ФИЗИЧЕСКАЯ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Ксенофонтова Полина Михайловна

Дата публикации: 14.06.2019

Опубликовано пользователем: Ксенофонтова Полина Михайловна

Рубрика ГРНТИ: 14.00.00 Народное образование. Педагогика

Раздел портала: Магнитогорский государственный технический университет

Ключевые слова: , , , , , ,

Библиографическая ссылка:
Ксенофонтова П.М. Физическая и умственная работоспособность студентов // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2019/06/10333 (дата обращения: 14.06.2019)

Научный руководитель: Ковылин Владимир Серафимович

Аннотация

В статье представлена информация о работоспособности студентов и способах ее повышения, а также о необходимости спорта и отдыха для поддержания высокого показателя труда.

 

Работоспособность студента – это способность организма учащегося находиться в рабочем состоянии для большего усвоения и восприятия информации, физической работы, умственной деятельности. Работоспособность студента отражает его готовность реализовывать цели, трудиться на благо студенческого коллектива и быть полезным обществу.

Физиологи установили, что работоспособность является переменной. Это связано с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой режим совпадает с естественным суточным ритмом физиологических функций организма.

Рассматривая работоспособность  студентов, следует отметить то, что именно они находятся в наилучшей физической форме, которая позволяет им максимально быстро запоминать большой объем информации, разносторонне  развиваться, поддерживать отличную физическую форму. Именно молодые студенты менее подвержены влиянию различных отрицательных факторов. Многие ученые отмечают, что способность организма студента к безвредному перенесению больших перегрузок возрастает, если учащийся уделяет внимание спорту, именно физическим нагрузкам. Следует отметить, что с возрастом подобные свойства организма снижаются.

Стоит рассмотреть факторы, влияющие работоспособность учащегося в высшем учебном заведении:

1-ый – физиологического характера - состояние сердечно-сосудистой системы, нервной, пищеварительной и т.д.;

2-ой – физического характера – уровень освещенности помещения, температура воздуха, наличие отвлекающих деталей (шум), способность сконцентрироваться;

3-ий – психического характера - самочувствие, настрой на работу и т.д.

Помимо вышеперечисленных факторов на активную способность учащегося заниматься умственным трудом влияет еще и  физическое состояние, которые может быть улучшено с помощью средств физической культуры и спорта. Занятия спортом также увеличивают психологическую стабильность, так как способствуют психологической разгрузке посредством активной работы мышц. Именно спорт способствует выработке у студента как будущего профессионала стресоустойчивости и готовности к полноценно-загруженному дню. Обобщенные данные эффективного использования средств физической культуры в учебном процессе, обеспечивающие состояние значительной работоспособности учащихся ВУЗов во время учебы, следующие:

  1. продолжительная поддержка работоспособности в учебном труде;
  2. ускоренная адаптируемость;
  3. эмоциональная стабильность к сбивающим условиям;
  4. успешная реализация учебных требований и приличная успеваемость;
  5. дисциплинированность и организованность в учебе, быту, отдыхе;
  6. разумное использование свободного времени с целью получения полезной информации как для профессионального развития, так и для личностного роста

В течении недели работоспособность студентов меняется. В первые “рабочие” дни работоспособность увеличивается, так как отдохнувший студент готов к умственной и физической работе, организм легко воспринимает информацию, усталость долго не наступает. На третий день учебы работоспособность студента достигает максимального уровня, который затем постепенно снижается к концу недели.

Следует учитывать, что необходим и важным для студента является отдых, который непременно должен следовать за периодом активной работоспособности. Если же студент не соблюдает режим отдыха (например: здоровый сон, прогулки на свежем воздухе, зарядка для шеи и глаз после долгого пребывания за компьютером), то работоспособность в скором времени начинает резко снижаться, студент не в состоянии выполнить максимальное количество запланированной работы, так как появляется утомление.

Утомление – это снижение работоспособности человека из-за чрезмерной или длительной нагрузки на какой-либо орган (например: глаза) или организм в целом. Следует понимать, что если не дать организму после большой нагрузки отдохнуть, то наступает переутомление.

Переутомление – это еще большее снижение работоспособности, которое приводит к снижению иммунитета, развитию опасных заболеваний, способствует повышению раздражительности и даже травматизма, а также ухудшению состояния мышц, позвоночника.

Утомление и переутомление зачастую наступают из-за небольшого объема работы мускульной системы студента, за  которой следует ухудшение кровообращения в головном мозге. Этим и опасна сидячая деятельность студента.

Следует отметить, что при совмещении физической и умственной активности студенту необходимо выработать собственный индивидуальный баланс, отвечающий требованиям как внешним (расписание занятий студента, наличие спортивной площадки, зала или комплекса), так  и внутренним (физиологические и физические способности организма).

Регулярные тренировки студента способствуют появлению позитивного настроения, формируют эмоциональную стабильность и способность с наименьшим психологическим напряжением выполнять трудную работу.

Библиографический список

  1. Физическая работоспособность человека [Электронный ресурс] URL: http://medbiol.ru // Биология и медицина (дата обращения: 07.05.2019)
  2. Работоспособность человека [Электронный ресурс] URL: http://www.up-pro.ru // Управление производством (дата обращения: 07.05.2019)
  3. Особое состояние студентов во время экзаменов [Электронный ресурс] URL: http://studopedia.org // Физическая культура студента и жизнь (дата обращения: 07.05.2019)
  4. Физиология человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.booksmed.com/fiziologiya/565-fiziologiya-cheloveka-pokrovskij-uchebnik.html (дата обращения: 07.05.2019).
  5. Николаева И.В., Николаев П.П. Физическая культура и спорт в жизни студента // Интеграция инновационных систем и технологий в процесс физического воспитания молодежи: Сборник научных трудов. Министерство образования и науки РФ, ГОУ ВПО Ульяновский государственный технический университет, Министерство образования и науки Ульяновской области. – 2010. – С. 171-175.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором публикации (комментарии/рецензии к публикации)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.