ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО И ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ

Фахретдинова Галия Илдусовна

Дата публикации: 09.04.2018

Опубликовано пользователем: Фахретдинова Галия Илдусовна

Рубрика ГРНТИ: 82.00.00 Организация и управление

Раздел портала: Башкирский государственный аграрный университет

Библиографическая ссылка:
Фахретдинова Г.И. Понятие и проблемы муниципального управления школьного и детского питания // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2018/04/9998 (дата обращения: 09.04.2018)

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков — одна из главных задач государства и общества. Эта актуальная тема привлекает все большее внимание правительства нашей страны. Если ответственность за здоровье ребенка до семилетнего возраста лежит, в основном, на его родителях, то момента поступления в школу за ребенка отвечают и педагоги, и работники школьных столовых.

Сегодня большинство школьников не получают в полном объеме необходимое количество питательных веществ. Дефицит белков, витаминов и минеральных веществ отрицательно сказывается на их физическом и умственном развитии. В результате многие учащиеся к окончанию школы имеют разные заболевания, недостаточную массу тела, девушки детородного возраста зачастую не в состоянии произвести на свет здоровое потомство, а молодые люди ослаблены и не способны переносить физическую нагрузку, соответствующую их возрасту.

Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального района является содействие повышения качества и доступности социальных услуг. Социальные гарантии на образование включают социальную поддержку, охрану труда обучающихся, воспитанников и работников, в том числе организацию питания в общеобразовательных учреждениях.

Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из основных факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.

Система школьного питания включает субъекты, участвующие в организации питания, выполняемые ими функции и отношения между субъектами. Субъекты: органы управления регионального и районного уровней, поставщики продуктов и поставщики питания, образовательные учреждения и пищеблоки при них, а также сами потребители (школьники) и их родители (как законные представители).

Хотя в разных регионах распределение функций между субъектами ШП различается, в общем оно таково:

1)                Региональное Управление образования устанавливает методические основы, предлагает порядок учета, организует взаимодействие с другими ведомствами (контрольно-ревизиоными органами, Роспотребнадзором). Региональное отделение Роспотребнадзора (отдел надзора за условиями воспитания и обучения) устанавливает методические основы работы по обеспечению безопасности питания для здоровья (а это не только чистота, но и требования к рациону, типовые меню, документооборот технологического контроля и другие вопросы соблюдения санитарных правил).

2)                В районном управлении (отделе) образования ответственные за питание школьного и дошкольного отдела ведут методическое руководство организацией школьного питания в подведомственных учреждениях. Районное отделение Роспотребнадзора контролирует безопасность питания для здоровья (следовательно, и рацион) и соблюдение санитарных правил в подведомственных учреждениях.

 ris1

Рисунок 1  Система школьного питания

2) В районном управлении (отделе) образования ответственные за питание школьного и дошкольного отдела ведут методическое руководство организацией школьного питания в подведомственных учреждениях. Районное отделение Роспотребнадзора контролирует безопасность питания для здоровья (следовательно, и рацион) и соблюдение санитарных правил в подведомственных учреждениях.

3) На уровне учреждения (пищеблока) происходит непосредственная организация питания. Ведется контроль стоимости питания, внутренний мониторинг пищевой ценности рациона, технологический контроль. А также персональный учет питающихся.

При централизованной организации питания выше уровня пищеблока «располагается» уровень комбината питания, который организует питание одновременно в нескольких пищеблоках. Ему делегируются полномочия по планированию питания, учету продуктов, стоимости, расчетам, мониторингу пищевой ценности и технологическому контролю.

В тех случаях, когда региональная система питания предусматривает сертификацию и конкурсные процедуры среди поставщиков продуктов, в системе управления школьным питанием добавляется уровень «поставщик продуктов». Поставщики при этом являются важной системообразующей составляющей и участвуют в системе управления:

- принимая оперативные заявки от потребителей,

- при контроле дисциплины ценообразования и регулярности поставок.
Система школьного питания включает также уровень потребительский, к которому относятся учащиеся, родители и родительские организации.

Разработаем авторское определение муниципального управления школьным и детским питанием.

Муниципальное управление школьным и детским питанием – административная и экономическая деятельность местных органов власти, направленная на поддержание и развитие рационального питания в общеобразовательных школах и дошкольных образовательных учреждениях, которые находятся в собственности городской/поселковой общины.

Далее рассмотрим проблемы в области муниципального управления школьным и детским питанием.

Таблица 1 Проблемы в области муниципального управления школьным и детским питанием

Проблема Пути решения
Отсутствует единая концепция школьного и детского питания Должна быть утверждена концепция организации системы школьного питания в Российской Федерации. Данная Концепция должна определить стратегические цели и задачи организации питания
Обеспечивать достойную заработную  плату работникам школьного и детского питания с целью обеспечения качеств Принять меры по совершенствованию системы оплаты труда работников сферы питания в образовательных учреждениях.
Отсутствие регламентированных типов питания и наборы продуктов к ним Разработать типовые среднесуточные наборы продуктов и примерные меню для различных типов образовательных учреждений с учётом новых технологий.

Таким образом, мы рассмотрели определения муниципального управления и школьного и детского питания, разработали авторское определение муниципального управления школьным и детским питанием.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бушуев В.В. Качество жизни и его индексы: мир и Россия// Уровень жизни населения регионов России. -2016. – №1. – С. 18-22.
  2. Булатова С.И., Попенова Л.П., Лазарева Т.Н. Оценка состояния питания учащихся общеобразовательных учреждений  // Актуальные проблемы питания: материалы науч.-практ. конф. – Пермь, 2017.– С.35-37.
  3. Есева Т.В., Бойко Е.Р. О пищевых привычках школьников // Профилактическая медицина.– 2016. – Т. 15. №4. – С.33-36.
  4. Жеребин В.М., Ермакова М.А. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения.// Вопросы статистики. -2017. – №6. – С. 3-7.
  5. Жеребин В.М, Ермакова Н.А, Земленская В.Н. Экономический рост, занятость и уровень жизни населения//Вопросы статистики. – 2013 – №7 – с.24

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.