ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ФИШБОУН Д. БАЛАНКА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ» НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ханипов Иван Фаннурович

Дата публикации: 05.10.2017

Опубликовано пользователем: Ханипов Иван Фаннурович

Рубрика ГРНТИ: 82.00.00 Организация и управление

УДК: 353.2

Библиографическая ссылка:
Ханипов И.Ф. Использование приема Фишбоун Д. Баланка в процессе преподавания дисциплины «Экономическая безопасность территории» на примере Свердловской области // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2017/10/9825 (дата обращения: 23.09.2018)

Ханипов Иван Фаннурович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

студент группы ГМУ-16М Сб

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из основных задач современного образования является не только поиск путей повышения эффективности процесса обучения, но и предоставление возможностей для раскрытия творческих способностей всех участников процесса обучения. Известны разнообразные инновационные приемы, служащие решению этих задач, в т. ч. и образовательная технология Фишбоун. Этот прием описан у Д. Баланки.

Слово «фишбоун» в переводе означает «скелет рыбы». Этот педагогический прием был предложен в 1952 году японским профессором Кауро Ишикава, крупнейшим теоретиком менеджмента, как метод структурного анализа причинно-следственных связей. Однако фишбоун в настоящее время широко применяется не только в науке, но и в бизнесе, менеджменте, политике.

Прием Фишбоун может быть использован при изучении любой управленческой учебной дисциплины, он позволяет организовать как индивидуальную, так и групповую работу.

Суть педагогического приема Фишбоун состоит в следующем. В голове скелета рыбы обозначена изучаемая тема (проблема). На самом скелете рыбы находятся косточки верхние и нижние, причем нижние косточки должны быть расположены напротив верхних косточек. На верхних костях отображаются причины возникновения происходящих (изучаемых) событий. На нижних же костях формулируются факты, подтверждающие наличие зафиксированных ими причин. Записи на всех костях должны быть краткими, точными, лаконичными, четко отражать суть, представлять собой ключевые слова, словосочетания, факты. В хвосте рыбы располагается вывод по изучаемой теме (проблеме). Схема Фишбоун представлена на рисунке 1.


Рисунок 1 – Схема Фишбоун

 

С целью визуализации проблемы удобно применять диаграмму выдающегося японского специалиста в области качества Каору Исикавы («скелет рыбы», fishbone diagram), которая представляет собой графическое упорядочение факторов, влияющих на объект анализа [9,64].

Изучаемая проблема на диаграмме – это «голова рыбьей кости». «Хребет» на диаграмме условно изображается в виде прямой горизонтальной стрелки. Причины и факторы, прямо и косвенно влияющие на проблему, изображаются наклонными стрелками – это «кости» [9,64].

На диаграмму Исикавы по направлению вправо наносят основные «кости» (категории), которые имеют отношение к рассматриваемой проблеме [9,64].

В преподавании управленческих дисциплин «фишбоун» удобно использовать при организации решения объемных задач [9]. Важно при этом, чтобы решение этих задач было связано с проведением исследований, с необходимостью творческого применения всех полученных студентами знаний по пройденной теме. На верхних костях рыбы помещены виды (этапы) исследования или задачи, на которые разбивается решение всей поставленной задачи. На костях хребта располагаются средства для проведения управленческих исследований в различных отраслях народного хозяйства. На нижних ребрах отображаются полученные результаты исследований.

Для принятия правильного решения, направленного на устранение проблемы или несогласованности, проводится анализ, в результате чего необходимо:

1) выявить, причину того, почему процесс выходит за заданные рамки, т. е. причину возникновения несоответствия;

2) внести измене процессы, разработать и реализовать корректирующие действия с целью устранения причин данного или подобного несоответствия.

При проведении анализа на несоответствия необходимо выявлять и фиксировать все факторы, даже те, которые кажутся малозначительными. Для этого, как правило, привлекаются эксперты, имеющих отношение к данному процессу или знакомых с ним. От экспертов не должна ускользнуть ни одна возможная причина. Выявленные причины нужно проранжировать по степени риска возникновения несоответствия, именно из-за рассматриваемой причины. Если по обнаруженной причине нельзя предпринять никаких мер, то рассматриваемую проблему нужно разбить на подпроблемы и проанализировать их причины.

Я хотел бы рассмотреть дисциплину «Экономическая безопасность территории» в аспекте «Продовольственная безопасность территории» на примере Свердловской области, используя прием Фишбоум.

Основным правовым актом, регулирующим отношения в области продовольственной безопасности, в настоящее время является Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента РФ № 120 от 30 января 2010 года [1]. Доктрина определила четыре главных направления обеспечения продовольственной безопасности в РФ, представленных в таблице 1.

Таблица 1 – Главные направления продовольственной безопасности в РФ

Первое

– производство сельскохозяйственной продукции силами российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, в объемах обеспечивающих питание населения в соответствии с медицинскими показателями и рациональными нормами питания, при импорте сырья и продовольствия не свыше 20%.

Второе

– качество, биологическая полноценность и безопасность, в том числе экологическая, сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающие здоровое питание населения.

Третье

– экономическая доступность продуктов питания для всех групп населения, получающих денежные средства или из бюджета, или от экономической деятельности.

Четвертое

– физическая доступность продовольственных товаров через объекты торговой инфраструктуры и общественного питания различных типов.

 

Правовое регулирование обеспечения продовольственной безопасности в соответствии с нормами Конституции РФ распространяются и на субъекты РФ. В Свердловской области действует областной закон №6-ОЗ от 31 января 2012 года «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» [3].

Выявление возможных угроз продовольственной безопасности и разработка мероприятий по их предотвращению имеют определяющее значение в системе обеспечения экономической безопасности Свердловской области.

Пищевая система представляет собой сложный, разветвленный набор участников рынка, производящих ресурсы, сельскохозяйственное сырье, продукты питания, занимающиеся продажей, транспортировкой, хранением и торговлей продуктами питания. Субъектами пищевой системы являются научные и образовательные учреждения и структуры, которые принимают решения по управлению и развитию пищевого сектора в регионе и формируют основные направления развития пищевой политики. Продовольственная безопасность региона напрямую зависит от состояния сельского хозяйства, где сегодня есть проблемы, представленные на рисунке 2 и в таблице 2.

 


Рисунок 2 – Факты и причины угрозы продовольственной безопасности в Свердловской

Таблица 2 – Факты и причины угрозы продовольственной безопасности в Свердловской области

 

Проблема:

Угрозы продовольственной безопасности в Свердловской области

Факты

Причины

Технико-технологическое отставание от развитых стран мира

- недостаточный уровень доходов товаропроизводителей для осуществления модернизации;

Рост ценовых диспропорций
между продукцией сельского хозяйства и материально-техническими ресурсами

- колебания рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию

Не высокая рентабельность производства и продукции, маляая инвестиционная привлекательность

- межотраслевой ценовой дисбаланс сельского хозяйства и отраслей, взаимодействующих с АПК; низкий уровень государственной поддержки, высокая закредитованность сельских товаропроизводителей;

Ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку

- несовершенство инфраструктуры рынка и возрастающей монополизации торговых сетей;

Отсутствие у большей части сельхоз-организаций международных сертификатов качества продукции

- качество сельскохозяйственной продукции не отвечает требованиям общественного производства,

Высокий уровень фальсифицированной и контрафактной продукции

- недобросовестность

товаропроизводителей

Ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения

- высокий уровень безработицы, низкий уровень жизни

Вывод:

Для стабилизации продовольственной безопасности Свердловской области необходимо рациональное использование всех имеющихся ресурсов и эффективное управление АПК.

 

Одной из проблем, имеющихся в сельском хозяйстве Свердловской области является техническое и технологическое отставание РФ от развитых стран мира в виду недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации, высокий уровень физического и морального износа основных фондов, недостаток собственных средств для реализации масштабного технико-технологического перевооружения производства. Кроме этого, положение отягощается уровнем ценовых диспропорций между сельскохозяйственной продукцией и материально-техническими ресурсами, используемыми в сельскохозяйственном производстве. Для сельского хозяйства характерна не высокая рентабельность производства и продукции, и как следствие – низкая инвестиционная привлекательность. Кроме того, на рынке существует ограниченный доступ сельскохозяйственных производителей в условиях несовершенства его инфраструктуры и увеличения монополизации торговых сетей. Подавляющему большинству предприятий не хватает международных сертификатов качества продукции, что создает опасность кризиса в этом виде деятельности в контексте предстоящего вступления России в ВТО. В регионе высокий уровень фальсифицированной и контрафактной продукции, а также импорт из-за пределов некачественной продукции по более низким ценам. По словам министра АПК и продовольствия Свердловской области в 2016 году закрылось несколько известных крупных предприятий, производители не выдержали конкуренции с недобросовестными производителями. В области большой проблемой является фальсификация. В 2016 году из, примерно, 300 проверок, проведенных по качеству колбас, половина случаев выявила факты фальсификации, то есть несоответствие требованиям и содержанию, указанным на этикетке. В принципе, такие продукты импортируются нам из других областей. Если региону удастся удалить фальсифицированные продукты из торговли, Свердловские мясоперерабатывающие заводы готовы удвоить производство мясных и колбасных изделий и полностью занять рынок качественной продукцией.

Проблема дефицита профессиональных кадров актуальна во всех сферах экономики, но особенно остро она ощущается в сельском хозяйстве. В настоящее время средний возраст руководителей составляет 50 лет, средний возраст работающих – 44-46 лет. Доля работающих руководителей и специалистов – пенсионеров составляет 13%. Высшее образование среди руководителей сельхозпредприятий имеют 74%, среди главных специалистов – 67%. Не хватает квалифицированных специалистов, знающих современную технику, умеющих использовать новейшие технологии. Кроме «старения» имеющихся кадров и снижения качества кадрового состава, ситуацию усугубляет сохраняющаяся тенденция общего сокращения количества работающих в сельскохозяйственном производстве.

Основными причинами перечисленных проблем можно назвать продолжающийся отток молодежи из деревни в город, невысокий уровень заработной платы относительно других отраслей, непривлекательность сельского труда и условий проживания в сельской местности. По состоянию на 01.11.2016 года среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составляла чуть более 22 тыс. рублей (информация по полному кругу организаций), в то время как в среднем по области – около 32 тыс. рублей.

Прием Фишбоун помогает аналитикам визуально видеть причины, которым следует уделять особое внимание, а также разрабатывать корректирующие и превентивные меры для их устранения или уменьшения воздействия на конечный результат. Использование программного обеспечения позволяет ускорить процесс анализа, не используя много бумажных документов, а также для накопления базы знаний о проблемах и решениях [7,65].

     И как результат полученного анализа, – основной целью долгосрочного планирования развития производства пищевых продуктов является решение обозначенных проблем и обеспечение населения Свердловской области натуральной, экологически безопасной продукцией в объемах и ассортименте, необходимых для качественного, полноценного и рационального питания.

Поэтому для преодоления имеющихся проблем Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области разработало Стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности до 2020 года. Стратегия определяет цели, задачи, основные направления долгосрочного социально-экономического развития пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области с учетом актуальных проблемных вопросов, стратегического вектора модернизации и технического перевооружения продуктов питания и переработки промышленных предприятий Свердловской области, служит концептуальной основой развития малого бизнеса в отрасли, развития государственно-частного партнерства, стимулирования инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению предприятий.

Приоритетные цели развития на период до 2020 года, представленные на рисунке 3.

Рисунок 3 –Приоритетные задачи развития долгосрочного социально-экономического развития пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области

В государственной программе «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года» предусмотрены мероприятия, реализация которых позволяет создавать условия для привлечения квалифицированных кадров в сельскохозяйственное производство. Так для решения самой острой на сегодняшний день кадровой проблемы необходимо заинтересовать молодежь жизнью в сельской местности, чтобы они не стремились уезжать в города.

Механизмы этого есть. Во-первых, нужно строить жилье. Для этого в 2015 году депутаты приняли закон, согласно которого молодые специалисты на селе имеют право без аукциона получать земли под строительство домов. Необходимо развивать социальную сферу, обеспечивать село всеми благами цивилизации, какие есть в городе – интернет, клубы, кинотеатры [10].

Реализация мероприятий по развитию сельских населенных пунктов осуществляется в рамках комплексной программы Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области (Уральская деревня») до 2020 года». Программа «Уральская деревня» предусматривает мероприятия, охватывающие все сферы жизни сельских жителей: развитие сельскохозяйственного производства, медицинские и социальные услуги, образование, культуру и спорт, строительство и ремонт дорог, а также жилищное строительство и газификацию сельских поселений и т. д. Финансирование программы «Уральская деревня» осуществляется за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.

Реализация программ позволит сократить отток молодежи из сельской местности, решить проблему обеспечения кадрами агропромышленного комплекса и улучшить социально-экономическую ситуацию в сельских населенных пунктах.

В дополнение к вышеизложенному добавлю, что в 2016 г. Губернатором Евгением Куйвашевым было принято решение подготовить комплексную программу по обеспечению квалифицированными кадрами сферу агропромышленного комплекса. Программа должна включать разделы профориентации работающих специалистов, повышения их квалификации, целевого обучения студентов в нашем аграрном вузе. Все это должно делаться системно. От Губернатора поступило предложение привлечь к этой работе Законодательное Собрание области. Губернатор Евгений Куйвашев дал поручение министерству АПК и продовольствия, министерству общего и профессионального образования Свердловской области совместно с уральским государственным аграрным университетом, средними агропромышленными учебными заведениями области, ведущими сельхозпредприятиями начать подготовку программы по кадровой политике в АПК.

Аналогичным образом диаграмма Исикавы также может использоваться для анализа последствий. Изменяя направление «костей», вы можете получить возможные последствия, которые также оцениваются на основе экспертных оценок и помогают оценить безотлагательность и уместность организации корректирующих и профилактических мер [7,66]. Если рассмотреть через прием Фишбоун последствия катастрофы продовольственной безопасности, то они будут страшными. Россия с этим уже сталкивалась в 20-30-х годах 20 века, когда от голодомора в бесчеловечных мучениях погибло более 10 млн. человек.

Таким образом, трудно найти такие области аналитической деятельности, где бы диаграмма Исикавы не могла найти применение. С помощью ее можно решать широкий спектр конструкторских, технологических, технических, экономических, организационных, социальных и других задач.

В заключение хочу отметить, что метод проектов является в настоящее время одной из популярнейших педагогических технологий, формирующей умение комфортно адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни в современном обществе.

Создавая и развивая ключевые компетенции управленческих направлений, способствуя формированию управленческой мобильности, проектно-модульное обучение является одной из перспективных технологий при изучении управленческих дисциплин в вузе.

Ценность приема Фишбоун обусловлена тем, что, несмотря на свою простоту, он позволяет студентам разделить стоящую проблему на:

- несколько причин и аргументов;

- обосновать свои предположения;

- визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

- ранжировать факторы по степени их значимости (ближе к голове обычно располагаются наиболее важные из них).

Велико его значение и как метода, развивающего критическое мышление. Кроме того, прием Фишбоун дает студентам возможность развивать навыки работы с информацией, умение ставить и решать проблемы. Однако у студентов могут, разумеется, возникнуть затруднения в поиске причин, установлении степени их влияния на происходящие события.

Использование схемы «фишбоун» дает наибольший эффект на заключительных занятиях по изучаемой теме, когда систематизируются и обобщаются полученные знания, выстраивается стройная система рассмотренных терминов, их свойств, предполагающая раскрытие, глубокое понимание и усвоение взаимосвязей между ними.

Несмотря на значимость вышеизложенного, я хочу подчеркнуть, что преподаватели многих стран, обладающих огромным опытом проектного обучения, считают, что эту педагогическую технологию следует использовать только как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения личностного и академического роста.

Список использованной литературы

 

1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120. – Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12172719/#ixzz4jh1oWcmi;

2. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы [Электронный ресурс] : утверждена Законом Свердловской области “О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 – 2030 годы”. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429024960;

3. Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области [Электронный ресурс] : Закон Свердловской области от 31 января 2012 года N 6-ОЗ : (с изменениями на 22 июля 2016 года). – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453114222;

4. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Свердловской области от 16 октября 2013 года N 1228-ПП. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453135206;

5. Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года [Электронный ресурс] : государственная программа Свердловской области : утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 23 октября 2013 года N 1285-ПП. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453135181;

6. Публичная декларация целей и задач Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области на 2017 год [Электронный ресурс] / Приказ    Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия    Свердловской области от 28.12.2016 № 606. – Режим доступа: http://mcxso.midural.ru/uploads/document/1717/prikaz-mshso-ot-28122016-606.pdf;

7. Филипповская, Т. В. Методика преподавания экономических дисциплин [Электронный ресурс] : в 3 ч. : учебно-метод. пособие / Т. В. Филипповская ; Мво образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург : Издательство УрГЭУ, 2014. – Ч. 2. Методы, приемы и технологии преподавания экономических дисциплин в вузе в условиях компетентностного подхода. – С. 61-66.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.