованного республиканского инвестиционного проекта можно выделить строительство клинического госпиталя «Мать и дитя» в г. Уфа, который победил в  I Всероссийском конкурсе «Лучший проект государственно-частного взаимодействия в здравоохранении». Проанализировав современное состояние ГЧП в РБ можно выделить следующие перспективные направления развития ГЧП в данном регионе: Внедрение регионального «ГЧП-Стандарта»; Создание регионального оператора ГЧП; Расширение сферы применения ГЧП, реализация пилотных проектов. Список литературы: О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед.закон РФ от 13.07.2015 №224-ФЗ // СПС «Консультант плюс». О концессионных соглашениях [Электронный ресурс]: фед.закон РФ от 21.07.2015 №224-ФЗ // СПС «Консультант плюс». Об инвестиционных фондах [Электронный ресурс]: фед. закон РФ от 29.11.2001 №156-ФЗ // СПС «Консультант плюс». Положение о Координационном совете по государственно-частному партнерству при Минэконоразвития РФ [Электронный ресурс]: приказ Минэкономразвития России от 19.05.2014 №279 // СПС «КонсультантПлюс». Аблаев, И.М. Основные принципы государственно-частного партнерства в условиях модернизации мировой экономики // Экономика и политика. – 2013. - № 2 (99). Алексадрова О.А., Ханнанова Т.Р. Развитие инвестиционного потенциала г.Уфа // Экономика и социум. – 2013. - №4(1). – С.30-31. Баженов, А.В. Государственно-частное партнёрство в России: состояние и перспективы развития // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2010. - №4. Евдокимов Д.А., Ханнанова Т.Р. Проблемы органов местного самоуправления // Экономика и социум. - 2013. - № 4-1 (9). - С. 503-505. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016–2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. – 32 с. Калина, Н.А. Анализ существующих проблем развития государственно-частного партнерства в России и разработка рекомендаций по их решению // Современные проблемы и науки образования. – 2014.- № 6.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.