РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Микрюков Никита Владимирович

Дата публикации: 28.09.2018

Опубликовано пользователем: Микрюков Никита Владимирович

Рубрика ГРНТИ: 14.00.00 Народное образование. Педагогика, 73.00.00 Транспорт

УДК: 351.814.331.5; 378.141.4

Библиографическая ссылка:
Микрюков Н.В. Разработка методов подготовки кадров специалистов службы управления воздушным движением в Республике Узбекистан // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2018/09/10072 (дата обращения: 28.09.2018)

Для успешного применения правил, касающихся безопасности и регулярности полётов необходима оценка всеми заинтересованными лицами степени соответствующего риска, а также глубокое понимание указанных правил. Диспетчеры УВД играют важную роль в безопасности эксплуатации воздушных судов. Международное воздушное право требует, чтобы данный авиационный персонал был обучен надлежащим образом.

Согласно Части I Приложения 6 к Конвенции о международной гражданской авиации, основные обязанности авиадиспетчера заключаются в следующем:

- оказывать помощь КВС в предполетной подготовке путем обеспечения соответствующей информацией;

- оказывать помощь КВС в подготовке рабочего плана полета и плана полета для ОВД, подписывать, когда это применимо, и представлять план полета для ОВД соответствующему органу ОВД;

- с помощью навигационных средств и средств радиосвязи обеспечивать КВС необходимой информацией для безопасного выполнения полета;

- при возникновении аварийной обстановки действовать согласно правилам, изложенным в руководстве по организации воздушного движения [1].

Однако, деятельность диспетчера УВД не ограничивается основными обязанностями. Авиадиспетчер и КВС несут совместную ответственность за предполетное планирование, задержку и разрешение на осуществление полета ВС в соответствии с установленными правилами и должностными инструкциями.

Диспетчер УВД должен быть обучен соответствующим образом по всем вопросам, необходимым для осуществления надлежащего контроля и надзора за эксплуатацией ВС. Он должен уметь продемонстрировать высокое чувство ответственности, надежности и способности ясного мышления, а также принятия соответствующих решений по мере необходимости [2].

Согласно Приложению 1 к Конвенции о международной гражданской авиации и Авиационным правилам Республики Узбекистан (Часть 61) «Выдача свидетельств и классификация авиационного персонала гражданской авиации Республики Узбекистан», авиадиспетчер должен обладать глубокими знаниями в следующих областях: иностранный язык, воздушное право, оборудование УВД, возможности человека, метеорология, навигация, эксплуатационные правила [3, 4]. Эти «блоки», в частности, включают в себя изучение конкретной документации и дисциплин. Иностранный язык:

- способность говорить на английском языке;

- ведение радиосвязи на английском языке;

- умение пользоваться документами аэронавигационной информации, изданными на английском языке.

Воздушное право:

- Воздушный кодекс Республики Узбекистан;

- Положение об использовании воздушного пространства Республики Узбекистан;

- Приложения, документы и циркуляры ИКАО.

Оборудование УВД:

- тактико-технические характеристики радиолокационного, радионавигационного оборудования и средств авиационной электросвязи;

- размещение и принцип работы радиолокационного, радионавигационного оборудования.

Возможности человека:

- фундаментальные концепции человеческого фактора;

- управленческие и организационные аспекты человеческого фактора;

- концепция CNS/ATM;

- эргономика;

- аспекты человеческого фактора при УВД;

- человеческий фактор при техническом обслуживании и инспекции ВС.

Метеорология:

- авиационная метеорология;

- применение и понимание метеорологической документации и информации;

- возникновение и характеристики особых явлений погоды, которые влияют на выполнение полетов и их безопасность.

Навигация:

- принципы аэронавигации;

- принципы, ограничения и точность навигационных систем и визуальных средств.

Эксплуатационные правила:

- Авиационные правила Республики Узбекистан (Часть 71) «Обслуживание воздушного движения в гражданской авиации»;

- Авиационные правила Республики Узбекистан (Часть 96) «Радиотелефонная связь в гражданской авиации»;

- руководство по организации воздушного движения;

- правила расследования авиационных происшествий и инцидентов;

- технологии работы диспетчера.

Осуществление регуляции международных полетов ВС лежит на правовых нормах, представляющих из себя ряд конвенций, законодательные правила, распоряжения, соглашения, принимаемые государствами для обеспечения безопасности и регулярности полетов. Решение этих задач требует, чтобы все государства принимали и внедряли общие стандарты эксплуатации воздушных судов, связанные с обучением, выдачей свидетельств, сертификацией и т. п. в части, касающейся международных полетов. Стандартизация эксплуатационной практики международных перевозок имеет исключительную важность для предотвращения дорогостоящих ошибок, которые могут быть вызваны недопониманием или отсутствием опыта. При обучении дисциплинам, связанным с воздушным правом, преподаватель обязан излагать с широким описанием нормтивных требований, которым должна отвечать деятельность эксплуатанта, осуществляющего коммерческие воздушные перевозки, при этом упор должен делаться на нормативные документы, важные непосредственно для диспетчера УВД, включая концепции руководства полетами, которые наглядно демонстрируют применение нормативных требований к работе авиадиспетчера. По окончанию обучения данным дисциплинам, выпускник обязан быть способным определять роль международных и национальных авиационных регламентирующих органов, определять важность применяемых правил полетов воздушных судов и применять правила, относящиеся к полетам воздушных судов, в тех районах, за которые несет ответственность диспетчер УВД.

Обучение авиадиспетчера также должно включать в себя должно включать знание других аспектов эксплуатации воздушных судов, помимо его непосредственных обязанностей. Такой подход дает обучаемым более широкое представление об их условиях работы. В процессе обучения должно быть уделено внимание авиационной терминологии, а также теорией и психологией полета. Знания, полученные в процессе обучения дисциплинам, связанным с авиационной теорией, позволяют иметь более широкую осведомленность об эксплуатации воздушных судов, принципах воздушных перевозок и связи с летными экипажами и техническим персоналом. При обучении дисциплинам, связанным с авиационной теорией, преподаватель обязан кратко изложить описание деятельности, связанной с эксплуатацией ВС; использовать реалистичные модели, фотографии или       чертежи ВС при изучении его систем и динамических характеристик. По окончанию обучения данным дисциплинам, выпускник обязан уметь определять авиационную терминологию и ее основные термины, уметь применять их в соответствующем контексте; определять и описывать основные компоненты ВС, их использование и эксплуатацию, а также воздействие этих компонентов на полет и условия в кабине экипажа [5].

Список использованной литературы

1. ICAO Annex 6. Эксплуатация воздушных судов. Часть I. Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты. Издание десятое. Монреаль: ИКАО, 2016

2. ICAO Doc 7192 D-3. Руководство по обучению. Часть D-3. Сотрудник по обеспечению полетов/диспетчер. Издание второе. Монреаль: ИКАО, 1998

3. ICAO Annex 1. Выдача свидетельств авиационному персоналу. Издание одиннадцатое. Монреаль: ИКАО, 2011

4. Авиационные правила Республики Узбекистан (Часть 61) «Выдача свидетельств и классификация авиационного персонала гражданской авиации Республики Узбекистан» (АП-61). Ташкент: Государственная инспекция Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов, 2004

5. Микрюков Н.В. Методы совершенствования процесса обучения авиадиспетчеров в Республике Узбекистан. Новая наука в интерпретации современного образовательного процесса: Материалы Международных научно-практических мероприятий Общества Науки и Творчества. Казань, 2017


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.