ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ» НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА

Микрюков Никита Владимирович

Дата публикации: 07.10.2018

Опубликовано пользователем: Микрюков Никита Владимирович

Рубрика ГРНТИ: 14.00.00 Народное образование. Педагогика, 73.00.00 Транспорт

УДК: 351.814.331.5; 378.141.4

Библиографическая ссылка:
Микрюков Н.В. Организация обучения студентов бакалавриата по направлению «Управление воздушным движением» на основе анализа зарубежных учебных планов и рекомендаций действующего диспетчерского состава // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2018/10/10086 (дата обращения: 07.10.2018)

К специалисту, осуществляющему управление воздушным движением, предъявляется множество жёстких требований. Здоровье, концентрация, память, умение держать в голове множество различной информации. Однако, главным аспектом всегда были и будут знания, полученные авиадиспетчером как в процессе обучения, так и во время непосредственной практической деятельности на своём рабочем месте.

Согласно Циркуляру ИКАО № 241 [1], одной из составных частей системы УВД должны быть хорошо подготовленные и знающие свое дело диспетчера УВД, которые знают о всех имеющихся в наличии средствах обеспечения успешного УВД и могут умело их использовать.

Для возможности совершенствования процесса обучения по данному направлению было проведено соответствующее исследование. Одним из основных аспектов исследования были методы совершенствования процесса обучения авиадиспетчеров в Республике Узбекистан. Респондентам был задан вопрос о приоритетности изучения некоторых дисциплин, которые находились в учебном плане студентов бакалавриата по направлению «Управление воздушным движением», находятся в нем в данный момент, или предлагаются для введения в план в будущем (исключая основополагающие дисциплины, как «Организация обслуживания воздушного движения», «Технология работы диспетчера», «Правила фразеологии радиообмена» и др.). Помимо этого, были изучены учебные планы (по схожим направлениям образования) Университета аэронавтики Эмбри Риддл (Embry Riddle Aeronautical University) [2], Хэмптонского университета (Hampton University) [3] и Корейского аэрокосмического университета (Korea Aerospace University) [4].

Сводная диаграмма ответов авиадиспетчеров из Узбекистана выглядит следующим образом:

1

Рис. 1. Распределение важности изучения различных дисциплин по шкале от 1 до 10 по мнению авиадиспетчеров из Узбекистана

По мнению авиадиспетчеров из Узбекистана, большее внимание при подготовке кадров УВД следует уделять изучению отдельно взятых видов обеспечения полетов, в т.ч. работы смежных служб, с которыми диспетчера УВД взаимодействуют в процессе производства полетов.

Однако, сводная диаграмма ответов авиадиспетчеров из иностранных государств выглядит немного иначе:

2

Рис. 2. Распределение важности изучения различных дисциплин по шкале от 1 до 10 по мнению авиадиспетчеров из иностранных государств

Как видно из данной диаграммы, авиадиспетчера из иностранных государств рекомендуют уделять больше внимания международному воздушному праву, т.е. изучению приложений, документов и циркуляров ИКАО, а также выражают мнение по возможности исключения из рабочего плана некоторых общетехнических дисциплин для возможности увеличения количества учебных часов на изучение специализированных дисциплин.

После изучения мнений авиадиспетчеров из Республики Узбекистан и представителей службы УВД из иностранных государств, а также анализа рабочих планов ведущих мировых университетов, занимающихся подготовкой специалистов службы УВД, предлагается ввести поправки в рабочий план обучения бакалавров специальности «Управление воздушным движением» Ташкентского государственного технического университета.

3

Табл. 3. Предлагаемое распределение специализированных дисциплин рабочего плана обучения бакалавров по направлению «Управление воздушным движением»

Содержание предлагаемого учебного плана касательно специализированных дисциплин подразумевает изучение следующих предметов:

- Введение в специальность (аналог зарубежных предметов «Introduction to Air Traffic Management», «Aviation Foundations») – II семестр, 3 академических часа в неделю (без изменений);

- Профессиональная психология – II семестр, 3 академических часа в неделю (без изменений);

- Авиационная метеорология (аналог зарубежных предметов «Aviation Weather», «Aeronautical Meteorology») – 2 части, III-IV семестр, 4(I)/4(II) академических часов в неделю (разделение на 2 части, увеличение количества часов по сравнению с существующим планом, добавление во 2 часть информации о непосредственном метеорологическом обеспечении полетов (аналог зарубежного предмета «Aviation Weather Service») на конкретном аэродроме по рекомендации диспетчерского состава);

- Воздушное право (аналог зарубежного предмета «Municipal Aviation Law») – III семестр, 4 академических часа в неделю (без изменений);

- Международное воздушное право (аналог зарубежного предмета «International Aviation Law») – IV семестр, 3 академических часа в неделю (новая дисциплина, отсутствовавшая в учебном плане ранее; присутствует в учебном плане зарубежных университетов и рекомендована диспетчерским составом для изучения; предлагается преподавание предмета как на узбекском и русском языках, так и на английском языке);

- Организация обслуживания воздушного движения (синопсис зарубежных предметов «Air Traffic Control Tower», «Tower Operations», «Air Traffic Management») – IV семестр, 6 академических часов в неделю (увеличение количества часов по сравнению с текущим планом; предлагается преподавание предмета как на узбекском и русском языках, так и на английском языке);

- Моделирование процессов управления воздушным движением (аналог зарубежного предмета «Terminal Radar Operations») – IV семестр, 4 академических часа (предмет возвращен в учебный план);

- Специализированный английский язык (аналог зарубежного предмета «Aviation Practical English») – 4 части, V-VIII семестры, 3(V)/4(VI)/4(VII)/6(VIII) академических часов в неделю (увеличение количества часов по сравнению с текущим планом по рекомендации диспетчерского состава);

- Радиоэлектронное обеспечение полетов (синопсис зарубежных предметов «Aircraft Systems», «Flight Operations») – 3 части, V-VII семестры, 4(V)/4(VI)/4(VI) академических часов в неделю (новая дисциплина, отсутствовавшая в учебном плане ранее; рекомендована диспетчерским составом для изучения, предполагается объединить в программе дисциплины материал о радиотехническом и аэронавигационном обеспечении полетов);

- Технология работы диспетчера (синопсис зарубежных предметов «En route Radar Operations», «En route Non-Radar Operations», «Airline Operations», «Aeronautical Information Manual»), – 2 части, V-VI семестры, 4(V)/6(VI) академических часов в неделю (предлагается преподавание предмета как на узбекском и русском языках, так и на английском языке);

- Правила фразеологии радиообмена – V семестр, 6 академических часов в неделю (предлагается преподавание предмета как на узбекском и русском языках, так и на английском языке);

- Воздушная навигация (аналог зарубежного предмета «Air Navigation») – VI семестр, 4 академических часа в неделю (без изменений);

- Транспортное законодательство (аналог зарубежного предмета «Aviation Legislation») – VI семестр, 3 академических часа в неделю (без изменений);

- Автоматизированные системы управления воздушным движением (аналог зарубежного предмета «Air Navigation Aids») – 2 части, VII-VIII семестры, 4(VII)/4(VIII) академических часов в неделю (увеличение количества часов по сравнению с текущим планом);

- Специализированная тренажерная подготовка – VII-VII семестры, 8(VI)/8(VIII) академических часов в неделю (без изменений).

Принятие учебного плана, содержащего в себе изучение вышеперечисленных дисциплин, как стандарта обучения бакалавров по направлению «Управление воздушным движением», поможет повысить качество преподавания в Ташкентском государственном техническом университете, а также обеспечить качественную подготовку кадров для службы управления воздушным движением, отвечающую стандартам и рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Список использованной литературы

1. ICAO Cir 241. Человеческий фактор при управлении воздушным движением. Монреаль: ИКАО, 1993

2. Suggested Program of Study. Embry Riddle Aeronautical University. Daytona Beach, Florida, USA, 2017 (англ.)

3. B.S. Aviation Management – Air Traffic Control. Hampton University. Hampton, Virginia, USA, 2017 (англ.)

4. Curriculum Plan. Korea Aerospace University. Goyang, South Korea, 2017 (англ.)


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.